Аналитика и комментарии

07 марта 2007

С французским прононсом

досье

Александр Владимирович Попов родился в 1970 г. в Москве. В 1991 г. с отличием окончил Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. С 1991 по 1995 г. работал в Инкомбанке . В 1995-1998 гг. - член правления, начальник казначейства ОНЭКСИМбанка. В 1998-2000 гг. директор Департамента казначейских операций, с апреля 2000 г. - заместитель председателя правления АКБ «РОСБАНК». С августа 2001 по 2003 г. был главным казначеем, заместителем генерального директора ГМК «Норильский никель». С 11 февраля 2003 г. - председатель правления РОСБАНКа.

НБЖ: Александр Владимирович, в 2006 году РОСБАНК был признан банком года в России по версии журнала The Banker. Но тогда же в капитал банка вошла французская группа Societe Generale. Выходит, лучшим в России становится иностранный банк?

А. ПОПОВ: Финансовые рынки сегодня по своей природе являются глобальными, границы для капитала постепенно стираются. Поэтому я здесь большой проблемы не вижу. Как вы знаете, в России сейчас работают и российские банки, и кредитные организации, которые на 100% принадлежат иностранным финансовым институтам.

Что касается того, является ли РОСБАНК российским или иностранным? Это российский банк с российским менеджментом. Да, у нас появился очень уважаемый и авторитетный акционер французская банковская группа Societe Generale. Она входит в число 25 крупнейших финансовых групп мира. И это открывает новые горизонты и новые возможности для нашего развития. Спор на тему: полезно или вредно для российской экономики присутствие на рынке иностранных финансовых институтов, наверное, будет продолжаться бесконечно. Лично я здесь вижу только плюсы. Societe Generale обладает колоссальным опытом работы как на развитых, так и на развивающихся рынках, уникальными технологиями ведения розничного бизнеса. Мы надеемся, что сможем сполна воспользоваться ее бесценным управленческим и технологическим опытом.

НБЖ: Как сильно новые акционеры вмешиваются в текущую деятельность банка?

А. ПОПОВ: В соглашении между основным акционером РОСБАНКа - компанией «Интеррос» - и Societe Generale было предусмотрено, что в совет директоров банка войдут два представителя SG. 25 декабря 2006 года на внеочередном собрании акционеров в руководство были избраны такие известные в банковском мире специалисты, как Филипп Анри Ситерн, исполнительный директор банка Societe Generale, и Жан-Луи Матеи, руководитель отдела международной розничной банковской деятельности Societe Generale.

Безусловно, мы консультируемся по поводу стратегических планов развития, бизнес-планов, бюджетов, согласовываем крупные сделки. Также договоренности между нашими основными акционерами предусматривают интенсивные консультации в области информационных технологий, риск-менеджмента, да и в целом управленческой практики.

НБЖ: Сейчас у французской группы 20% акций РОСБАНКа и есть опцион на приобретение в 2008 году еще 30%. А если они откажутся их выкупать?

А. ПОПОВ: Опцион есть опцион. Это решение будет целиком на их усмотрение. Но если говорить в принципе о самой сделке с Societe Generale, ее структурирование мне кажется весьма логичным. Французы хотят посмотреть и понять, как в ближайшие годы будет развиваться российская экономика. Сейчас ей дается очень много авансов, и потенциал действительно колоссальный. Но как он в перспективе будет реализовываться?

Кроме того, Societe Generale желает изнутри посмотреть, как работает РОСБАНК, изучить его сильные и слабые стороны, динамику его развития и на базе суммы этих знаний уже принимать окончательное решение.

НБЖ: А вы, как глава банка, предпочли бы отказ или их согласие?

А. ПОПОВ: Считаю, что сотрудничество с Societe Generale открывает для банка принципиально новые перспективы и горизонты.

НБЖ: Как вы оцениваете результаты работы банка в 2006 году?

А. ПОПОВ: Начало февраля, к сожалению, не самое удобное время для итогового анализа, поскольку наша отчетность по МСФО будет готова позже. А мы традиционно предпочитаем говорить в терминах международных стандартов финансовой отчетности, потому что они дают наиболее адекватную и прозрачную информацию о реальных результатах. Пока лишь могу сказать, что балансовая прибыль по РСБУ составила около 5,8 млрд. руб., консолидированные активы всей банковской группы, а не только самого РОСБАНКа, превысили 300 млрд. руб. В целом год был неплохим. По большому счету, все задачи, которые мы перед собой ставили, выполнены. Весь прошлый год банк динамично развивался в традиционных для себя сегментах. С одной стороны - это корпоративный бизнес, с другой - розница. Мы последовательно реализуем концепцию универсального финансового института. В некотором роде у РОСБАНКа уникальная позиция на рынке, поскольку и корпоративный, и розничный бизнес занимают по половине нашего баланса и примерно пополам формируют чистую прибыль нашего банка.

