Аналитика и комментарии

27 июля 2006

Бойкое место Как губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин находит путь к сердцам инвесторов

ДОСЬЕ

Дмитрий Зеленин - губернатор Тверской области с декабря 2003 г. Окончил Московский физико-технический институт, факультет управления и прикладной математики, и аспирантуру института.

Работал в Научно-исследовательском институте автоматических систем (НИИАС), в АО «Микродин», возглавлял Ресурс Банк. Был генеральным директором «Интерроса», первым вице-президентом «Норильского никеля». В декабре 1999 г. создал и возглавил Ассоциацию менеджеров, президентом которой является и поныне. С октября 2002 по декабрь 2003 г. заместитель председателя Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту.

Автор многих научных трудов.

НБЖ: Дмитрий Вадимович, географическое расположение Твери между двумя столицами, наверное, позволяет извлекать двойную выгоду? Существует несколько перспективных проектов, связанных с этим фактором. Вы собираетесь, например, подключиться к строительству скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург?

Д. Зеленин: Да, его мы ждем с надеждой. Сейчас все государственные программы по дорожному строительству рассчитаны на частно-государственное партнерство и частно-государственное финансирование.

По территории нашего региона пройдет самый протяженный участок автодороги Москва - Санкт-Петербург. Для нас очень важно, что в рамках этого проекта будут решены несколько транспортных проблем наиболее населенной части региона. Предполагается построить северный обход Твери, новый мост через Волгу и западный обход Вышнего Волочка. Этот участок протяженностью в 50 км рассматривается в виде отдельного проекта. Участок будет построен раньше, чем автодорога от Москвы до границы Тверской области.

Мне могут возразить, что скоростной автобан нужен скорее москвичам и петербуржцам, чем тверичам, мимо которых потенциальные инвесторы будут проноситься на большой скорости. Но регион может выиграть не от самой дороги, а от сопутствующих факторов. Вопервых, можно развивать транспортную и складскую инфраструктуру, во-вторых, туризм и главное - размещать в окрестностях Твери и вдоль стратегической дороги производства, сбывающие свою продукцию в обеих столицах. Поэтому мы будем развивать Тверь как логистический транспортный узел, с учетом перспективного транспортного аэродрома в Мигалово.

Мы стараемся быть максимально открытыми, и это хорошо известно приходящим в регион инвесторам

Сейчас ищем управляющую компанию для строительства дороги в обход Вышнего Волочка. Создали рабочую группу по оказанию содействия строительству дороги и привлечению частных инвестиций. Кстати, банки тоже могут участвовать в этом проекте.

НБЖ: А в строительстве параллельной высокоскоростной железнодорожной магистрали вы будете принимать участие?

Д. Зеленин: Конечно. Ее первым этапом будет участок Москва - Тверь, что даст нам приток капиталов и новых технологий в регион. Думаю, что речь пойдет тоже о частно-государственном партнерстве. Никакой бизнес без поддержки не сможет сделать окупаемым проект этой высокоскоростной магистрали. Окупаемой может быть эксплуатация отдельного участка - прием пассажиров, обеспечение их различными услугами. Но само строительство это государственный проект. Государство должно наметить приоритеты и обозначить те проекты, в которых оно было бы заинтересовано с точки зрения развития инфраструктуры, содействия бизнесу, внедрения новых инновационных решений.

НБЖ: В Тверской области есть еще один любопытный проект, туристический - «Золотой путь России». У вас есть что показывать, к тому же рядом с областью проходит «Золотое кольцо». Странно, что ваш «золотой путь» до сих пор не стал золотым в прямом смысле этого слова. Почему так получилось?

