Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Закон для длинных денег Где их взять?

Еще недавно лейтмотивом большинства изменений в банковском секторе было создание системы страхования вкладов, жесткий отбор банков, повышение требований к их прозрачности и корпоративному управлению, или, иначе говоря, «закручивание гаек». Сегодня, пройдя этап «административного» регулирования, государственные органы и законодатель должны сконцентрироваться на задачах повышения конкурентоспособности российского банковского сектора. По сути, перед банками, гражданами и экономикой стоит важнейшая задача: аккумулировать длинный инвестиционный ресурс. Отмечу несколько инициатив, направленных на решение этой задачи.

По закону, как по лезвию бритвы

Во-первых, необходимо введение безотзывных срочных вкладов. В настоящее время ст. 837 ГК РФ гарантирует возврат срочного вклада по первому требованию вкладчика, что создает риск ликвидности в банковской системе и снижает ее инвестиционный потенциал. Предлагается предоставить банкам и гражданам заключать новые договоры срочного вклада. Закон разрешил банкам предлагать вклады, внесенные на «условиях, предусмотренных договором».

Во-вторых, следует ускорить подготовку нормативных актов по выпуску ипотечных ценных бумаг. Банки должны шире выходить на фондовый рынок. Государственная Дума приняла ряд поправок в Закон «О рынке ценных бумаг», в соответствии с которым появятся новые виды облигаций и будет установлена упрощенная схема проведения IPO, первичного размещения акций.

Следует ускорить подготовку нормативных актов по выпуску ипотечных ценных бумаг

В-третьих, уточняется Федеральный закон «О кредитных историях», который де-факто так и не вступил в силу. В октябре 2005 г. Дума приняла в первом чтении внесенные мной поправки в этот закон, которые обязывают источники формирования кредитной истории запрашивать согласие субъекта кредитной истории на предоставление информации в бюро. По сути, вводится новая обязанность банков - всякий раз запрашивать согласие субъекта кредитной истории.

Напомню, что Закон «О кредитных историях» входил в так называемый пакет законопроектов, направленных на развитие рынка доступного жилья, который Дума приняла в конце 2004 г. Несмотря на объемность ипотечного пакета, в нем не были решены все вопросы. В частности, в стороне осталась такая важная тема, как введение в понятия счетовэскроу («обеспечительных счетов»).

Сегодня владелец счета имеет неограниченные права по распоряжению средствами, которые находятся на нем и поступили от обслуживания ипотечных кредитов. Система ипотечного кредитования устроена таким образом: Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) открывает в коммерческих банках в регионах счета, на которые должны поступать деньги от заемщиков. Организация - владелец счета фактически в любой момент может закрыть этот счет, может направить средства на иные цели, а не для того, чтобы рассчитаться с АИЖК. Требуется серьезная нормативная работа, чтобы обеспечить сохранность таких средств.

В нашем комитете создана рабочая группа, которая пытается разрешить ситуацию. Нужно пройти по тонкому лезвию бритвы, с одной стороны, для того чтобы защитить эмитента ценных бумаг, сохранить средства, а с другой стороны, необходимо, чтобы банки могли эти средства употребить, поскольку у нас и у них есть интерес к этим деньгам.

Жесткие требования заставляют шевелиться

Полагаю, наши банки надолго приходят на ипотечный рынок, и намерения у них самые серьезные. Другое дело, что возможности существенно зависят от самого банка, его капитализации, квалификации персонала и т. д. В связи с этим отмечу изменения в законодательстве, связанные с повышением требований к российским банкам, постепенное их доведение до международного (европейского) уровня. Так, с 1 января 2007 г. устанавливаются более жесткие требования к достаточности банковского капитала (отзыв лицензии при снижении этого показателя ниже 8%). Правда, эти требования, по моему мнению, могут отразиться на готовности российских банков работать с ипотекой. Есть риск, стимулируя собственников малых банков, увеличивать капитализацию, поставить под удар крупнейшие российские финансовые институты. Возможно, более взвешенным мог бы стать дифференцированный подход к данному нормативу, предполагающий этапность и более активное участие Центрального банка в определении судьбы «сомнительных» банков, попавших зону риска.

В то же время установление высоких требований к уровню достаточности собственного капитала банков, как ни удивительно, имеет свои положительные стороны, поскольку является серьезным стимулом для развития в России секьюритизации и иных современных техник финансирования. Ее широкое использование, обеспечивающее списание активов с баланса и их одновременное превращение в высоколиквидные ценные бумаги, становится необходимым условием выживания и развития национального банковского сектора.

Каждое решение требует всестороннего обсуждения. Автор статьи - крайний справа

Вместо администрирования креатив регулирования

Наряду с рынком секьюритизации активов важным условием снижения рисков в банковском секторе является развитие рынка деривативов. В ипотеке наиболее существенным, помимо кредитного риска, оказывается процентный риск. К сожалению, процентные деривативы до сих пор не получили распространение в России. В условиях регулярного невыполнения «плана по инфляции» банки остаются без каких-либо достоверных ориентиров.

Следует создать больше возможностей для финансирования и рефинансирования кредитных организаций - рефинансирования со стороны Банка России и госбанков развития, принятия законодательства о секьюритизации, запуска механизмов проектного финансирования. Также не обойтись без снижения (прежде всего кредитных) рисков в банковском секторе, совершенствуя механизмы обеспечения: изменение законодательства о залоге, внедрение системы распределения кредитных рисков, создание гарантийных фондов, ипотечного страхования. И наконец, необходимо устранять излишние регулятивные и административные барьеры, добиваясь либерализации (там где это оправдано) банковского законодательства.

Иначе говоря, на смену «административным» должны прийти «креативные» модели регулирования. Первостепенное внимание правительство, Банк России и парламент должны уделять расширению возможностей для ведения бизнеса, которыми располагают отечественные финансовые организации, в том числе банки. На обсуждаемые и принимаемые в настоящее время законопроекты следует смотреть, прежде всего, под данным углом зрения.

ЭКСПЕРТИЗА НБЖ

Принимался пакет из 27 законов, в конце концов, было принято 25. Законы, которые связаны с регулированием ипотечного кредитования, нормальные: отменили нотариальную пошлину, сделали поменьше налоги, все в разумных пределах. Но параллельно с этим решили усилить привлечение средств через банки. Никаких механизмов создано не было. Ни в одном регионе не было проведено хотя бы самого минимального эксперимента, чтобы посмотреть, как применение закона отразится на ситуации. Закон требовал принятия четырех постановлений правительства, в первую очередь, о федеральном органе, который должен контролировать его исполнение. Нет федерального органа - значит, нет этого постановления. И примерно 12 других подзаконных актов до сих пор тоже нет.

Валерий Казейкин, первый вице-президент МАИФ

Анатолий Аксаков, заместитель председателя Комитета Госдумы<br>по кредитным организациям и финансовым рынкам, член Национального банковского совета
Поделиться:
 

Возврат к списку