Издержки двухуровневого надзора только РОСБАНКу обходятся ежегодно в $10-15 млн.

Но хочу обратить внимание на факторы, которые сдерживают развитие как РОСБАНКа, так и в целом банковской системы страны. Речь идет, прежде всего, о такой структурной проблеме, как капитализация. Сегодня капитала не хватает всем кредитным учреждениям, в том числе и РОСБАНКу, что очень сильно связывает нам руки.

НБЖ: Есть ли планы по его увеличению?

А. ПОПОВ: По этому поводу мы проводили интенсивные консультации с нашими акционерами. В итоге договорились увеличить капитал на $250 млн. Средства поступят от основных акционеров «Интерроса» и Societe Generale на пропорциональной основе. По нашим оценкам, это должно произойти где-то в середине или в конце второго квартала.

Но подчеркиваю, что капитализация это не только вопрос одного конкретного РОСБАНКа и его акционеров. Это вопрос развития российской экономики. Последние несколько лет наша банковская система росла опережающими темпами относительно валового внутреннего продукта. Но в настоящее время банковская система упирается в ограничения. И надо понимать, что задача удвоения ВВП категорически невозможна без серьезного переосмысления подходов к расчету уровня достаточности капитала банков.

В этом вопросе очень многое будет зависеть от позиции регулятора. На мой взгляд, показатель достаточности капитала сегодня установлен на весьма-весьма консервативном уровне. Плюс, как известно, существуют дополнительные ограничения, которые также существенно связывают кредитные организации по рукам. Например, критерии вхождения российских банков в систему страхования вкладов. Честно говоря, настало время очень серьезно и широко обсудить подходы, которые касаются жесткости заданных ориентиров. Это непростая дискуссия. Здесь будет очень много, причем полярных, мнений. Центральный банк понимает эти проблемы.

НБЖ: Вот еще одна проблема, о которой вы неоднократно говорили, - двухуровневый банковский надзор. Как предлагаете изменить конструкцию?

А. ПОПОВ: Наша система регулирования предписывает несколько форматов, в которых могут существовать региональные сети. Это филиалы, которые обязаны регулярно сдавать финансовую отчетность в территориальные подразделения Центробанка, и так называемые дополнительные офисы, которые не имеют собственного баланса и таким образом являются для всех банков наиболее оптимальным форматом с точки зрения издержек ведения бизнеса. К сожалению, действующая сегодня система не позволяет банкам открывать в регионах сразу допофисы. Сначала мы должны зарегистрировать филиал, который обременен достаточно серьезными функциями по ведению самостоятельной отчетности, на что тратятся деньги, нанимаются люди, и только после этого мы можем идти по пути открытия различных облегченных офисов. Эта проблема особенно волнует многофилиальные банки. Издержки двухуровнего надзора только РОСБАНКу обходятся в 10-$15 млн. в год.

Мы всегда выступали за позицию существенного облегчения нашего регионального присутствия. Если мы говорим о том, что задача - сделать доступными услуги банковского сектора для всех граждан страны, для субъектов малого и среднего бизнеса, а не только для крупнейших корпораций, - ее решение возможно лишь в том случае, если банковскому сектору это будет выгодно.

А банковскому сектору это будет выгодно, когда его издержки станут рациональны. Стоимость ведения бизнеса должна быть адекватной. Сегодня это не так.

НБЖ: Неужели банкиры не могут пролоббировать принятие законов, которые позволят снизить издержки ведения бизнеса?

А. ПОПОВ: Если речь идет о корректном понимании слово «лоббирование», то мы часто встречаемся с руководством Центрального банка, пытаемся объяснить свои проблемы, отстоять свою точку зрения. Надеемся, наши усилия увенчаются успехом. На мой взгляд, руководство Банка России очень внимательно относится к просьбам банкиров. Просто есть такие вещи, которые нельзя решать, все тщательно не продумав.

НБЖ: Что вы можете сказать о программе заимствований банка на этот год?