Д. Зеленин: Основная причина в том, что у нас туризм не организован как бизнес. В Тверской области действительно очень много интересных мест, которые знают бывалые туристы, сама Тверь, Торжок, Вышний Волочек, места у истока Волги, озеро Селигер. Туда, кстати, ежегодно приезжают 500 тыс. человек. Питаются кое-как, живут в палатках: Люди, конечно, хотят жить и отдыхать лучше. Но для того, чтобы капитализировать этот бренд, нужны средства. А чтобы они были, недостаточно только усилий региональных властей. К сожалению, сейчас в туризме нет крупных сетевых компаний, которые могли бы тратить большие деньги на создание новых брендов и разработку маршрутов, важных для всей страны.

Высокоскоростная железная дорога

С 2007 г. предполагается открыть высокоскоростное сообщение Москва - Санкт-Петербург. По мнению представителей компании «Российские железные дороги», проект окупится, только если новый пассажирский экспресс будет покрывать расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга за 2 часа 40 минут (второй маршрут от Питера до Хельсинки - 3-3,5 часа). Тогда им смогут воспользоваться пассажиры, которые сегодня предпочитают самолеты. По оценкам РЖД, средняя скорость поезда должна составлять 250 км/ч, а на некоторых участках - до 300 км/ч. Сейчас расстояние между столицами преодолевается не менее чем за 4,5 часа. Курсирующие по этому маршруту «Невский экспресс» и ЭР-200 латвийского производства (на участке 317 км развивают скорость до 200 км/ч) признаются морально устаревшими. Однако на 100-километровом участке между станциями Спирово и Дорошиха можно разогнать ЭР-200 и до 300 км/ч. На этом полигоне и предполагается испытывать новые поезда. Между тем, эксперты сомневаются, что РЖД осилит создание новой трассы. Этот вариант, считают они, обошелся бы, по самым примерным подсчетам, без учета стоимости мостов и тоннелей, примерно в Є6 млрд. Обновление инфраструктуры существующей трассы обойдется гораздо дешевле.

Конечно, мы будем развивать свои бренды. Ведь каждый район имеет свою неповторимую историю. Например, в Кашинском районе существует Общество святой Анны Кашинской. Княгиня Анна, известная своею добродетелью и любовью к семье, сумела сохранить государственные устои, когда ее муж, великий князь Михаил Тверской, пошел в Золотую Орду фактически на погибель. Общество Анны Кашинской объединяет всех Ань, которых, кстати, немало в области. Кроме того, Анна Кашинская по поверью оберегает водителей от автомобильных аварий. К сожалению, об этой святой могло бы знать гораздо больше людей, если бы было достаточно средств, чтобы раскрутить этот бренд.

Но банковский капитал пока в туристический бизнес не идет, потому что он достаточно тяжелый, имеет много рисков.

Скоростная трасса Москва - Санкт-Петербург

О строительстве первой крупной платной автомагистрали между Москвой и Санкт-Петербургом заговорили еще 2,5 года назад. Будущая магистраль пройдет параллельно существующей дороге «Россия». Минтранс в скором времени планирует начать строительство платного участка на автотрассе Москва - СанктПетербург в обход Вышнего Волочка. Объем инвестиций - около $150 млн., 50% средств - из федерального бюджета, 50% - частные вложения. В эту сумму входят затраты на дорожное полотно и на инфраструктуру, включая выкуп земли у нынешних владельцев.

Участникам проекта для возвращения инвестиций разрешат взимать плату на определенных участках. Кроме того, они получат право на развитие придорожных сервисных служб.

Согласно проекту, новая автотрасса пройдет в обход городов и будет короче существующей, что позволит доехать из Москвы в Санкт-Петербург за 5-7 часов. Сейчас этот путь занимает 10-12 часов.

Протяженность платной трассы на дорожном участке от МКАД до кольцевой дороги Санкт-Петербурга составляет около 650 км. Ширина проезжей части дороги составит 10 полос на выходе из Москвы, 8 полос - Ленинградской и Московской областей и 6 полос - на территории Тверской и Новгородской областей. Удовольствие прокатиться без пробок и с ветерком между столицами обойдется водителям в среднем в 600 руб.

