Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Алексей Гордеев: Пора создавать кредитную историю АПК

НБЖ: Алексей Васильевич, что вы предлагаете банкам и готова ли банковская система страны работать с таким клиентом, как селянин?

А. Гордеев: Национальный проект «Развитие АПК» делает банкам уникальное предложение. Фактически клиентура наших банкиров расширяется во много раз. Сельское население, представленное в основном товаропроизводителями, а не просто потребителями, выпадало из сферы деятельности банкиров по многим причинам - слабая филиальная сеть на селе большинства банков, тяжелое финансовое положение крестьян и хозяйств, часто обремененных долгами: Однако шесть лет назад ситуация стала постепенно меняться.

Что происходило? С одной стороны, крестьяне постепенно освобождались от долгов. С другой стороны, система возмещения части процентной ставки по кредитам готовила механизм работы с селом, который теперь можно опробовать не только через государственные, но и частные банки.

На реализацию национального проекта выделено 30 млрд. руб. Эти деньги не будут просто «закачаны» в село. Банки начнут предоставлять аграриям кредиты, процентные ставки по которым субсидированы за счет этих средств бюджета в рамках национального проекта. Следовательно, банкиры получают доступ к финансовым ресурсам, причем к ресурсам государственным. Но вместе с этим банки встраиваются также в систему ответственности.

НБЖ: Какова процедура отбора банков для участия в проекте?

А. Гордеев: Основа процедуры - конкурс. Банк должен показать, что он в состоянии грамотно распорядиться финансовыми ресурсами. Ошибок и сбоев быть не должно. Безусловный приоритет отдается банкам, подтвердившим свою надежность классическими рейтингами, а также кредитным учреждениям, обладающим развитой филиальной сетью на всей территории страны. Вероятно, уже в мае-июне мы проведем конкурсный отбор таких банков. Лидеры налицо, их нет здесь нужды упоминать, но их лидерство не закрывает вход для более мелких кредитных организаций, конечно же, отвечающих всем вышеуказанным требованиям.

НБЖ: Как все-таки государство может расширить клиентскую базу банка на селе, если крестьяне в подавляющем большинстве бедны?

А. Гордеев: По отдельности - да, бедны. Но национальный проект предусматривает одно нестандартное решение. Речь идет о побуждении крестьян объединяться в кооперативы. И банк на первых порах, а может, и все время, будет работать с таким кооперативом. То есть речь идет уже не о вертикальной (крупные холдинги), а о горизонтальной интеграции. Безусловно, даже в современном селе, еще не испытавшем того подъема, на который оно способно, кооператив - это более внятный клиент для банка, чем отдельные хозяйства. Мы дали поручение районным главам простимулировать экономическими мерами объединение крестьян в такие, производственные и сбытовые, кооперативы. Хотя в регионах, где подъем АПК наблюдается не первый год, этот процесс уже идет.

НБЖ: Какие виды деятельности, кроме финансирования собственно производства продукции АПК, предусматривает национальный проект?

А. Гордеев: Это, главным образом, жилье. Мы стремимся к тому, чтобы каждый выпускник аграрного вуза получал бы ключи от квартиры или дома в селе, где ему предстоит работать. Без грамотных кадров все наши усилия преобразовать село обречены, а молодежь невозможно загнать в деревню ни палкой, ни уговорами. Привлечь ее можно только с помощью экономических стимулов. Мощнейшим из них, конечно же, является предоставление жилья. Я понимаю, что задача очень тяжелая. Она упирается в те же риски, что и реализация национального проекта «Доступное жилье», т. е. в возможности строительной индустрии, в финансовый потенциал регионов, которые выступают со своим софинансированием, в ценовые риски, наконец. Однако в регионах, где система была уже отлажена и до того, есть хорошая вероятность, скажу больше, уверенность, что проект начнет реализовываться уже с лета. Таким образом, банки, также прошедшие конкурсную процедуру, смогут стать финансовыми агентами и этого проекта. Схема такова: государство, бюджеты разных уровней, а также частные инвесторы в определенных долях выделяют средства на субсидирование ипотечных кредитов на приобретение жилья в селах. Это своеобразная ипотека, поскольку в идеале мы хотели бы, чтобы молодой специалист или почти ничего не платил за жилье, или заплатил бы очень мало. Таким образом, финансовая нагрузка с покупателя жилья переносится на бюджеты. Банки же будут выполнять ту же функцию, что и в обычном ипотечном проекте.

На реализацию национального проекта выделено 30 миллиардов рублей

Упомяну также о новом национальном проекте «Газификация России». По определению это дело сельское, поскольку проблемы с газом у нас, за редкими исключениями, только на селе. Механизмы реализации этого проекта сейчас прорабатываются, но, скорее всего, они не будут отличаться от описанного мной выше жилищного проекта.

НБЖ: Обрисуйте ситуацию с Россельхозбанком, который был подвергнут критике на одном из заседаний по реализации национальных проектов.

А. Гордеев: На самом деле, критики-то особой и не было. Россельхозбанк с самого начала выступал агентом государства по работе с субсидированными кредитами и накопил в этом громадный опыт. Его успешная работа привлекла в этот сектор Сбербанк и ряд коммерческих банков. Отмечу, что такая ситуация служит хорошим сигналом для кредитных учреждений, которые могли бы участвовать в реализации нацпроектов, но побаиваются того, что в них якобы все будет отдано крупным монополистам. Как видите, монополисты расчищают дорогу, по которой успешно идут другие хозяйствующие субъекты.

