Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Гонки по вертикали Эта команда вдохновлена идеей создавать лучший в мире программный продукт, работая в лучшей в мире компании

Off-piste (вне трасс)

После очередного виража двери вертолета открываются и небольшая группа, пригибаясь от ураганного ветра, высаживается на снежной вершине. Воздух прозрачен и чист, светит безумно яркое солнце: Начинается спуск по бескрайней целине нетронутого белого снега. Бешеная скорость, обволакивающая снежная пыль, крутизна склона нарастает и чтобы справиться с ней, приходится работать на все 100%... А все это время над тобой нависают поджидающие неосторожного движения лавины, а под тобой - невидимые, едва затянутые настом трещины.

Строго говоря, Директор компании «Банковский Производственный Центр» (БПЦ) Анатолий Логинов привык ходить «вне трасс» - не только в горах, но и в собственном бизнесе. Так десять лет назад, неожиданно для многих он оставил престижный и хорошо оплачиваемый пост в тогда могущественной глобальной компании Digital Equipment Corp., чтобы вместе со своим партнером Александром Скороходовым, с нуля - на абсолютной целине, заложить основы того, что со временем выросло в Группу компаний «БПЦ», объединяющую инновационные бизнесы в ключевых отраслях российской экономики - банковской сфере, малой энергетике и специальной химии.

Всего за несколько лет самостоятельной работы Анатолий и Александр превратили БПЦ в одного из самых заметных игроков на рынке решений в области банковского самообслуживания. Список клиентов к концу 1998 г. вырос до 60 банков, включая первую пятерку. Однако партнеров уже перестала удовлетворять роль простого поставщика банковского оборудования и технологических решений от зарубежных производителей. И снова, с относительно предсказуемой и безопасной трассы - на целину. Так было принято решение о начале собственной разработки современной полнофункциональной системы для процессинговых центров по обслуживанию платежных карт. Весной 2001 разработанная БПЦ система была зарегистрирована в Роспатенте (а чуть позднее и в Библиотеке Конгресса США) под маркой SmartVistaT.

«Мы всегда хотели создавать собственные решения, а не просто быть техническим агентом, который на заданных не нами условиях выполняет ряд жестко регламентированных функций, - говорит Анатолий Логинов. - К тому же я не мог нести полную ответственность за то, что обещал клиентам - наша деятельность полностью контролировалась зарубежными партнерами, которые устанавливали правила игры, не всегда соответствующие нашим взглядам. Для многих российских компаний такая схема работы вполне приемлема и по сей день, мы же быстро уперлись в потолок, который необходимо было пробить, во что бы то ни стало».

Анатолий улыбается, посмеиваясь над высокопарностью слога. «Я бы конечно сам так никогда не сказал о лыжах. В реальности, изнутри, все выглядит куда прозаичнее, но очень часто - и куда серьезней. За внешней легкостью полета стоит многолетний труд - временами беспросветный, обескураживающий, вгоняющий в депрессию, а за романтикой опасностей чаще всего скрываются элементарная беспечность, непродуманность, ничем неподкрепленная самонадеянность. Разве не прямая аналогия с бизнесом? В самых тяжелых бизнес-ситуациях на помощь приходят горы: выстоял там, смогу и здесь. Именно поэтому я бесконечно благодарен друзьям, которые привели меня в горы».

На фото:
1. София Асьянова, 2. Анатолий Логинов, 3. Елена Рыбкина, 4. Руслан Ахметов,
5. Алексей Демидов, 6. Василий Григорьев, 7. Василий Волынский, 8. Сергей Крюков.

Команда

Принято считать, что горные лыжи - это сугубо индивидуальный вид спорта. Однако помимо тех, кого мы видим на трассе, за кадром скрываются незаметные, но незаменимые люди - те, кто прокладывает маршрут, следит за физической и технической подготовкой лыжников, отвечает за безопасность, поддерживает связь с внешним миром, фиксирует «подвиги» на пленке. Да и сам спуск вне трасс редко осуществляется в одиночку - чаще небольшой группой. Все эти люди и образуют команду. В горнолыжной команде исключительно важны слаженность и равный уровень мастерства - чтобы никто не «тормозил» и в то же время не подвергал остальных чрезмерному риску, чтобы каждый отвечал исключительно за себя, но в любой момент был готов прийти на помощь. Случайных людей в такой команде не может быть по определению.