Начало строительства - 2006 год, завершат его, по предварительным оценкам, через 5 лет. Сейчас все проектные показатели рассчитываются с учетом того, чтобы средняя скорость на платной дороге составляла бы не менее 150 км/ч.

НБЖ: А какие сферы бизнеса предпочитают развивать банки в вашей области?

Д. Зеленин: Финансирование и создание промышленных предприятий. Федеральные банки кредитуют перспективные инвестиционные проекты. А местные банки участвуют в ипотечном кредитовании, развивают проекты в сельском хозяйстве. Банки работают, виден рост, но у них еще есть большой потенциал.

Мы много работаем над тем, чтобы банки могли прийти в область, ищем способы, как их заинтересовать. Вот один из них: мы монетизировали все социальные льготы, теперь выплачиваем тверичам единое пособие, его можно получать через банки, а они в свою очередь могут получать процент за перевод денег.

Мы активно развиваем потребительское кредитование, ипотеку. И могли бы помогать банкам в обучении тех, кто хочет взять кредит. В том числе и финансово помогать. Скажем, если Администрация области совместно с банком организует программу обучения предпринимателей, чтобы они знали, как взять кредит или оформить залог, то мы готовы оплатить половину расходов банка на организацию таких курсов. А если это будет обучение менеджеров, то с удовольствием субсидируем процентную ставку по образовательному кредиту. Это незначительные подвижки. Но банкиры хорошо умеют считать расходы. И даже небольшая компенсация издержек, думаю, будет для них привлекательна.

НБЖ: Как известно, в Центральном федеральном округе Тверская область занимает лидирующие позиции по объемам привлеченных прямых инвестиций. Как вы находите путь к сердцу инвестора?

Д. Зеленин: Мы, например, стали привлекать средства под ставки вдвое меньше, чем в прошлом году. А еще два года тому назад приняли принципиальное решение: работать с инвесторами по принципу «одного окна». Куратором важнейших проектов назначается руководитель департамента или заместитель губернатора. Для инвестора это снижение административных рисков при реализации проекта. Кроме того, в Администрации созданы агентство регионального развития и рабочая группа по работе с инвестиционными предложениями. Она в оперативном режиме работает как с компаниями, желающими открыть свое производство на территории нашей области, так и с тверскими предприятиями, ищущими инвесторов.

Мы также договорились об ускоренном графике согласования крупных инвестиционных проектов с администрациями муниципалитетов и представителями федеральных ведомств. Возможно, поэтому у нас ежегодно объем частных инвестиций увеличивается на 25-30%.

НБЖ: Одна из причин, отпугивающая инвесторов, - высокий уровень коррупции в России. Вы верите, что ее можно победить?

Д. Зеленин: Победить, думаю, нельзя, никто нигде ее еще не победил. Но коррупцию можно уменьшить, хотя тогда она уйдет в инса дерские сделки, как это было в США, например, с компанией «Энрон». Основной ущерб экономике развитых стран приносит сейчас не коррупция, а инсайдерские сделки, которые являются частью коррупции. Задача для нашей страны сегодня подавить прямую коррупцию и готовиться к борьбе с инсайдом.

Борьбе с коррупцией могут помочь комиссии по снятию административных барьеров или по содействию бизнесу. Они должны существовать на всех уровнях: от муниципальных образований до Совета безопасности страны. Такие комиссии должны заседать не реже раза в месяц и обсуждать не только выявленные факты коррупции, но и превентивные антикоррупционные меры. Кроме того, все расследования должны быть обязательно открытыми.

КСТАТИ...

Участок трассы Москва - С.-Петербург в границах Тверской области - это особый тип историко-культурного наследия, представляющий эпоху русского классицизма ХVIII-XIX веков. Небольшие компактные, сохранившие историческую среду города Торжок, Вышний Волочек, усадебные комплексы, старинные села, музеи являются альтернативой грандиозным ансамблям Москвы и С.-Петербурга. На территории зоны влияния трассы сосредоточено 2383 историкокультурных памятника. Кроме отдельных памятников и ансамблей к историко-культурному наследию следует отнести также две мемориальные транспортные системы: тракт Петербург-Москва и Вышневолоцкую водную систему (Нева - Ладожское озеро - Волхов - Мста - Цна - Вышневолоцкий канал - Тверца - Волга).

