Аналитика и комментарии

03 февраля 2007

Утолить информационный голод

акцент

Внедрение информационного хранилища в банке - это глобальная инициатива, решающая стратегические задачи бизнеса

Для получения реального эффекта от внедрения банковского информационного хранилища еще на этапе проектирования необходимо прогнозировать все те информационные потребности, которые предстоит «закрыть» с помощью хранилища данных. Таково мнение экспертов компании IBS, участвовавших в проекте по построению хранилища данных в Финансовой корпорации УРАЛСИБ.

Эффективное управление банком невозможно без сбора и анализа полной информации о его финансовых операциях, объемы которой, как правило, очень велики. Для ее обработки сейчас широко применяются специализированные высокопроизводительные корпоративные информационные хранилища (КИХ). Это система с модульной структурой, которая помимо блока хранения данных (data warehouse) обязательно включает аналитические приложения. Их набор определяется задачами, которые намерен решать банк при помощи информационного хранилища. «Основной задачей КИХ является обеспечение менеджеров компании информацией, необходимой для управления - подчеркивает Артем Ефремов, директор проектов Департамента корпоративных систем управления IBS. - Поэтому эффективность его применения будет зависеть от выбора тех аналитических бизнес-приложений, которые будут настроены поверх хранилища данных».

ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ

Разработать оптимальную архитектуру КИХ и выработать последовательность его внедрения можно лишь при наличии четкой стратегии развития информационных сервисов, увязанной с общей бизнес-стратегией банка.

«Внедрение информационного хранилища в банке - это не внутренний IT-проект, а глобальная инициатива, направленная на решение стратегических задач бизнеса, - поясняет Артем Ефремов. - Развитие бизнеса и возникновение новых управленческих подходов неизбежно приводят к возникновению у менеджмента новых информационных потребностей и требуют новых информационных сервисов».

Формализация бизнес-процессов и опережающее развитие методологий являются обязательными условиями успешности внедрения КИХ. Кроме того, чтобы быть реализованной в виде IT-решений, выбранная методология должна учитывать реальные возможности существующих программных продуктов. Поэтому в проектах, реализуемых компанией IBS, консультанты и IT-службы работают во взаимодействии с подразделениями банка, ответственными за разработку соответствующих методологий.

БЮДЖЕТИРУЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, МОДЕЛИРУЕМ

Разумеется, информационные потребности банка зависят от специфики его бизнеса и могут быть различными. Однако можно выделить наиболее распространенные области использования информационного хранилища в банке: обеспечение бюджетного планирования, получение управленческой и обязательной банковской отчетности, ведение нормативно-справочной информации (НСИ), информационное обеспечение процессов стратегического планирования и сценарного анализа.

Одна из самых распространенных областей применения корпоративного хранилища - бюджетное планирование. Здесь необходим анализ фактических финансовых данных, предоставляемых информационным хранилищем, и выдвигаются высокие требования к детализации этих данных. Довольно распространена ситуация, когда используемые в банках программные продукты, являющиеся источниками данных, не могут обеспечить нужный уровень детализации учетной информации. Поэтому еще на этапе разработки методологии бюджетирования нужно определить баланс между реальными возможностями информационной системы и потребностями банка в анализе бюджетной информации.

 Артем Ефремов - директор проектов в секторе «Финансовые институты» Департамента корпоративных систем управления компании IBS. Работает в IBS с 1998 г.

Высокий уровень детализации в банках также накладывает требования на производительность информационных хранилищ. «Качество аналитики, необходимое банкам, требует анализа финансовых данных с детализацией до проводок. При этом объем обрабатываемых данных весьма велик, - поясняет Артем Ефремов. - В частности, по опыту проекта в ФК УРАЛСИБ, объем данных в КИХ в течение одного года может достичь 1 терабайта».

Важным методологическим аспектом при реализации функций бюджетирования является проработка модели нормативно-справочной информации. Прежде чем приступать к планированию, необходимо, чтобы в справочниках информационных систем была зафиксирована информация об организационной структуре и финансово-экономической модели компании. С управлением НСИ также напрямую связана задача ведения единого реестра клиентов, которая актуальна для банков, особенно для географически распределенных банковских групп. «Проблема управления НСИ в банке имеет множество аспектов - помимо чисто технического, возникают вопросы методологического обеспечения, а также юридические тонкости, - говорит Артем Ефремов. - Поэтому в банке обязательно должно существовать подразделение, в обязанности которого входит решение этих вопросов».

Основной задачей создания информационного хранилища является обеспечение менеджеров банка информацией, необходимой для управления

ОЦЕНИВАЕМ И УПРАВЛЯЕМ

Рассмотрим пример другой бизнес-задачи, которую позволяет решать КИХ, увязывание между собой стратегических целей компании и показателей операционного уровня; эта задача также решалась в ходе проекта для ФК УРАЛСИБ.

Оценить влияние принимаемых управленческих решений на достижение стратегических целей компании позволяют программные продукты для динамического моделирования. Однако на этапе проектирования надо учитывать, какие данные и в каком виде понадобятся из хранилища. При построении бизнес-моделей в таких системах оно используется как необходимый источник фактических бизнес-данных, задающих параметры модели.

При реализации отдельных функций (бюджетирование, формирование обязательной банковской отчетности и т. п.) нередко возникает необходимость доработки других информационных систем банка (в частности, АБС). И это возвращает нас к вопросу об IT-стратегии, которая должна описывать направление взаимоувязанного развития всех IT-систем. По мнению Артема Ефремова, необходимость модернизации IT-инфраструктуры всегда задается требованиями бизнеса: «Важно понимать, что с ростом бизнеса потребности менеджмента в управленческой информации возрастают. IT-стратегия, разрабатываемая на основе общей бизнес-стратегии, позволяет вам видеть, каким образом в долгосрочной перспективе будут меняться ваши информационные потребности и какие новые сервисы на базе КИХ вам еще предстоит построить».

Яна Ямпольская
Поделиться:
 

Возврат к списку