Аналитика и комментарии

07 марта 2007

Без места под солнцем

В прошлом году IT-департаменты банков особенно остро ощущали дефицит квалифицированных кадров. Все чаще специалисты высокого класса стали «перетекать» не только из банка в банк, но и в зарубежные IT-компании - туда, где, по их мнению, квалификация и труд лучше оплачиваются. Эксперты и руководители отделов информационных технологий банков называют целый ряд причин, из-за которых во многих банках проблема с кадрами в IT-департаменте остается нерешенной, от чего страдает развитие их бизнеса.

В режиме форс-мажора

Одна из наиболее распространенных ситуаций, с которой сталкивается IT-департамент банка: слишком часто задачи, которые перед ним ставятся, носят форс-мажорный характер. Чаще всего подобные заказы поступают от бизнес-подразделений банка или внешнего руководства, иногда такого рода работа возникает из-за изменений в нормативной базе Центробанка. Отделу все время приходится в пожарном порядке решать сиюминутные задачи, постоянно пересматривать приоритеты, перебрасывать сотрудников с одного аврального участка на другой. Такой режим делает невозможным не только долгосрочное стратегическое планирование развития IT-инфраструктуры, но и краткосрочное планирование текущих работ. Кроме того, IT-департаменты традиционно не доукомплектованы квалифицированными кадрами. Сотрудников едва хватает на выполнение тех самых текущих срочных работ.

При этом не каждое руководство банка готово согласиться с тем, что стратегическое развитие информационной инфраструктуры возможно лишь при наличии некоторого, пусть минимального, запаса человеческих ресурсов. Как правило, во многих банках его нет. Из-за того, что не хватает сотрудников определенной квалификации, отсутствует и взаимозаменяемость. Если единственный специалист уходит в отпуск или берет «больничный», возникает критическая ситуация, т. к. передать его функции просто некому.

Взгляд с другой стороны

Что думают об этой проблеме представители IT-компаний, которые активно работают в банковском секторе? «Часто приходится сталкиваться с тем, что в банке есть пара-тройка «IT-гуру» из старых опытных сотрудников, а остальные не могут самостоятельно решать вопросы, говорит заместитель генерального директора компании «Компьютерные системы для бизнеса CSBI» Константин Фильчагин. - Еще одна проблема - отношение в банке к IT-департаменту всего лишь как к обслуживающему подразделению, которое находится где-то рядом с электриками. Такое положение дел ведет к отсутствию целостного взгляда на IT-проекты и координации работы по их реализации. В результате, когда руководителем проекта становится сотрудник IT, у него часто нет четкого понимания бизнес-цели проекта и приоритетов».

С этим мнением согласен и Андрей Малов, член совета директоров компании БИС: «Приходится иногда сталкиваться с тем, что, выступая для компании-разработчика заказчиком, IT-отдел банка является лишь передаточным звеном, минимально влияя на определение целей проекта и его основных этапов. Он возлагает всю ответственность за его реализацию на IT-компанию, не обеспечивая ее необходимой информацией, качественными постановочными документами, специфицированными требованиями. Все это негативно влияет как на качество, так и на сроки исполнения проекта».

Лусинэ Мартиросян, руководитель направления поддержки проектов в финансовом секторе представительства Fujitsu Siemens Computers в России и СНГ, считает, что, несмотря на существующие сложности, уровень IT-менеджмента крупных российских банков достаточно высок: «Это, например, такие банки, как ТрансКредитБанк, Банк «Русский Стандарт», СДМ-Банк, - говорит она. - Профессионализм IT-менеджмента помогает вендору и системному интегратору успешно и относительно быстро реализовывать сложные проекты».

Когда спрос превышает предложение

Представители IT-департаментов банков и IT-компаний едины во мнении, что бурный рост банковских услуг породил активный спрос на IT-специалистов на рынке труда, создав острый дефицит квалифицированных кадров среднего и высокого класса. Спрос сейчас превышает предложение. Но, несмотря на это, некоторые банки, определяя размер оклада IT-сотрудников, руководствуются старыми стереотипами, когда «айтишник» за $200 был готов работать за весь отдел. Например, совершенно очевидно, что сейчас на вес золота должны цениться банковские технологи и аналитики - специалисты, которые хорошо знают и информационные технологии, и специфику банковского бизнеса. Тем не менее во многих банках им зачастую платят зарплату обычного программиста, хотя таких сотрудников на рынке труда гораздо меньше, чем обычных программистов.

Ситуация с IT-специалистами, занимающимися технической поддержкой инфраструктуры, получше. Зарплата, которую они получают в банке, вполне соответствует уровню их ожиданий.

Однако существующий кризис на рынке кадров уже имеет свои последствия. Стало обычным делом переманивание IT-специалистов из банка в банк. Банк, который переманил, конечно, доволен - опытный сотрудник сразу же включается в работу, в то время как на обучение и адаптацию программиста без опыта надо потратить какое-то время. А вот банку, у которого его переманили, придется искать замену, причем не факт, что удастся ее найти на тот оклад, с которого ушел «недооцененный» работник.