В результате создалась конкуренция Россельхозбанка с другими банками. Это здоровая ситуация, более того, мы ее подспудно добивались. Конечно же, не было задачи сделать из этого банка некоего аграрного монополиста. Мы обратили внимание на то, что рынок сам снизил процентные ставки по кредитам, и приняли решение снизить их также и в Россельхозбанке. О чем, собственно, и заявил первый вицепремьер Дмитрий Медведев. Таким образом, это было чисто менеджерское решение, правда, менеджерами, в силу специфики банка, выступали высшие государственные чиновники. Вы знаете, что принято решение снизить ставку по кредитам в Россельхозбанке до 14%, а по особо важным проектам - до 12%. Мы также рассчитываем значительно расширить филиальную сеть Россельхозбанка. К этому нас подвигает конкурентная среда. И в будущем государственные банки не будут давить своим присутствием частные кредитные организации, а станут конкурировать с ними на одном поле, с одними правилами игры.

НБЖ: Почему не стихает ропот крестьян, которым все еще трудно получить банковские кредиты?

А. Гордеев: Причина в том, что наши банки всетаки не умеют еще работать с людьми. Тому есть объективные и субъективные объяснения. Что касается последних, то налицо постепенное приспособление банков к потребностям такой непростой аудитории, как сельский люд. Что же касается причин объективных, то банки вынуждены по закону сопровождать свои кредитные услуги массой бумаг. Естественно, изменить эту ситуацию вполне по силам правительству. Мы решили, что уже в этом году кредиты до 30 тыс. руб. (этой суммы вполне достаточно для обеспечения развития производства в личном подсобном хозяйстве) люди смогут получить практически без документов, и уж точно без залога. Достаточно будет лишь представить рекомендательное письмо главы сельской администрации. Если человек известен как хороший работник, у него не будет проблем получить такую рекомендацию.

Что хорошо честным банкам, то хорошо и селу. А нечестных отбракуют сами банкиры

НБЖ: Понятно, что банки не могут работать вообще без документов, рады будут и рекомендации. Но крестьяне не попадут ли в зависимость от своих районных начальников?

А. Гордеев: Я думаю, и тут ситуация будет отрегулирована практикой. У банков уже не первый год складывается кредитная история с успешными фермерами. Банковский бизнес ведь во многом держится на доверии, на проверенных связях. Если человек два раза подряд получил кредиты по письму главы администрации, не исключено, что такому постоянному клиенту банк в следующий раз даст кредит под честное слово. Но это уже решать самим хозяйствующим субъектам. Задача же государства - заострить внимание банковского сообщества на этом интереснейшем секторе работы и помочь крестьянам, которые так нуждаются в дешевых кредитных ресурсах.

НБЖ: Каково ваше мнение относительно программы «банкизации» страны, разработанной Ассоциацией российских банков?

А. Гордеев: Задача, которую вы обозначили термином «банкизация», на самом деле давно назрела. Все годы так называемой перестройки село страдало от финансовой машины, которая только откачивала деньги у крестьян. Речь идет и о диспаритете цен (солярка и техника дорожают на порядки быстрее, чем продукты питания) и о так называемых долгах, которые созданы бездарной финансовой политикой 90-х гг. Село испытывает, прежде всего, недостаток финансовых средств. Это была и есть его главная проблема.

Мы прекрасно понимаем, что деньги не придут на село сами по себе, а только из кредитных учреждений. Поэтому крепкая банковская система - в интересах селян, никак иначе. Согласитесь, что банковская система с избыточным, а стало быть, и дешевым капиталом давно бы сама проникла в село и создала бы такие условия, что люди сами охотно стали бы брать кредиты. Но этого нет, приходится государству крестьянам помогать. Инструменты и методы, которые перечислены банкирами в программе банкизации, наверное, все хороши, если они позволят создать банковскую систему, обращенную к потребителю. К сожалению, деятельность иных банков на начальном этапе так называемых рыночных реформ подорвала доверие крестьян к кредитным организациям, и это доверие придется завоевывать вновь. Но сделать это могут только крепкие банки, работающие в ясной, прозрачной системе правил. Думаю так: что хорошо честным банкам, то хорошо и селу. А нечестных, наверное, отбракуют сами коллеги-банкиры.

НБЖ: Не тревожит ли вас монополия государственной структуры Росагролизинг?

А. Гордеев: На самом деле, никакой монополии нет. Я напомню, что, когда создавался Росагролизинг, ситуация в этом секторе находилась в ужасающем состоянии. Нужен был толчок со стороны государства, чтобы это «болото» както расшевелить. Сделать это могла только прозрачная, ориентированная на крестьян государственная компания, которой и стал Росагролизинг.

Ну а дальше ситуация развивалась и развивается примерно так же, как в банковском секторе. На втором этапе стали появляться местные, так называемые губернаторские лизинговые программы. Тоже без участия государства не обошлось, но уже на областном уровне. А теперь и бизнес подтягивается, и я не вижу, чтобы конкуренция кому-то вредила. Росагролизинг становится все более эффективной компанией, и частным компаниям тоже приходится искать свою нишу, привлекая крестьян. Полагаю, что рано или поздно процесс перейдет целиком на рыночные рельсы, хотя роль государства, как показывает мировой опыт, будет существенна на любом этапе.

НБЖ: Что бы вы сказали гипотетическому банкиру, который надумал работать с селом?

А. Гордеев: Милости просим. Вы, может быть, еще сами не понимаете, на какую золотую жилу вывела вас ваша деловая интуиция. Пока вам, может быть, боязно, вы понимаете, что рискуете, но эти страхи быстро пройдут. Через несколько лет, когда национальный проект заработает в полную силу, вы не узнаете села. Это будет сообщество цивилизованных хозяйствующих субъектов, финансово грамотных, готовых принять ваши услуги. И тот, кто придет первым, здорово выиграет.

Евгений Арсюхин
Поделиться:
 

Возврат к списку