Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Битва за богатых клиентов

Как демонстрирует только что обнародованное исследование PricewaterhouseCoopers «Управление частными финансами 2005», крупные международные банки активизировали свои усилия на рынке PB, активно вытесняя своих более «мелких» коллег, переманивая их клиентуру, их специалистов. Одним словом, этот сегмент рынка банковских услуг ждут большие перемены: мелкие и средние банки в конце концов его покинут.

Как уверенно считает Брюс Уэзерилл, руководитель международной группы PricewaterhouseCoopers по работе с сектором PB, «на рынке произойдет существенная перегруппировка. По мере того как международные банки вступают на путь приобретений, а местные (национальные) банки реализуют менее дорогостоящие стратегии роста, вcе большее значение приобретает размер компании. Наш анализ показывает, что крупные игроки сектора PB начинают получать преимущества от масштаба бизнеса как в виде увеличения прибыльности, так и роста активов под управлением. Вместе с тем банки стремятся увеличить сегмент сверхбогатых клиентов, за которых разворачивается настоящая битва».

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Екатерина ЛАЗОРИНА,
партнер отдела по работе с компаниями
финансового сектора PricewaterhouseCoopers в России:

- На протяжении последних нескольких лет мы наблюдаем рост интереса финансовых институтов к распро-странению услуг Private Banking среди российских клиентов. Это связано с ростом российской экономики и появлением состоятельных россиян, располагающих достаточным капиталом для инвестирования. На рынке появляются новые продукты, основанные на международных технологиях. Нередко предлагаемые юридические конструкции и финансовые инструменты не имеют аналогов в российском законодательстве, хотя давно и успешно используются за рубежом. В этой ситуации задачей налогового и юридического консультанта является адаптация предлагаемых инструментов к особенностям российского рынка, что, как правило, позволяет достичь максимальных преимуществ от их использования при работе с клиентами. Для выполнения этой задачи необходимо понимание международной практики работы с аналогичными инструментами, а также знание российского законодательства и правоприменительной практики.

 

Исследование PricewaterhouseCoopers охватило практически все регионы и было рекордным по числу участников - 130 менеджеров и учреждений, занимающихся управлением активами. Так называемая «пирамида благосостояния 2005», классифицирующая клиентов по величине инвестируемого капитала, показывает, что личное состояние всех групп клиентов, начиная с состоятельных с капиталом от $100 до 500 тыс. и заканчивая сверхсостоятельными с капиталом свыше $50 млн., увеличилось. Согласно результатам исследования, частный капитал сверхсостоятельных клиентов составляет в среднем 19% от всего капитала, находящегося в управлении, по сравнению с 11% два года назад. Капитал очень состоятельных клиентов (с активами от $5 до 50 млн.) в настоящее время составляет в среднем 30% от всего капитала, находящегося в управлении, по сравнению с 26% в 2003 г.

За капиталы основных клиентских групп ведется ожесточенная конкуренция - около 64% участников исследования планируют к 2008 г. управлять более чем 40% активов своих клиентов. В настоящее время доля таких компаний составляет 45%. Европейские и азиатские участники исследования ожидают самого значительного роста в течение последующих трех лет. Это, безусловно, принесет выгоду тем игрокам, которые смогут обеспечить рост доходов при минимальном увеличении затрат.

Как показало исследование, наиболее доходными продуктами, куда вкладываются деньги клиентов, сегодня являются кредиты, дискретное управление активами (т. е. управление, осуществляемое при непосредственном участии клиента), паевые фонды, фонды хеджирования (обычные и фонды фондов), акции частных компаний и производные финансовые инструменты / структурированные продукты. Это объясняет стремление банков использовать собственные высокодоходные продукты и непопулярность модели «открытой архитектуры» в отношении подобных продуктов.

Андрей Черепанов
Поделиться:
 

Возврат к списку