Некоторые эксперты отмечают и другую тенденцию миграцию кадров из банков в IT-компании и наоборот, причем из банков чаще уходят в зарубежные компании, а в банки берут сотрудников из российских.

Ученье - свет

У целого ряда IT-компаний, как отечественных, так и зарубежных, работающих в банковском сегменте, уже существуют различные виды обучения для IT-специалистов с различной специализацией и уровнем квалификации. Пока лишь немногие банки используют прекрасную возможность повысить квалификацию своего IT-персонала, хотя зачастую предлагаемые условия обучения вполне приемлемы. «Могу отметить, что даже недостаточно подготовленные сотрудники банка всегда проявляют интерес и хотят пройти обучение у вендора. Мы удовлетворяем эти запросы, - говорит Лусинэ Мартиросян. - У нас есть курсы, которые помогают нашим потенциальным заказчикам и тем, кто работает с нами сейчас, обучать или повышать квалификацию их IТ-персонала». Андрей Малов считает, что банк вполне может решить проблему с IT-кадрами, направляя по мере необходимости своих сотрудников на обучение в компанию - разработчика используемого программного продукта. «В частности, наша компания периодически организует внутренние курсы обучения для работников банка-заказчика, а с наиболее крупными банками эта работа организована на регулярной основе в форме семинаров на их территории». По его мнению, еще один выход - использование банком так называемого outstaffing. Это временное привлечение сотрудников IT-компаний определенной специализации на какие-то этапы проекта. Александр Жарков, начальник Управления автоматизации Московского кредитного банка, предлагает свой подход: «На работу в IT-департамент необходимо принимать не только квалифицированных специалистов, но и стажеров, способных постепенно изучить предметную область и технологию работы банка «изнутри».

Кроме того, должна быть достаточно прозрачная для всех работников система мотивации, позволяющая стимулировать скорость и качество выполняемой работы, а также максимально уменьшить «текучку» кадров. И, конечно, необходимо соблюдать баланс между числом сотрудников в IТ-департаменте и количеством проектов, которые они ведут».

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРАКТИКА

АУТСОРСИНГ: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Все чаще обсуждается тема передачи каких-то функций IT-департамента банка на аутсорсинг IT-компании. И хотя на Западе такая форма работы весьма распространена и считается эффективной, российские банки, как крупные, так и небольшие, все еще не рискуют всерьез использовать эту возможность.

Александр Жарков, начальник Управления автоматизации Московского кредитного банка:

- Современное программное и аппаратное обеспечение существенно усложнилось по сравнению с тем, которое использовалось, скажем, 10 лет назад. Поэтому на аутсорсинг следует отдавать либо крупные долгосрочные проекты, либо проекты, которые требуют наличия высокопрофессиональных сотрудников с хорошим знанием предметной области, имеющих высокую квалификацию и большой опыт работы. Содержание таких специалистов достаточно обременительно для банка с точки зрения материальных затрат. В МКБ уже есть положительный опыт ведения проектов, отданных на аутсорсинг. Самое главное, что определяет их успех, - это доверительные отношения между исполнителем и заказчиком, позволяющие оперативно решать возникающие проблемы.

Андрей Малов, член совета директоров компании БИС:

- Сейчас, на мой взгляд, наиболее оптимально отдавать на аутсорсинг разработку IT-стратегии банка, оптимизацию бизнес-процессов, разработку новой функциональности банковского ПО, сопровождение филиальной сети. Но, по моему наблюдению, к полной передаче IT-проектов на аутсорсинг банки не готовы, прежде всего из-за вопросов безопасности.

Лусинэ Мартиросян, руководитель направления поддержки проектов в финансовом секторе представительства Fujitsu Siemens Computers в России и СНГ:

- IT-департамент банка сложно идет на аутсорсинг, поскольку большие проекты, связанные с бизнесом банка, содержат конфиденциальную информацию. Единственное, что чаще всего отдают на аутсорсинг, - IT-проекты, исключающие любую утечку жизненно важной для банка информации.

РИСКИ IT-ПРОЕКТА

Юлия Амириди, заместитель генерального директора компании Intersoft Lab по маркетингу и работе с партнерами:

- Практика показывает, что чем крупнее банк, тем острее в ходе реализации IT-проекта встает проблема взаимоотношений между IT-подразделением, которое его реализует, и бизнес-подразделениями, которые вынуждены менять привычную технологию работы. Противоречия в интересах, соперничество, взаимное непонимание могут серьезно тормозить развитие проекта. Минимизации этого риска способствует «внутренний» PR проекта и его справедливое финансирование со стороны подразделений.

Недостаточная квалификация исполнителей проекта в банке, уход ведущего сотрудника проекта или просто отсутствие исполнителя может стать причиной затягивания сроков внедрения, даже реализованный проект может быть не передан в эксплуатацию. Чтобы избежать этого риска, необходимо выделять достаточные финансовые ресурсы для привлечения квалифицированных исполнителей проекта.

Агунда Алборова
Поделиться:
 

Возврат к списку