«Подбор персонала в БПЦ - это очень длительная и сложная процедура. Но в результате, когда мы берем специалиста, он работает здесь не год и не два. Средний стаж пять лет, - говорит руководитель Департамента исследований и разработки SmartVista Василий Григорьев. - Мы стараемся, чтобы в компании не было текучки. Самостоятельно работать сотрудник начинает примерно после полугода-года. Все это время мы вкладываем в него свои знания и ждем соответствующей отдачи».

Сам Василий работает в БПЦ со дня основания. Попал сюда еще учась на третьем курсе МГТУ им. Баумана, поэтому здесь его называют сыном полка. Тогда, в 1995 г., основатели компании искали молодых перспективных разработчиков. Брали всех, кто приходил, оставались только те, кому было действительно интересно этим заниматься.

Cегодня в проекте SmartVista занято в общей сложности немногим более ста человек. Вклад каждого из них исключительно важен - в БПЦ вообще не принято держать «лишних» людей. Тем не менее семь человек - Алексей Демидов и Василий Григорьев, Сергей Крюков и Елена Рыбкина, Василий Волынский, Руслан Ахметов, София Асьянова вместе определяют и внутреннее содержание, и внешнее представление того, что называется SmartVista. Они - Команда.

Базовый лагерь

Здесь выбираются маршруты, в мельчайших деталях прорабатываются детали предстоящего спуска, отлаживается и настраивается инвентарь. Здесь зализываются раны неудач и празднуются победы.

Здесь Алексей Демидов, директор по консалтингу БПЦ и главный архитектор проекта SmartVista, и Василий Григорьев определяют будущую функциональность семейства продуктов SmartVista, работают над ошибками, оптимизируют производительность текущей версии.

Сегодня к системе SmartVista, установленной в Главном процессинговом центре Сбербанка России, подключены более 7 тыс. банкоматов и около 25 тыс. торговых терминалов. Это самая большая установка в Восточной Европе и на уровне крупнейших инсталляций в мире. Проведенные в прошлом году официальные нагрузочные испытания в лаборатории Hewlett Packard в Германии показали, что SmartVista по плечу объемы, в разы превышающие сбербанковские. Однако Василий готовит систему к новым испытаниям и рекордам производительности - на этот раз в лаборатории IBM в г. Рочестер, США.

Когда вместо беспрепятственного спуска по накатанным трассам компания начала прокладывать собственные маршруты, Алексей Демидов первым вышел на снег. «Технический гуру» БПЦ, Алексей координировал работу международной группы банковских специалистов из Великобритании, проектировщиков из Швеции и собственных разработчиков в Москве - так и родилась первая версия SmartVista. Опыта разработок такого масштаба у БПЦ до этого не было. «Было страшно», - вспоминают Алексей и Анатолий.

Между прочим, впервые попав в горы, Анатолий Логинов сразу вынужден был спускаться по «черной» трассе. «Так сложились обстоятельства, я ошибся, еще можно было вернуться на автобусе - но ехать с туристами никак не хотелось. Все время было страшно, вот-вот появится крутой обрыв. Но уже в конце оказалось, что все не так сложно, как представлялось наверху», - рассказывает Анатолий Логинов. В таких делах помимо отличной физической подготовки ему еще во многом помогает природное чутье. «У Анатолия, с моей точки зрения, одно из самых ценных качеств -дар предвидения, - говорит Алексей Демидов. - Он понимает, что будет востребовано на рынке не сегодня и завтра, а через год, может быть, даже через несколько лет».

Бизнес-статистика

БПЦ имеет собственные представительства в Амстердаме, Дубае, Сингапуре, Джакарте и Киеве, офисы на базе региональных партнеров в Маниле и Бангкоке. Глобальными бизнес-партнерами БПЦ являются IBM, HP, Oracle, Wincor Nixdorf, Axalto и многие другие.

Гид

Золотое правило любителей экстремального горнолыжного спуска «вне трасс» звучит так: «Не дай себе погибнуть!». Для этого надо соблюдать ряд требований. Не выезжать вне трассы в одиночку. Не забывать соответствующее оборудование взять с собой радиомаячок-«бипер», чтобы товарищи могли быстро найти тебя под снегом, а еще лучше - надеть специальный рюкзак (airbag), который, раздуваясь подобно подушке безопасности, увеличивает шансы остаться на поверхности лавины. Неплохо также хотя бы в общих чертах знать теорию отрыва лавин или воспользоваться услугами опытного инструктора - гида. Разве не похоже на бизнес? Чем круче маршрут, тем больше опасность.

