Аналитика и комментарии

15 декабря 2006

Мы боремся за чистоту банковских рядов

НБЖ: Виктор Алексеевич, какова статистика по количеству сообщений, которые банки направляют в Росфинмониторинг? Какая часть из них подвергается более пристальному анализу?

В. Зубков: Ежедневно банки и другие подотчетные Росфинмониторингу организации направляют нам порядка 28-30 тысяч сообщений. Часть из них подвергается предварительному анализу на причастность к отмыванию денег и финансированию терроризма. Следующий этап проведение собственно финансовых расследований, по результатам которых, при наличии достаточных оснований, материалы направляются в правоохранительные органы. Если в 2004 г. было проведено 3200 таких расследований, то за неполный 2006 год этот показатель превысил 6000. Из них более 1200 получили реальную уголовно-судебную перспективу.

За первое полугодие по антиотмывочным статьям уже осуждено 257 человек против 14 за весь 2003 год. Число осужденных по 174-й, «отмывочной», статье за три последних года возросло в десятки раз. Количество материалов, направленных в правоохранительные органы, увеличилось более чем в 50 раз. Материалы финансовых расследований Росфинмониторинга «осветили» преступное происхождение около триллиона рублей.

НБЖ: Банкиры утверждают, что не виноваты в отмывании, поскольку или не знают, что замешаны в этом, или не могут отказать подозрительному клиенту. А по вашим данным, много ли банков вовлечено в отмывание денег?

В. Зубков: Законодательство, подзаконные правовые акты и правила внутреннего контроля, разрабатываемые кредитно-финансовыми организациями, дают банкам немалые возможности противостоять стремлению своих клиентов легализовать неправедно добытые средства. Принцип «Знай своего клиента!» проверен временем, и банкам следовать ему необходимо и сегодня.

Опытные банкиры всегда в состоянии разглядеть и фирму-однодневку, и запутанные, на первый взгляд не имеющие экономического смысла, операции, и обналичивание огромных сумм на подставных лиц, и прочие махинации. Другое дело - отношение банка к этому. Солидные организации, дорожа своей репутацией, не идут на скрытие таких операций. Часть банков может быть вовлечена в отдельные акции, способствующие легализации. И, наконец, третья категория банков может специально создаваться «под отмывание». Но таких немного, и они быстро раскрываются.

НБЖ: Не слишком ли жесткая мера отзыв лицензии у банка, которого «заметили в отмывании» денег? Ведь в западных странах банк может отделаться всего лишь штрафом?

В. Зубков: Лишение лицензии крайняя мера, которую применяет Центробанк к нарушителям антиотмывочного законодательства, после того как были использованы профилактические акции предупреждение, штрафы, назначение внешних управляющих и т.п. Банки западных стран могут быть оштрафованы не на копеечные, как у нас, суммы (25-30 тыс. руб.), а многомиллионные. Но самое главное - их пугают не сами штрафы, а потеря репутации, уход солидных клиентов, а это уже - «смертный» приговор.

НБЖ: Как считают многие, в России нет проблем с отмыванием денег, а есть проблема, когда «белые» деньги становятся «черными» или «серыми».

В. Зубков: В России, да и не только у нас, есть и проблема отмывания денег, и проблема «серых» зарплат. Последняя, кстати, несопоставима по объему с отмываемыми средствами. Стремление работодателей скрыть подлинные размеры выплат чаще всего бьет по самим же работникам.

НБЖ: Станет ли эффективнее борьба с отмыванием, если у банков появится возможность отказывать подозрительным клиентам в открытии счетов?

В. Зубков: Полагаю, что поможет. Сомнительных партнеров иметь никому не хочется. В подавляющем большинстве банков отработана процедура проверки предполагаемых клиентов, в том числе и на предмет отмывания денег. Иметь партнером криминальный элемент банку неприемлемо, прежде всего, по соображениям экономической целесообразности, выгоды и возможной потери репутации, а это немаловажно.

НБЖ: В октябре 2007 г. в страну приедут чиновники Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF). Какова цель их приезда?

В. Зубков: FATF ведет регулярную, плановую работу по оценке состояния национальных систем борьбы с отмыванием «грязных» денег. В 2005 г. миссии этой организации выезжали в Бельгию, Австралию, Швейцарию, Швецию, Ирландию, Испанию и США. При этом изучается антиотмывочное законодательство страны и меры по его реализации, работа государственных органов, в том числе и подразделений финансовой разведки, а также деятельность банковского сообщества, предпринимателей и других субъектов борьбы против легализации преступных доходов. Цель таких миссий - не только оценка национальных противоотмывочных систем, но и распространение передового опыта, информационный обмен, подготовка специалистов.

Сергей Мещеряков
Поделиться:
 

Возврат к списку