Аналитика и комментарии

07 марта 2007

Право на жизнь

Торговля фьючерсными контрактами на доллар США в 1992 году стала началом развития отечественного срочного рынка. Все, что происходило на нем до 1998 года, было скорее «детством» рынка деривативов в России. Не хватало экономический стабильности, опыта, хеджеров и, прежде всего, развитой законодательной базы. В то время участники рынка руководствовались Федеральным законом «О товарных биржах и биржевой торговле». Позже вступил в силу Гражданский кодекс РФ, совершенствовалось валютное законодательство и законодательство о рынке ценных бумаг - все это сделало прямое применение большинства норм старого закона проблематичным. При биржевой торговле правила регулирования срочного рынка и механизмы управления рисками устанавливались организаторами торговли самостоятельно, а на внебиржевом рынке и вовсе существовала полная свобода договорных конструкций.

КРИЗИС И КАТАРСИС

Дефолт 1998 года и резкая девальвация рубля привели к краху многие банки. Дело в том, что российские банки, заключая расчетные валютные форварды с иностранцами, принимали на себя обязательство продавать им валюту по фиксированному курсу, составлявшему в то время немногим более 6 руб. за доллар. В августе 1998-го, когда доллар вырос почти в четыре раза, это означало огромные убытки для российских банков. Многие российские институты превратились в безнадежных должников, их кредиторы были вынуждены обратиться в суд. Выяснилось, что у большей части кредиторов отсутствует возможность судебного разбирательства, поскольку суд признал расчетные форвардные контракты сделками пари. А значит, согласно прежней редакции ст. 1062 ГК, защита требований по таким сделкам невозможна в судебном порядке. Поэтому выигравшая сторона не могла через суд предъявить требование проигравшей.

Общий объем внебиржевых сделок, по которым наши банки не выполнили свои обязательства в 1998 году, оценивался экспертами в размере от $30 до $50 млрд. Это очень затруднило последующее разрешение сложившейся ситуации. Мы надолго испортили отношения с иностранными партнерами. Банки, понесшие катастрофические потери на валютном рынке, утратили доверие к данному сегменту рынка. Срочный рынок фактически стал иностранным - цены на экспортные товары России формируются на зарубежных товарных биржах Лондонской международной нефтяной бирже (IPE), Бирже металлов (LME) и других. Европейские биржи (EUREX) организуют торговлю фьючерсными и опционными контрактами на российские акции.

Понимание того, что в ст. 1062 ГК нужно вносить изменения, сформировались только к 2001-2002 году. В 2002 году Конституционный суд рассмотрел жалобу одного из банков, который не получил своих денег от российского контрагента. Кредитор настаивал на неконституционности положения ст. 1062 ГК, т. к. Конституция гарантирует судебную защиту прав и законных интересов. Отсюда, по мнению заявителя, следовало, что раз суд отнес дериватив к играм-пари и на этом основании отказался защищать кредитора, то государство устранилось от защиты законных прав граждан, в данном случае предпринимателей. Однако Конституционный суд весьма элегантно показал, что нормы ст. 1062 ГК не нарушают конституционных прав и свобод, поскольку все зависит от решения конкретного дела и от квалификации арбитражным судом той или иной сделки. В своем определении суд отметил, что законодатель должен урегулировать рынок производных финансовых инструментов, это упростит арбитражным судам квалификацию конкретных договоров и таким образом решит проблему.

ДЕРИВАТИВЫ - ЭТО НЕ ИГРА

«Ставить на лошадь - это азартная игра; ставить на то, что вам придут три пиковые карты, - это развлечение; ставить на то, что хлопок поднимется на три пункта, - это бизнес. Чувствуете разницу?»

Роберт Пардо, Technical Analysis of Stocks and Commodities, Vol. 3:5 (117-183), 1985

ИНТРИГА НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПОЛЕ

Первыми активность проявили биржевики. При участии экспертов ММВБ был подготовлен закон о срочном рынке. Его идея заключалась в следующем - можно концептуально отрегулировать срочный рынок так же, как отрегулировали рынок ценных бумаг в 1996 году. Однако правительство отнеслось к законопроекту отрицательно, потому что подобный подход к срочному рынку не совсем приемлем. Если рынок ценных бумаг - акций и облигаций - самодостаточен, четко очерчен и сделки на нем совершаются с ценными бумагами, то на срочном рынке заключаются контракты на валюту, ценные бумаги или товары. Далее эти базисные активы могут становиться предметом поставки. Ведь дериватив - это финансовый инструмент, цена которого зависит от изменения цены на любой базисный актив. Поставочный форвард, фьючерс или опцион - это сделка с базисным активом. И здесь законодательное поле крайне широко: одни правила действуют на валютном рынке валюты, другие - на рынке ценных бумаг или сырой нефти. На протяжении 15 лет у нас по-разному регулировалась торговля различными видами активов. Этим занимались разные ведомства. Не существует замкнутого рынка деривативов. Потому на законопроекте был поставлен крест.

Настолько серьезными были последствия кризиса 1998 года, что не верилось, как маленькая поправка может решить такую сложную задачу

После этого возникла сложная дискуссия о том, надо ли нам вообще писать толстый закон о деривативах и производных финансовых инструментах. Практически нигде в мире такого закона не существует. Важная особенность этих сделок состоит в том, что они могут быть либо поставочными - когда в момент исполнения, по сути, происходит купля-продажа, либо расчетными - когда передается не базисный актив, а только выигрыш - разница между текущей рыночной и контрактной ценой базисного актива. Здесь нет движения актива: проигравшая сторона платит выигравшей некую сумму денег. Такого рода сделки по экономическому эффекту похожи на поставочные, но юристы обоснованно усматривают в них сходство с играми и пари, и до тех пор, пока вы не выделите их, не обеспечите судебной защитой, прогресса не будет.

