Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Германских банкиров переводят в среднюю лигу

Абс и его наследники

«Германские банки перестали играть заметную роль в Европе», - признает Клаус Петер Мюллер, глава Коммерцбанка и президент Объединения банков ФРГ. «Если понимаешь, что в высшей лиге делать больше нечего, надо научиться хорошо играть в средней лиге», - рассуждает этот авторитетный финансист, имея в виду показатели европейской «турнирной таблицы». Действительно, по данным статистики, финансовые институты Германии замыкают многочисленную среднюю группу, занимая по масштабам международных операций лишь 17-е место на континенте. А ведь именно воссозданная после Второй мировой войны немецкая банковская система считалась образцовой.

Своим возрождением и длительным успехом она была во многом обязана банкиру Герману Йозефу Абсу, апологету крупных банков как основы здоровой финансовой системы в условиях демократического государства. Апологет апологетом, однако признание роли банков-гигантов пришло к нему лишь в начале 1990-х гг. Еще с 1950-е гг. левая пресса прикрепила к нему ярлык «попутчика национал-социалистов» (хотя сам он, последовательный католик, твердо отстаивал свою непричастность к преступлениям гитлеризма). В 1952 г. Абс возглавил Дойче Банк, где служил в 1930-е гг. По его инициативе руководители трех ведущих финансовых институтов - Дойче Банка, Коммерцбанка и Дрезднер Банка - направили оккупационным властям меморандум, добившись принятия закона о слиянии своих тридцати послевоенных банков-«наследников» в три монополии, в результате чего и были созданы предпосылки для построения новой финансовой системы. Принимавший участие в реализации Плана Маршалла и подъеме германской экономики, Абс руководил Дойче Банком до конца 1960-х гг., умея находить взаимосвязь между финансовыми закономерностями и повседневной жизнью. У него оказались достойные преемники. Первый их них, Вильгельм Кристианс, принял участие в крушении «железного занавеса»: в начале советской перестройки его, первого западного финансиста, принял в Кремле Михаил Горбачев. Второй последователь, Альфред Херрхаузен, написал для правительства Гельмута Коля конкретный сценарий приватизации бывших финансовых учреждений ГДР. Третий наследник Абса на посту руководителя Дойче Банка, Рольф Эрнст Бройер, решил не менее сложную задачу, осуществив реформу германской биржи. Бройеру удалось посмотреть на Германию отстраненно, глазами ее соседей, чтобы в должной мере осознать необходимость реформ. Тем самым он выполнил рекомендацию Абса, считавшего, что «никто не должен брать на себя риск управления страной, если в течение некоторого времени не понаблюдал за ней со стороны».

Евгений БОВКУН

Окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза. Переводчик и журналист, германист. Член Союза журналистов с 1971 г. Лауреат Первой литературной премии им. М. Горького Союза писателей и Союза журналистов за книгу очерков о Германии «В полдень, у ратуши» (1982). Работал в журнале «За рубежом», АПН и «Известиях», в том числе в качестве собственного корреспондента в ФРГ. В настоящее время - корреспондент журнала & laquo;Российская Федерация сегодня» в Германии.

Штаб-квартира Дойче Банка во Франкфурте-на-Майне

Крупный не значит здоровый

Но с начала 1990-х гг. банковская структура ФРГ подверглась влиянию новых факторов. Стало происходить «сращивание услуг» банков и страховых компаний. Кроме того, почти все банки открыли «прямые» дочерние фирмы, ориентированные на вкладчика, совершающего операции через Интернет. Наступивший экономический кризис остановил финансовые реформы. На смену консервативно-либеральному правительству Коля пришел «краснозеленый» кабинет Шредера.

«Дайте мне хорошее правительство, и у нас будет здоровая биржа», - говорил Герман Йозеф Абс. На деле в отношениях центральных властей и крупного капитала образовался дефицит взаимопонимания. Банки пытались частично решить возникшие проблемы путем слияний, сокращая количество филиалов и увольняя сотрудников.

