Аналитика и комментарии

07 марта 2007

Принятого закона недостаточно

Важна даже не столько поправка в ГК РФ а сам факт ее принятия, сигнализирующий общее изменение отношения к контрактам с производными инструментами. Это положительный политический знак. Как он повлияет на рынок?

Во-первых, российским компаниям станет проще работать с иностранцами. Потому что до последнего времени любой производный контракт для нас всегда означал кредитный риск, ведь если контрагенты захотят скрыться в омуте российского законодательства, мы ничего не сможем сделать. Новые факторы - вступление поправки в силу и судебная практика, при которой производные контракты будут иметь такую же защиту, как и остальные сделки, - ослабят наши кредитные требования.

Во-вторых, конкуренция иностранных банков за то, чтобы присутствовать на российском рынке, еще более усилится. Сегодня на нем борьба проявляется не в том, кто предложит более интересный и новаторский продукт, а кто согласится на меньшую цену за больший риск. Иностранные банки, недавно пришедшие в Россию, ведут себя агрессивно, они готовы взять существенно больший риск, чем Дойче Банк. Мы более консервативны, иногда из-за этого можем потерять сделку. Улучшение законодательства позволит нам тоже вести более агрессивную политику.

Но если случится кризис, принятого закона недостаточно для того, чтобы обезопасить тех же иностранных игроков на внутреннем рынке, потому что отсутствуют гораздо более важные законы. Представьте, что вы заключили с какой-то компанией контракт. Потом она вдруг оформляет банкротство, и вам ваших денег уже никто не заплатит, а если это еще и контракт с двусторонними платежами, то платить заставят вас. Чтобы изменить положение дел, нужны законы о финансовом залоге и ликвидационном неттинге. Мы надеемся, что в 2007-м или начале 2008 года их все-таки примут, в противном случае поправка в Гражданский кодекс мало что даст на практике. Но самым важным для развития рынка производных могло бы стать создание прецедента юридической защиты производного контракта. Чтобы участники финансового рынка увидели, что Басманный суд может не только выполнять принятые где-то решения, а действительно объективно применять существующие законы и не допускать их нарушения в тех областях, где законодательство недостаточно разработано и эффективно.

акцент

Российским компаниям нужно хеджировать свои риски, хотя они это не очень любят делать, полагаясь на авось. Потому рынок развивается медленней, чем мог и должен бы

В чем особенность российского рынка деривативов? В 1997-1998 годах хеджировали риски иностранцы, а русские спекулировали. В то время рынок очень быстро развивался. Сегодня ситуация обратная: российским компаниям нужно хеджировать свои риски, хотя они это не очень любят делать, полагаясь на авось. Потому рынок развивается медленней, чем мог и должен бы. Западные банки готовы предоставить любые существующие производные инструменты, но на них пока не очень большой спрос.

Многие российские компании просто оставляют риски открытыми. А из-за плохого внутреннего учета и не всегда про эти риски знают. Отчетность настолько запутанная и неясная, что определить риски не так-то просто. Более того, при существующем бухучете у компании могут возникнуть проблемы с тем, как именно правильно учитывать и держать на своем балансе производные инструменты, которые будут хеджировать их риски. Для них проще все оставить как есть. Тем не менее ряд российских компаний риски все-таки хеджируют. Наш банк и Ситибанк - крупнейшие западные банки, которые предоставляют эти услуги. Мы являемся сегодня лидером на этом рынке и не собираемся сдавать позиции. Что касается российских банков, то они не столько наши конкуренты, сколько наши клиенты. Думаю, что росбанки, вдохновленные тем, что рынок деривативов, наконец, развивается, будут более активно и творчески работать со своими клиентами. Убеждать их в том, что риски надо хеджировать. Они лучше позиционированы для продажи хеджинговых продуктов своим клиентам, чем мы, потому что теснее с ними связаны. Но если российский банк убедит своего корпоративного клиента и потом сделает с ним какие-то деривативные продукты, то, чтобы закрыть свои собственные риски, он в любом случае придет к нам. Так что нам все равно кто будет заниматься деривативами в России, лишь бы кто-то занимался. Конечно, в долгосрочной перспективе компании, учитывающие свои риски и управляющие ими, выиграют, но в тех временных рамках, в которых оперируют большинство российских компаний, этого можно и не заметить. Поэтому надежда этого рынка на лучших и дальновидных.

Владимир Брюков
Поделиться:
 

Возврат к списку