А. ПОПОВ: Мы планируем изменить подходы к заимствованиям на международных рынках. Акцент в этом году будет сделан на секьюритизацию наших розничных кредитных портфелей. Речь идет, прежде всего, об автокредитовании и ипотеке. Мы полагаем, что это стратегически верный путь, как с точки зрения длины ресурсов, так и с точки зрения их дешевизны. К тому же это самым естественным образом вписывается в стратегию работы РОСБАНКа на розничном рынке. По нашей сделке секьюритизации портфеля автокредитов, с которой мы предполагаем выйти на рынок в середине года, организаторами выступает Merrill Lynch и SG.

НБЖ: В прошлом году РОСБАНК готовился к проведению IPO, но в последнюю минуту отказался. Исходя из вашего опыта, что можно сказать о готовящихся IPO Сбербанка России и ВТБ?

А. ПОПОВ: Скажу, что публичные размещения акций Сбербанка и ВТБ будут успешными. Сегодня наблюдается особый интерес крупных инвесторов к таким отраслям, как телекоммуникации, банковский бизнес, розничная торговля. И я предполагаю, что этот интерес не является краткосрочным, сиюминутным. Это четкая рыночная тенденция.

НБЖ: Но эксперты считают, что рынок не сможет «проглотить» сразу два таких крупных размещения?

А. ПОПОВ: Сможет.

НБЖ: В перспективе РОСБАНК планирует провести IPO?

А. ПОПОВ: Понимаете, IPO не является самоцелью. Его можно рассматривать как один из инструментов привлечения капитала, но с другой стороны - это мероприятие, которое предъявляет к любой организацииэмитенту серьезные требования с точки зрения эффективности корпоративного управления. Наши акционеры решили идти по другому пути. Хотя, если говорить о будущем, IPO РОСБАНКа не исключено.

НБЖ: Не могу вас не спросить о «письмах Френкеля». Что вы думаете по этому поводу?

А. ПОПОВ: Знаете, фамилию Френкель лично я, занимаясь семнадцать лет банковским бизнесом, впервые услышал в середине января.

Но я не скрываю своей позиции по поводу выпадов этого человека против Банка России. Мы очень много работаем с руководителями ЦБ, и я считаю, что все эти обвинения, походя брошенные в их адрес, являются, выражаясь дипломатично, голословными. Это мое личное впечатление.

НБЖ: Как отражается на банковском бизнесе и лично на вас «развод» основных владельцев «Интерроса» Владимира Потанина и Михаила Прохорова?

А. ПОПОВ: За долгую историю своего существования компания «Интеррос» доказала свою эффективность. Были реализованы очень успешные и яркие проекты. В частности, одним из таких проектов является РОСБАНК. Что будет дальше - покажет время. Одним словом, посмотрим.

Безусловно, и Владимирович Олегович, и Михаил Владимирович являются очень сильными бизнесменами. И надо отметить, что по большому счету среди акционеров никогда не было каких-то диаметральных мнений в вопросах развития банка, его стратегии. Надеюсь, что эти же позиции будут сохранены.

НБЖ: А вы за свою судьбу не беспокоитесь?

А. ПОПОВ: Что вы имеете в виду?

НБЖ: Вы не задумывались, например, о том, что со временем придется уйти из РОСБАНКа?

А. ПОПОВ: Я уже недавно отвечал на аналогичный вопрос. Мне по-прежнему интересно работать в банке, есть большое количество проектов, которые хочется реализовать. Если же говорить не только о себе лично, а об управленческой команде в целом, то если команда доказывает свою эффективность, значит, ей нечего бояться. Когда же что-то идет не так, тогда, естественно, появляются вопросы. Такова жизненная ситуация.

НБЖ: Вас называют трудоголиком. Помимо работы у вас остается время на что-нибудь еще?

А. ПОПОВ: На занятия теннисом, горными лыжами, дайвингом и много на что другое. Но очень часто на спорт времени все-таки не хватает.

НБЖ: Вы еще не устали от работы? Не хочется отдохнуть годик-другой?

А. ПОПОВ: Одной из проблем нашего поколения является принципиально другая ситуация, когда работа на бизнес является серьезным, если хотите, основным драйвом. Без этого скучно.

НБЖ: Драйв выражается в цифрах?

А. ПОПОВ: Важен и процесс, и результат. Когда и то, и другое вызывает удовлетворение, тогда испытываешь самые сильные эмоции.

Наталья Лямина
Поделиться:
 

Возврат к списку