Аналитика и комментарии

03 февраля 2007

Тайна по-швейцарски

Профессиональный долг швейцарских банкиров, касающийся конфиденциальности сведений о клиентах, основывается на ст. 47 федерального закона «О банках и сберегательных банках». Закон вступил в силу в ноябре 1934 года. Он запрещает разглашать доверенную кредитной организации информацию. Это касается любого человека, который благодаря своему положению располагает конфиденциальными сведениями, будь то действующий член банковского органа, банковский служащий, ликвидатор или аудитор, наблюдатель швейцарской Федеральной банковской комиссии (ШФБК) или член органа или сотрудник аккредитованного аудиторского института.

Швейцарское законодательство также гарантирует уважение частной тайны работающих в других областях профессиональной деятельности, например, врачей или адвокатов. Охрана этой тайны является одним из основополагающих прав, признанным швейцарской конституцией (ст. 13).

КОГДА ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

Обязанность банкиров оберегать конфиденциальность своих клиентов не является абсолютной и не означает защиту преступников.

Существует обязанность предоставлять информацию в следующих случаях:

- гражданское делопроизводство (оформление наследства, развод и т. д.);

- взыскание задолженности или банкротство;

- взыскание задолженности или банкротство;

Когда косвенные свидетельства дают пищу для подозрений в том, что средства получены преступным путем, финансовое учреждение имеет право сообщить об этом властям, и при этом принцип конфиденциальности клиента банка нарушен не будет (ст. 30 ч. 2 УК). Если же подозрения являются обоснованными, то в известность должно быть поставлено Управление по борьбе с отмыванием денег (закон «О борьбе с отмыванием денег», ст. 9).

Налоговая система Швейцарии основывается на принципе, в соответствии с которым только налогоплательщик несет ответственность за исполнение своих налоговых обязательств путем уплаты подоходного налога. Поэтому банки не обязаны подавать в налоговые органы информацию в случае налоговых разбирательств или запросов. С другой стороны, банки обязаны предоставить информацию или документацию тогда, когда клиент просит сделать это.

Удержание налога является эффективной мерой борьбы с уклонением от уплаты налогов. В Швейцарии большинство доходов от капиталовложений облагаются по ставке 35% в том месте, где эти доходы возникают. Удержание налогов заставляет человека, имеющего право на налоговые льготы, заявить об этом в установленном порядке, т. к. инвесторы-резиденты Швейцарии и те, кто имеет льготы, могут потребовать возмещения налога в полном объеме. На это могут рассчитывать и резиденты других стран при условии, что действующий договор об избегании двойного налогообложения обеспечивает полное или частичное освобождение.

Если же речь идет об уклонении от уплаты налогов, преступление расследуется в рамках обычного уголовного дела. Банкир не может прикрываться необходимостью соблюдать конфиденциальность своего клиента. Налоговое преступление происходит, когда налогоплательщик намеренно использует поддельные или фальшивые документы для того, чтобы вести в заблуждение налоговые власти и получить незаконные налоговые преимущества.

акцент

Хотя федеральный закон говорит о банковской тайне, он защищает не банк, а клиента. В этом смысле более приемлем термин «конфиденциальность клиента банка» или «частная финансовая тайна».

Швейцария оказывает помощь властям иностранных государств при уголовных расследованиях в соответствии с федеральным законом 1983 года. Его положения позволяют замораживать средства и при необходимости передавать их заинтересованным властям иностранных государств.

Международная взаимопомощь в борьбе с преступностью базируется исключительно на принципах двойной ответственности, специальности и пропорциональности.

В соответствии с принципом двойной ответственности, швейцарский суд не принимает принудительных мер, таких, к примеру, как освобождение банка от обязанности соблюдать конфиденциальность своего клиента, если расследуемое деяние не наказуемо по законам обеих стран - Швейцарии и заинтересованного государства. Согласно принципу специальности информация, полученная в результате взаимопомощи, может быть использована исключительно в целях уголовного расследования, в рамках которого такая помощь была представлена. В соответствии с принципом пропорциональности меры, предпринимаемые в рамках запроса о помощи, должны соответствовать тяжести преступления. Кроме того, должна проявляться осмотрительность в случае, когда расследование может нанести ущерб интересам прямо непричастных лиц.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ НА ВЫЕЗД

Федеральная банковская комиссия (ШФБК) может передавать конфиденциальную информацию надзорным органам иностранных государств. Однако это возможно только в случаях, когда выполняются три условия.

Условие 1. Информация не может быть использована в иных целях, кроме как прямой надзор за банками или иными сертифицированными финансовыми посредниками. Эта информация не должна передаваться налоговым органам.

Условие 2. Иностранный властный орган должен сам быть связан обязательством хранить государственную или профессиональную тайну и быть конечным получателем информации.

Условие 3. Орган, запрашивающий информацию, не должен передавать ее другим властным структурам или общественным надзирающим организациям без согласия ШФБК, а также, когда это не предусмотрено международным договором. Информация не может также передаваться органам иностранного государства, осуществляющим уголовное преследование, при отсутствии между странами соглашения о взаимной правовой помощи в борьбе с преступностью.

Если информация, которую предстоит передать иностранному надзирающему органу, касается особых клиентов, то применяются положения закона «Об административных процедурах». Такой клиент может опротестовать любое решение ШФБК, подав апелляцию в соответствии с административным правом в швейцарский федеральный Верховный суд. ШФБК и федеральный Верховный суд обязаны гарантировать право клиента быть услышанным и право на то, что его дело будет рассмотрено.

Любое нарушение конфиденциальности клиента банка, как преднамеренное, так и случившееся в результате халатности, наказывается тюремным заключением на максимальный срок 6 месяцев или штрафом не более 50 тыс. шв. франков ( в случае халатности - не более 30 тыс. шв. франков). Нарушение конфиденциальности клиента банка остается наказуемым деянием даже в случае, если его отношения с банком уже прекращены или банковский служащий прекратил свою профессиональную деятельность (ст. 47 федерального закона «О банках и сберегательных банках»).

Роман Ромачев, генеральный директор агентства бизнес-разведки «Р-Техно»
Поделиться:
 

Возврат к списку