В условиях слабой конъюнктуры германские банки практически перестали удовлетворять запросы мелких и средних предпринимателей

Однако суть нынешнего кризиса финансовой системы ФРГ не только в ошибках менеджеров. В условиях слабой конъюнктуры банкам пришлось радикально изменить кредитную политику. Они практически перестали удовлетворять запросы мелких и средних предпринимателей, отказывая в кредитах также и частным лицам. Общий капитал трех крупнейших банков ФРГ попрежнему внушителен, он составляет около Є60 млрд., но они стали менее поворотливыми.

Кризис банковской структуры ФРГ - явление многослойное. Попытки преодолеть экономический кризис через укрупнение финансовых монополий удались лишь отчасти. Например, Ипотечный банк и Ферайнсбанк Баварии, получившие в 1997 г. разрешение картельного ведомства на слияние, настолько удачно отпраздновали «свадьбу слонов», что даже смогли предложить 15% акций нового баварского супер-банка страховой компании «Альянс». Многие германские банкиры ожидали тогда если не финансовой революции, то, по крайней мере, повсеместного распространения нового финансового мышления. Ожидалось, что сеть финансовых институтов в Германии станет крупноячеистой. Надежды не оправдались во многом из-за разногласий на верхних этажах финансовой власти. Следствием стала перетряска руководящих структур, сопровождавшаяся закрытием филиалов и сокращением персонала. Общее число банков за последние 10 лет в Германии уменьшилось: в Баварии - на 30%, а по всей стране на все 50%, но главным образом не за счет слияний, а как раз в результате закрытия филиалов.

Некоторые крупные банки, включая Дойче Банк, пытались возместить потери от падения конъюнктуры за счет уменьшения сектора мелких вкладчиков и большей сосредоточенности на крупных инвестиционных сделках. Однако именно инвестиционные банки стали первыми испытывать возрастающие трудности из-за повышения налогов и так называемых мер экономии, провозглашенных федеральным министром финансов Хансом Айхелем.

Глава Коммерцбанка Клаус Петер Мюллер (в центре) проводит заседание правления

Когда банк перестает быть банком

В значительной мере утрата престижа немецких банков в глазах бюргеров была связана с необходимостью сделаться более «прозрачными», уступив нажиму со стороны властей. Дойче Банк, например, оштрафовали на Є59,3 млн. за то, что он помогал вкладчикам уклоняться от уплаты налогов. В полосе затяжного кризиса оказался Дрезднер Банк, поглощенный в конце концов страховой компанией «Альянс».

Но самое существенное заключается в том, что невыгодность кредитных сделок затрудняет выход из тяжелого положения. «Проблемы тех, кто пользуется кредитами, автоматически сопряжены с трудностями банковского дела», - говорит председатель регионального Райффайзенбанка Антон Бауэр. Упала готовность банков к долгосрочным инвестициям. Банковский эксперт и биржевой аналитик Ханс Кристиансен объясняет это не только затянувшимся экономическим кризисом, но и неустойчивостью политического курса нынешнего правительства ФРГ. Ни в одной другой стране, отмечает он в газете «Файнэншл Таймс Дойчланд», «воздержание» банков от долгосрочных инвестиций в отечественную промышленность не наблюдается в столь крупных масштабах.

Интересы мелких вкладчиков окончательно отошли на второй план для германских банкиров, они видят выход в активных зарубежных инвестициях

Не спасает германские банки и то обстоятельство, что налоговые оазисы в Сан-Марино, Монако или Лихтенштейне вынуждены создавать более жесткие условия для зарубежных вкладчиков, в том числе и для немцев. «Диба», Сити-банк и другие финансово-кредитные учреждения, популярные в кругах среднего сословия, долгое время не решались понизить ставки на проценты с вложенного капитала, но сейчас предприняли этот шаг, не обращая внимание на недовольство населения. Интересы мелких вкладчиков окончательно отошли на второй план для германских банкиров. Единственное, в чем они видят выход, это активные зарубежные инвестиции. Дойче Банк, например, возлагает большие надежды на участие в проектах, связанных с китайским капиталом.

Можно понять Клауса Петера Мюллера, мечтающего о хороших показателях в средней лиге. Но поскольку утрата немецкими банками былой репутации отражает в известной мере не только собственные ошибки, но и просчеты правительства, зарабатывать новые очки будет не так просто.

Евгений Бовкун, Берлин
Поделиться:
 

Возврат к списку