Аналитика и комментарии

03 февраля 2007

Трудности перевода

Глава московского представительства немецкого банка развития Kreditanstalt fur Wiederaufbau (KfW) Даниил Алгульян дипломатично ушел от ответа на вопрос, какие конкретно консультации дает уже почти год KfW специалистам Внешэкономбанка, РосБРа и Росэкимбанка: «Этот вопрос лучше задавать российской стороне». В апреле 2006 года наши три банка заключили с KfW соглашение о сотрудничестве, по которому немецкий банк должен помочь России в создании национального института развития.

ЧЕМ ИНТЕРЕСЕН KFW

Зато выпускник МГИМО тридцатилетний Алгульян охотно и подробно рассказывает о принципах действия и роли кредитного института по восстановлению Kreditanstalt fur Wiederaufbau (так звучит дословный перевод с немецкого языка названия банка). Юридический статус банка довольно специфичен, подчеркивает он. Это государственная корпорация, которая действует на основе специального закона. Он позволяет именовать KfW банком. Ведь на деле кредитный институт не имеет банковской лицензии и не подлежит банковскому надзору. Контроль осуществляет министерство финансов при поддержке министерства экономики. Банк также имеет особый режим налогообложения - он не платит налог на прибыль. По всем его обязательствам стопроцентную ответственность несет германское федеральное правительство.

акцент

Предполагается, что капитал российского банка развития будет порядка $2,5-3 млрд. Для сравнения: после размещения допэмиссии акций Сбербанка объемом 3,5 млн. его уставный капитал вырастет до 70,5 млрд. руб., или $2,5 млрд. Уставный капитал ВТБ после публичного размещения акций составит около 65 млрд. руб. или $2,3 млрд.

Не правда ли, все это сильно напоминает базовые принципы создания российского банка развития? Они, к слову, у нас сейчас так же, как и в Германии, прописываются в специальном законопроекте.

Почему опыт немецкого банка KfW может быть интересен? Да потому что он дважды в своей шестидесятилетней истории активно занимался вопросами восстановления и трансформации экономики в рыночную, объясняет Алгульян. Сначала в послевоенный период, а затем при объединении Западной Германии и ГДР.

В разных странах банки развития имеют разнообразные формы и выполняют различные функции. В России национальному институту развития отводят ключевую роль в реализации крупных инфраструктурных проектов. Специальный закон находится в Госдуме, его собираются принять в апреле. Похоже, интрига вокруг создания третьего по величине банка страны после Сбербанка и ВТБ с капиталом в $2,5 млрд. близка к завершению. План превратить уже давно действующий Российский банк развития (РосБР) в крупный национальный институт развития провалился. Новый банк будут создавать на базе государственного Внешэкономбанка, при этом РосБР и Росэксимбанк фактически ликвидируют. На реализацию этой идеи ушло немало времени и сил. Пришлось даже нарушить указание президента, который распорядился создать новый банк развития до конца 2006 года.

КОНТРОЛЬНАЯ УСТАНОВКА

Какие же лоббистские возможности надо иметь, чтобы пробить идею создания банка развития на основе Внешэкономбанка, удивляются многие банкиры. Ничего странного в этом нет. Глава ВЭБа Владимир Дмитриев входит в десятку самых влиятельных в стране чиновниковфинансистов. Причем эксперты обращают внимание на довольно агрессивную политику, проводимую им, а также на степень его известности в зарубежных деловых кругах.

По этому показателю Дмитриев уступает лишь главе ФСФР Олегу Вьюгину. Банковскую карьеру Владимир Дмитриев начинал во Внешэкономбанке. С середины 90-х годов и до 2002 года он был первым заместителем председателя ВЭБа, который в ту пору возглавлял Андрей Костин, нынешний глава ВТБ. Затем Дмитриев вместе с Костиным ушел работать во Внешторгбанк. А в мае 2004 года был назначен президентом России на пост председателя Внешэкономбанка. Через год, в мае 2005 года Владимир Дмитриев уже рассказывал журналистам, что обсуждает с правительством и администрацией президента законопроект о создании на базе ВЭБа госкорпорации без банковской лицензии с капиталом более $2 млрд. И это за год до распоряжения президента!

Подконтрольный ВЭБу Росэксимбанк возглавляет хорошо знакомый с Дмитриевым Николай Гаврилов. В середине 90-х годов они работали в одном департаменте Минфина. А полгода назад главе ВЭБа удалось провести на должность председателя правления РосБР Сергея Крюкова, с которым Дмитриев познакомился в ВТБ, где они одно время вместе трудились.

Еще одна заслуживающая внимания кадровая рокировка. В первых числах февраля прошлого года, буквально спустя несколько дней после того, как Путин распорядился создать банк развития, в ВЭБ пришел работать сын премьера правительства Петр Фрадков. Он возглавил в банке Департамент структурного финансирования и курирует, прежде всего, крупные инфраструктурные проекты.

Наконец, стоит обратить внимание на давние партнерские отношения Внешэкономбанка и немецкой банковской группы KfW. Они уходят корнями в 70-е годы прошлого века, когда ВЭБ играл заметную роль в развитии внешнеэкономических связей Советского Союза.