Идея состояла в том, чтобы не вводить специального регулирования таких сделок. Ведь дериватив - это договор, который стороны могут заключать на любых условиях, кажущихся им интересными. Поэтому здесь огромная вариативность - по разным оценкам, на развитых рынках существует от 1,5 до 2 тыс. видов деривативов. Их не описать. Специальный закон для них не нужен и, видимо, невозможен. Но в то же время договоры в общем случае отрегулированы в ГК РФ. Поэтому и возникла идея внести в Кодекс такую поправку, которая обеспечит расчетным деривативам судебную защиту. Эта идея была высказана экспертами Комитета Госдумы по кредитным организациям в Концепции законодательного регулирования срочного рынка еще в 2002 году, документе, который был подготовлен в сотрудничестве с германскими юристами. Пять лет она пробивала право себе на жизнь.

Почему так долго шло обсуждение? Потому что в то же время другая группа депутатов настойчиво отстаивала идею специального закона о производных финансовых инструментах. Его проект был подготовлен в 2003 году. В течение года шла бурная полемика: нужен ли нам специальный закон или обойдемся поправками? Опасения возникли из-за того, что поправка не вводит определений форварда, фьючерса, опциона, других инструментов. А будет ли она понятна? Настолько серьезными были последствия кризиса 1998 года, что не верилось, как маленькая поправка может решить такую сложную задачу. Такова была логика законодателя. Длительная работа над специальным законом показала, что он не удовлетворяет ни участников рынка, ни юристов. В результате к концу 2003 года Министерство финансов и правительство выдали отрицательные заключения на все предложения.

С ЧИСТОГО ЛИСТА

В 2004 году новый состав депутатского корпуса начал работу с чистого листа. В конце года был организован Комитет АРБ по срочному рынку. Он был создан для того, чтобы разработать нормативные и договорные рамки срочного рынка, консолидировать участников рынка и подсказать законодателю наиболее эффективное решение. Настроенный по-деловому, комитет искал практически действенные рецепты. Его члены поддержали предложение по внесению компактной поправки в ст. 1062 Гражданского кодекса РФ. Осенью 2005 года текст поправки, согласованный с участниками рынка и с правительством, внесли в Госдуму депутаты Анатолий Аксаков, Владислав Резник и член Совета Федерации Сергей Васильев. В течение полутора лет предложения прошли Думу и президентских юристов и вступили в силу.

Параллельно с этим комитет начал работу по подготовке нового национального договора. Основная задача экспертов помощь законодателю и регуляторам в создании всей методологии рынка: от нормативной базы до учета и налогообложения. В конце концов, необходимо, чтобы как можно больше людей и хозяйствующих субъектов понимали смысл этого рынка, прежде всего, для чего нужны деривативы.

Ведь в условиях рыночной экономики деривативы выполняют огромное количество функций, которые в советские времена выполняла плановая система. Они позволяют предприятиям и организациям осуществлять долгосрочное планирование своей деятельности. На рынке деривативов можно уже сегодня зафиксировать цену на несколько лет вперед, заключать срочные договоры о продаже или покупке продукции. Кстати, на западных рынках уже заключают свопы срочностью 7-10 лет. Для всех остальных субъектов рынка срочные цены служат стоимостным ориентиром и позволяют прогнозировать развитие ситуации на рынке нефти, сахара, валюты, чего угодно. Это - макроэкономическое прогнозирование. А для компании это еще и страхование экономических рисков.

Похоже, что российский рынок дозрел до них. Сегодня он стал более устойчивым по сравнению с 90-ми годами; первичные риски, связанные с выживанием бизнеса, сняты с повестки дня. Ключевыми стали чисто экономические риски, от которых зависит эффективность бизнеса, - валютные, процентные, рыночные. Чтобы ими управлять, необходимо осваивать деривативы. Для этого нужна не только судебная защита, но и развитая законодательная база. Потому уже в ближайшие год-два к поправке в ст. 1062 ГК добавятся новые законы о ликвидационном неттинге и финансовом обеспечении.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 1062 ЧАСТИ ВТОРОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 12 января 2007 года

Внести в статью 1062 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации

(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410) следующие изменения:

1) слово «Требования» заменить словами «1. Требования»;

2) дополнить пунктом 2 следующего содержания:

«2. На требования, связанные с участием в сделках, предусматривающих обязанность стороны или сторон сделки уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции или от значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей, либо от наступления иного обстоятельства, которое предусмотрено законом и относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит, правила настоящей главы не распространяются. Указанные требования подлежат судебной защите, если хотя бы одной из сторон сделки является юридическое лицо, получившее лицензию на осуществление банковских операций или лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, либо хотя бы одной из сторон сделки, заключенной на бирже, является юридическое лицо, получившее лицензию, на основании которой возможно заключение сделок на бирже. Требования, связанные с участием граждан в указанных в настоящем пункте сделках, подлежат судебной защите только при условии их заключения на бирже».

Москва, Кремль 26 января 2007 года

Президент Российской Федерации В. Путин

Олег Иванов, эксперт комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам
Поделиться:
 

Возврат к списку