Иногда роль гида берут на себя новые члены команды, которые знают особенности тех или иных горных маршрутов по прежнему опыту. Руслан Ахметов, руководитель операционного блока БПЦ, пришел в компанию из Альфа-Банка. К этому моменту подошел к завершению проект Альфа Банк Экспресс, в рамках которого специалисты БПЦ производили интеграцию процессингового центра на основе продуктов SmartVista в инфраструктуру нового розничного бизнеса банка.

«Здесь работают непростые люди. Они выдающиеся и талантливые, но непростые. Мне говорили об этом даже мои американские знакомые, - делится впечатлениями Руслан Ахметов. - Когда я работал с БПЦ еще в Альфа-Банке, у меня складывалось впечатление, что это «семейная» компания. Здесь есть ряд ключевых людей, которые стояли у истоков и сформировали свою внутреннюю культуру. На мой взгляд, она не вполне соответствовала требованиям дня, поэтому я стал ее менять в той части, за которую отвечаю».

О том, что структуру управления нужно менять, в компании понимали. И четко осознавали, что без этого невозможно дальнейшее развитие. Но решиться на кардинальные перемены, на новый поворот было очень сложно. Началось глухое сопротивление. Лавина чуть было не накрыла. Потребовалась железная воля руководства, чтобы этого не произошло. Необошлось и без кадровых перестановок, которые в тот период были просто необходимы.

Сложнее всего пришлось главе БПЦ. «Был очень тяжелый переломный момент, когда пришло осознание, что надо перестать делать все самому. В течение довольно продолжительного времени у нас было всего три-четыре клиента - очень крупных и очень важных. Вся структура компании была ориентирована только на работу с этими клиентами. Соответственно, клиентская база не росла, мы стали отставать от рынка, - говорит Анатолий Логинов. - За пределы этого объема вырваться было невозможно без радикальных изменений в структуре управления. Сначала я пытался больше пользы извлекать из себя самого - как говорится, бежать быстрее, терпеть дольше. А потом возникло ощущение, что это уже не путь. Нужно перестать все делать самому. Но при этом не стало хуже, а только лучше».

Поехали..!

Все готово - маршрут проложен, лыжи настроены, «бипер» включен, - наступает тот самый момент, которому были посвящены все предыдущие. Теперь все зависит только от мастерства и характера лыжника.

Очередная версия системы SmartVista разработана, оттестирована и задокументирована. Как воспримет рынок результаты многомесячной работы коллектива под руководством Василия Григорьева и Алексея Демидова - все зависит только от мастерства, выдержки и изобретательности Сергея Крюкова, отвечающего за продажи и работу с клиентами SmartVista.

Сегодня многие и не помнят, кто дал продукту имя SmartVista. Зато отчетливо вспоминает один из вечеров весны 2001 г. автор названия - Сергей Крюков, который пришел на работу в БПЦ из Сбербанка России. «Был объявлен внутренний конкурс. Между сотрудниками велась оживленная переписка по электронной почте, - рассказывает Сергей. - Временами споры заходили в тупик. Все вертелось вокруг одного. И Smartы были, и Vistы. Все согласились, что название SmartVista (smart (англ.) - интеллектуальный, vista (лат.) - перспектива) подходит больше всего. К тому же приближалась первая международная выставка, где БПЦ планировала представить собственный программный продукт, и мы попадали в цейтнот с регистрацией его названия».

Бизнес-статистика

Клиентами БПЦ являются такие крупнейшие игроки банковского рынка, как Сбербанк России, Газпромбанк, АльфаБанк, ИНГ Банк (Евразия), Русский Банк Развития, Первый Чешско-Российский банк, Сибакадембанк в России; Татфондбанк в Татарстане; банк «ТуранАлем» и «Казахские железные дороги» в Казахстане; УкрСиббанк, Энергобанк, Банк «Крещатик», Центр Обслуживания Мобильных Платежей в Украине; Security Bank Corporation и OneCard на Филиппинах и многие другие.

Алло! Алло!.. Вызывает Москва

Настоящий опытный лыжник способен одинаково уверенно проходить участки любого профиля, в любых погодных условиях, в любых горах мира - на всех континентах.