У себя в Тверской области мы пытаемся ликвидировать саму почву для коррупции. Все решения Администрации области принимаются публично и коллегиально, что исключает злоупотребления и, надеюсь, ставит надежный заслон коррупции. Хорошо зарекомендовал себя институт открытых тендеров. Все закупки для государственных нужд мы проводим через открытые электронные торги. Таким образом, заведомых преимуществ для «своих» не стало в принципе. Мы стараемся быть максимально открытыми, и это хорошо известно приходящим в регион инвесторам.

НБЖ: На какие инвестпроекты вы возлагаете особые надежды в ближайшие пять лет?

Д. Зеленин: Прежде всего, это автотрасса Москва - Санкт-Петербург, строительство четвертого энергоблока Калининской АЭС, высокоскоростная железнодорожная магистраль.

Производство строительных материалов - это тоже перспективно, есть дешевая рабочая сила, есть наличие сырья, близость Москвы как хорошего рынка.

Инвестиции также должны идти в туристический бизнес. У нас есть много гостиниц, турбаз. Однозначно за пять лет доходы от развития туризма могут увеличиться в 5-8 раз. При правильном маркетинге инвестиции окупаются достаточно легко. А мы в свою очередь обеспечим поддержку туркомпаниям, переориентируем ПТУ и среднетехнические учебные заведения для подготовки необходимых для них профессий.

«Золотой путь России»

Цель этого проекта - развитие туристического маршрута «Золотой путь России» на территории Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей вдоль трассы Москва - С.-Петербург. Проект разработала туристическая фирма «Комильфо».

Система туристического обслуживания проезжающих по трассе практически отсутствует. Однако выгодное расположение трассы между крупнейшими мегаполисами, близость к густонаселенным территориям в центре Северо-Европейской части России, неплохая обеспеченность транспортными магистралями предполагают успешное экономическое развитие проекта. Создание качественных сервисных услуг, производство и реализация местной сувенирной и рекламной продукции могут обеспечить доходность, достаточную для самоокупаемости и прибыльности.

Для ведения бизнеса выбрана система франчайзинга с использованием схем кредитования и механизмов действия потребительской кооперации.

По замыслу разработчиков, объединение участников проекта под одним брендом и с едиными правилами работы позволит значительно снизить затраты: участники будут друг другу предоставлять скидки, оказывать помощь и совместно рекламировать проект. Что касается банков - участников проекта, то их задача - производить кредитование, разрабатывать систему обслуживания объектов, устанавливать платежные терминалы. Они также могут предлагать к распространению кредитные карты агентствам, продающим туры по «Золотому пути», с помощью которых можно будет оплачивать дополнительные услуги.

Проект не предполагает расхода ресурсов, не требует сырьевого обеспечения и значительных энергозатрат, которые нужны только в пределах бытового потребления энергии. Размер эксплуатационных затрат зависит в основном от изменения цен на предоставляемые услуги, оплату труда обслуживающего персонала, содержания служебных помещений, приобретения и содержания в рабочем порядке снаряжения. Прибыльность проекта по предварительным расчетам составляет 20-30% в год.

Потенциальными клиентами маршрута могут стать водители и пассажиры легкового транспорта. По социологическим данным, они составляют (в летний период) 36% потока. Среднегодовая суточная интенсивность составляет на трассе в границах Тверской области около 30 тыс. машин в сутки (с колебанием от 15 до 50 тыс.) в т.ч. 40% грузовых, 50% легковых и 10% автобусов. Число проезжающих по трассе в день в среднем колеблется от 25 до 85 тыс. чел.

Галина Положевец
Поделиться:
 

Возврат к списку