В РОССИИ СУЩЕСТВУЕТ НЕМАЛО БАНКОВ РАЗВИТИЯ:

Национальный банк развития

Русский банк развития

Российский банк развития

Сибирский банк развития

Региональный банк развития (Башкортостан)

Объединенный банк развития

Балтийский банк развития

Международный банк развития

Коммерческий банк развития

Московский банк реконструкции и развития

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Глава представительства немецкого банка развития утверждает, что за всю многолетнюю историю банковской группы KfW не было случая, чтобы правительство отвечало по долгам госкорпорации. «Невозвращенные кредиты? - и снова дипломатичный ответ. - Это все-таки банковская деятельность. Были более хорошие времена, менее. Но каких-то катастрофических проблем не было». Даниил Алгульян подчеркивает, что главным фильтром защиты от принятия неверных решений является управляющий совет. По своим функциям его можно сравнить с советом директоров в российских компаниях.

Мы вместе считаем, сколько человек входит в его состав. Тридцать семь! Это представители федеральных министерств, обеих палат парламента, органов местного самоуправления, германской промышленной и торговой палаты, банковского сектора. Например, в Германии существует большое количество ипотечных или земельных банков, они объединены в ассоциации. Их руководители обязательно представляют интересы ассоциаций в управляющем совете KfW.

В наблюдательный совет российского банка развития, по некоторым сведениям, войдут по шесть представителей президента и правительства. И ничего неизвестно о том, будут ли наши банковские ассоциации играть заметную роль в деятельности этого нового финансового института.

Кстати, благодаря представительству в управляющем совете немецкие банкиры внимательно следят за тем, чтобы KfW не входил в прямую конкуренцию с коммерческими банками. Функции банка развития - содействовать развитию рыночной экономики, а не мешать ей. Если банк имеет стопроцентные госгарантии и при этом осуществляет коммерческую деятельность, то это противоречит самой его идеологии. Банк развития может напрямую финансировать лишь те проекты, в которые обычные банки идти осторожничают. Функция KfW - быть своеобразным ледоколом, находит подходящий эпитет г-н Алгульян.

Эксперты называют новый банк развития «запасным аэродромом» для нынешних членов правительства

Как раз российских банкиров больше всего тревожит именно это обстоятельство - не станет ли наш банк развития их прямым конкурентом. Глава нижегородского Эллипс банка Михаил Гуревич считает, что создаваемый институт развития должен выступать в роли банка банков, источником их рефинансирования.

Примерно так же, как в Германии. Там, например, при активном участии банка развития была создана секьюритизационная программа TSI, благодаря которой немецкие коммерческие банки сумели улучшить структуру своих портфелей и расширить возможности кредитования малого и среднего бизнеса. Тем более что за счет госгарантий у банковской группы Kreditanstalt fur Wiederaufbau самые высокие рейтинги всех трех международных агентств. Это позволяет KfW самостоятельно привлекать достаточно дешевые денежные средства с рынков капитала. Ежегодно немецкий банк выпускает евробондов более чем на Є50 млрд., являясь одним из крупнейших эмитентов в Европе. Причем это изначально рассматривалось не просто как форма рефинансирования, а как важный фактор развития фондового рынка страны. С помощью высоконадежных ценных бумаг государственного банка можно привлекать первоклассных инвесторов, тем самым углубляя собственный рынок ценных бумаг, убежден Даниил Алгульян.

Доля бюджетных средств в структуре пассивов KfW сравнительно невелика. Государственное финансирование связано прежде всего с реализацией программ развития. Так, выделяются средства на оказание содействия развивающимся странам и экономикам переходного периода.

И еще. Одним из главных принципов деятельности немецкой банковской группы KfW является безубыточность. В 2005 году банк заработал Є625 млн. прибыли, годом ранее - Є368 млн. Вся она возвращается в банк и идет на реализацию новых программ.

Что известно о финансировании российского мегабанка развития? Его собираются пополнить средствами инвестфонда. Сейчас это 70 млрд. руб. Но к концу года размер фонда может увеличиться до 145-190 млрд. руб. Плюс к этому в правительстве рассматривается вариант, по которому банк развития получит возможность управлять почти триллионным бюджетом федеральных целевых программ (ФЦП) и федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП).

КТО СТАНЕТ У РУЛЯ

Сегодня называют окончательные сроки создания российской госкорпорации развития. Это начало 2008 года. Но точку в этой истории все-таки ставить рано. Пока не названа фамилия руководителя нового банка развития. Так что нынешнему главе ВЭБа придется приложить еще немало сил, чтобы решить вопрос в свою пользу. Поскольку уже сейчас эксперты говорят о том, что новый «банк» станет «запасным аэродромом» для нынешних членов правительства, которые после 2007-2008 годов могут нуждаться в трудоустройстве. Что российский банк развития возглавит сын нынешнего премьера Петр Фрадков. Наблюдательный совет Банка развития согласно закону будет возглавлять председатель правительства.

Стоит отметить, что в Германии избрание председателя правления KfW осуществляется самим правлением из своего состава. А вот управляющий совет поочередно возглавляют министр финансов и министр экономики. Год председательствует один, год - другой.

Наталья Лямина
Поделиться:
 

Возврат к списку