Научившись обыгрывать самых известных международных конкурентов на своей территории - в тендерах, проводимых российскими банками, команда БПЦ решила, что готова сделать то же самое на территории соперника - далеко за пределами России, в тысячах и тысячах километров от Москвы. Для продвижения продуктов SmartVista на приоритетных зарубежных рынках БПЦ создала и поддерживает сеть представительств, собственных и партнерских офисов.

За координацию работы разноязыкого коллектива и его связь с головным офисом в Москве отвечает София Асьянова. «Стиль работы в БПЦ очень близок к западному», - говорит София. Ей есть с чем сравнивать. В БПЦ она перешла недавно из компании Arthur Andersen Consulting. - Имеется в виду очень сильная загруженность людей и высокий темп - расслабляться вообще нельзя, постоянно нужно быть начеку».

Еще здесь сегодня очень любят употреблять заимствованное из западной культуры слово «челлендж» (challenge (англ.) - вызов). Особенно, когда отвечают на вопрос, почему вы приняли именно такое решение. Или почему перешли из крупной международной компании в достаточно молодую и еще не так широко известную БПЦ. «Челлендж, - отвечает из Сингапура Раджан Нараян, директор БПЦ по операциям в странах ЮгоВосточной Азии и Тихоокеанского бассейна, - но это не столько мои личные амбиции, сколько глубокое понимание того, что перед продуктами семейcтва SmartVista открывается исключительно широкая перспектива (vista) в регионе, за который я отвечаю. Поэтому я хочу, чтобы мой опыт и знание рынка облегчили путь уникального современного продукта к потребителю». Опыта и знаний Раджану не занимать - он пришел вБПЦ после 10 лет работы на ключевых позициях в компании ACI Worldwide.

Недавно команда пополнилась еще одним зарубежным сотрудником. Представительство БПЦ на Ближнем Востоке возглавил Джеймс Мэсси, много лет проработавший в офисе IBM в Великобритании и затем в качестве одного из руководителей эксклюзивного партнера IBM в Арабских Эмиратах - компании GBM. Он также разглядел огромный потенциал в этой молодой по мировым меркам российской компании.

Международные операции приобретают все большую значимость в жизни компании. Расширяется география, вовлекаются новые и новые люди. Не только София Асьянова и ее далекие подопечные, но все без исключения члены команды делают все необходимое для продвижения SmartVista так далеко, как хотят этого все новые и новые клиенты. Нередко обилие запросов со всех концов света порождает цейтнот. Цейтнот в команде БПЦ привычное понятие. «Считается, что мы все время должны быть готовы идти в бой, - усмехается Василий Волынский, отвечающий за развитие бизнеса компании в Украине. Вспышка слева, вспышка справа. Бежишь туда, бежишь сюда. Поэтому сотрудники всегда должны быть в костюме и при галстуке и в любую минуту готовы, если понадобится, лететь на другой конец света».

Фото друзьям

Даже бывалые лыжники редко устоят перед искушением сделать несколько снимков, а то и целиком отснять прохождение особенного узкого кулуара. А как еще передать частичку ощущений друзьям и близким. Но чтобы пленка передала ощущения верно - необходимы профессионализм и мастерство.

Мастерством передачи верных ощущений (и не только ощущений - аргументов, фактов, характеристик), связанных с достоинствами семейства продуктов SmartVista, Елена Рыбкина, директор по маркетингу, овладела быстро. Овладела, несмотря на то, что пришла с гуманитарным образованием прямо из университета в сугубо техническую организацию. О том, как это было трудно, Елена впервые рассказала только НБЖ. «В БПЦ всех загружают по полной программе. А тот, кто не выдерживает этого жесткого и даже жестокого ритма, очень скоро покидает компанию». Анатолий Логинов не любит в этом деле особенно церемониться. Если человек не соответствует его ожиданиям, он, не раздумывая, прощается с ним.

«Анатолий Игоревич достаточно категоричный человек, но руководитель компании, развитие которой происходит столь динамично, и не может быть иным. В противном случае ему бы просто не удалось создать такую команду, - говорит Елена Рыбкина. - Он всегда знает, что хочет, - от себя и от других. И к себе он не менее требователен, чем к своим подчиненным».

