Аналитика и комментарии

03 февраля 2007

Стоит ли банку продавать

На наш взгляд, наиболее эффективным способом взыскания просроченной задолженности является создание внутри банка собственной службы Collection. Такое подразделение по работе с невозвратами было создано в Банке Москвы летом прошлого года. Результаты не заставили себя ждать. Эффективность возвратов просроченных кредитов увеличилась в разы.

При этом мы специально осуществили пилотный проект по привлечению стороннего коллекторского агентства, чтобы сравнить эффективность его работы с деятельностью собственной службы. Одному из ведущих коллекторских агентств был передан на обслуживание портфель проблемных кредитов. В итоге мы пришли к выводу, что самостоятельная работа с проблемной задолженностью приносит большую отдачу, нежели сотрудничество с агентством. Тем более затраты при работе с коллекторами в 3-4 раза превышают собственные (в расчет мы принимали все прямые и косвенные затраты на функционирование собственного подразделения).

Кроме того, передача задолженности на аутсорсинг не полностью избавляет банк от трудозатрат, связанных с работой по проблемным кредитам. Это связано с тем, что клиенты, уже переданные на обслуживание в коллекторское агентство, продолжают обращаться в банк, и наши сотрудники предоставляют им всю необходимую информацию о просроченной задолженности.

Приведу еще один аргумент в пользу собственной службы банка по работе с проблемной задолженностью. У клиентов могут возникать объективные причины непогашения кредита. Например, потеря работы или непредвиденные расходы, связанные с серьезным лечением. При предъявлении подтверждающих документов банк, как правило, идет клиенту навстречу. Мы можем предоставить отсрочку платежей, реструктурировать задолженность на приемлемых для клиента условиях. В этом случае серьезно увеличивается его лояльность к кредитной организации, клиент начинает видеть в банке поддержку, а банк в свою очередь значительно увеличивает уровень возврата по просроченным кредитам. Все это недоступно коллекторским агентствам.

Затраты при работе с коллекторскими агентствами в 3-4 раза превышают расходы на собственную службу

Передавая или продавая долги, банк теряет одну из самых важных для себя возможностей совершенствоваться. На стадии возврата всегда выясняются слабые стороны скоринговых систем, процедур выдачи и оформления кредитов, выявляются внутренние мошенничества. Таким образом, подразделение Collection в банке является своеобразным «камертоном» работы всех розничных процессов в банке, что позволяет исключать выявленные проблемы и совершенствовать процесс кредитования, снижая риски невозврата.

Помимо прочего, привлечение к работе коллекторского агентства таит в себе определенную опасность раскрытия конфиденциальной информации. Как одно из следствий этого - возможное появление на рынке «черных» коллекторов, использующих некорректные методы давления на заемщиков, что значительно подрывает имидж банка, который передал свои кредиты для взыскания.

Ну и, наконец, привлечение к работе коллекторского агентства совершенно не означает, что работа в регионах у коллекторов организована на должном уровне. По нашей информации, крупные агентства имеют представительства в нескольких крупных городах России, где работают по 2-3 человека. Для нашего банка с филиалами в 44 городах России - от Петропавловска-Камчатского до Калининграда - такой подход не является приемлемым. Создание же и успешное функционирование собственной службы позволило распространить опыт и технологии в регионы и наладить данную работу во всех филиалах банка.

Сергей Любимов
Поделиться:
 

Возврат к списку