Лучше гор могут быть только горы

Догадайтесь, как поощряют в БПЦ работников за ударный труд по итогам года? Премируют путевками на горнолыжный курорт. Причем едет вся семья лучшего сотрудника. Каждый отдел выдвигает своего кандидата, так что в итоге во французские Альпы отправляется целая команда. Для команды БПЦ спорт это не просто отдых. Здесь считают, что если человек совершенствует себя в спорте, это определенно позволит ему добиваться совершенства и в своей работе. Главное - делать это систематически и правильно, в необходимом объеме - тогда все получится. И никакой фантастики и везения здесь нет.

Бизнес-статистика

SmartVista - это полнофункциональный программный комплекс, предназначенный для автоматизации деятельности, связанной с обслуживанием пластиковых карт и обработкой электронных платежей. Решения на базе продуктов SmartVista апробированы мировой практикой, выполнены с учетом ключевых тенденций развития платежных технологий и отвечают международным и российским отраслевым стандартам.

Немногим российским компаниям удается сегодня выйти со своими технологиями на мировой рынок. Для этого надо не только иметь лучший продукт, но и уметь его профессионально продавать, внедрять и обслуживать. Команда БПЦ училась этому искусству много лет. Ключевым стал проект по установке процессингововой системы SmartVista в филиппинском банке Security Bank Corporation. После его успешного завершения БПЦ получила международное признание. Возможностью работать в БПЦ стали интересоваться специалисты из крупных зарубежных компаний. Но сюда по-прежнему берут лучших.

Сегодня команда выбирает все более сложные и, казалось бы, непроходимые на первый взгляд трассы. Но от этого еще больше захватывает дух у каждого участника группы. «У нас всегда есть интересные проекты. Нет такого, что мы делаем одно и то же. Каждый проект по-своему уникальный. Это и заряжает, - говорит Василий Григорьев. - А еще греет душу, когда я вижу, например, банкомат Альфа-Банка или Сбербанка. Картинки, которые мелькают на их экранах, команды, которые они выполняют, купюры, которые они выдают, - это все наша система SmartVista. Это не абстрактно. В нашем случае результат очевиден и нагляден».

За очередным снежным уступом открывается дно ущелья и ждущий там вертолет: Шум винтов заглушает голоса участников группы. Вертолет взмывает вверх и через 10-15 минут высаживает группу на новом крошечном пятачке, чтобы она опять испытала это непередаваемое чувство свободы, скорости и полета по бескрайнему неизведанному снежному пути в окружении величественных горных вершин.

ДОСЬЕ

Анатолий Логинов, президент Группы компаний «БПЦ»: 

 Радость от удачно выполненного сложного спуска непередаваема и ни с чем не сравнима. Только она удивительно быстро проходит. Раз выполнив задуманное, вдруг поднимаешь глаза вверх - и дух захватывает, когда видишь невероятно узкий и крутой кулуар. Становится физически страшно от одной мысли оказаться там, :а ноги уже разворачиваются туда! Иногда требуются годы, чтобы освоить технику прохождения более сложных участков. После бесконечной череды неудач и падений, когда уже перестаешь ждать и просто тупо продолжаешь бороться, приходит победа. И возникает предательская мысль - «непроходимых трасс не существует». Но ты смотришь вверх, и: становится страшно.

«Пять лет назад было страшно от мысли, что мы осилим собственную разработку системы, которая станет основой карточного бизнеса крупнейших банков России. Потом было страшно, что мы не только уговорим один из самых крупных банков на Филиппинах поменять самый известный в мире продукт на SmartVista, но и в самом деле сможем успешно реализовать проект. Сейчас захватывает дух от ощущения, что через пять лет у SmartVista есть все основания стать самой известной фронтальной системой на мировом рынке. А тех, кто сейчас улыбается, - я приглашаю с нами, в горы».

Джеймс Мэсси, глава представительства БПЦ на Ближнем Востоке:

 «Мне очень импонирует желание БПЦ меняться и расти. Во многом это связано со стремлением команды стать подлинно международной. Но я считаю, что она уже международная. Здесь понимают бизнес-требования клиентов из разных регионов и готовы их удовлетворять. Здесь мыслят не локально, а в международном масштабе».

Раджан Нараян, глава представительства БПЦ в Юго-Восточной Азии: 

 «По натуре я энтузиаст, всегда очень предан делу, которым занимаюсь. В компании БПЦ я встретил схожих по духу людей. Они тоже горят идеями, стремлением осуществить задуманное. Для меня очень важно, чтобы команда, в которой я работаю, смотрела в одном со мной направлении»

Наталья Лямина, Фото: Александр Шапунов
Поделиться:
 

Возврат к списку