Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Не хуже, чем на Западе

Если же брать современный этап развития мировой банковской системы, то пальму первенства в PB можно отдать Швейцарии. Во всяком случае, именно там родилась эта банковская услуга. В классическом ее исполнении. В 1741 г. в городке СентГаллен был создан и ныне успешно работает первый национальный банк индивидуального обслуживания Wegelin & Companie. А в начале 1930-х гг. в Женеве была создана крупнейшая в мире Ассоциация банков частного обслуживания.

PB дает возможность любому банку иметь большие «длинные» деньги, знать временной график их движения, а значит, эффективно использовать финансовые средства в своем кредитном портфеле, позволяет развивать стратегическое планирование и привлекать новых клиентов. Состоятельному клиенту PB дает возможность не только преумножить свои капиталы, но и сделать это с максимальными для себя выгодой и комфортом.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что современное индивидуальное банковское обслуживание включает в себя несколько направлений. Это классическое управление денежными средствами клиента (в частности, депозиты, кредиты, пластиковые карты, чековые книжки), управление инвестиционным портфелем (инвестиции в фонды, индексы, предметы роскоши и драгметаллы, брокерское обслуживание, управление инвестициями, исходя из соотношения «доходность-риск» и др.), трастовые операции (операции с недвижимостью и имуществом, страхование, обучение, лечение, налоговое планирование), аналитические и финансовые консультации.

В России Private Banking появился не так давно и имеет свои некоторые особенности.

«Страна неограниченных возможностей»

Эти слова принадлежат немецкому писателю Иоганну Готфриду Зейме, служившему при Екатерине II офицером в русской армии. И они весьма точно характеризуют деловую атмосферу в России не только далекого прошлого, но и настоящего. Правда, одно дело - возможности, а совсем другое - их практическая реализация. Это в полной мере относится и к российскому PB.

По данным Казначейства США, потенциальные потребители индивидуальных банковских услуг имеют в нашей стране на руках порядка 60 млрд. долл. До последнего времени российский финансовый рынок развивался практически независимо от этих частных накоплений, обслуживая в основном крупные капиталы финансово-промышленных групп и западных инвесторов. Неискушенный частный инвестор в большинстве случаев оказывался один на один со стихией финансовых рынков, порой испытывая на себе степень рисков, аналогичных русской рулетке. С развитием PB ситуация начала кардинально меняться в лучшую сторону.

Развитие индивидуального банковского обслуживания в России стимулирует целый ряд взаимосвязанных факторов. К ним прежде всего относятся растущая степень глобализации частных состояний, либерализация национального валютного законодательства, «выход из тени» крупных частных капиталов, имеющих российские корни, возрастание конкуренции за состоятельных частных вкладчиков со стороны иностранных финансовых институтов, которых привлекает огромный потенциал российского рынка. В столице уже работают дочерние структуры, представительства и филиалы крупнейших мировых финансовых организаций, имеющих подразделения Private Banking.

Состоятельные клиенты российских банков - это, как правило, предприниматели в первом и втором поколении, умеющие использовать сложные финансовые инструменты и технологии и приспособленные к местным условиям. Пассивное и консервативное обслуживание таких клиентов, используемое за рубежом, например в Швейцарии и Великобритании, практически невозможно в нашей стране. Работа с ними требует энергичных действий и совершенно новых методов и технологий, предоставления комплексной финансовой информации и отчетности, быстрого использования любых выгодных финансовых инструментов, включая краткосрочные капиталовложения и проектное финансирование.

Экономическая среда в нашей стране динамична и подвержена различным рискам, и это определяет специфику PB: его услуги менее формализованы, чем за рубежом, они более гибкие и постоянно находятся в режиме «настройки» не только под конкретные проблемы клиента, но и под общую рыночную ситуацию. Отсутствие опыта и традиций у владельцев крупного российского капитала доверяться полностью одному банку приводит к определенной нестабильности клиентской базы и вынуждает банки работать с капиталами, объемы которых зачастую близки к рознице. Актуален для российских банков, стремящихся быть конкурентоспособными, и вопрос расширения продуктового ряда. На зарубежном рынке, например, есть финансовые инструменты, гарантирующие не только сохранность капитала, но и получение определенной минимальной доходности на вложенные средства. Российский рынок таких условий пока предложить не может.

В настоящее время более 20 российских банков и инвестиционных компаний оказывают услуги PB. В их числе «Реннесанс-Капитал», «ТройкаДиалог», Альфа-Банк, Банк Москвы, Юниаструм Банк, банк «Электроника», Дойче Банк Москва, «Глобэкс», Банк «ЗЕНИТ», НОМОС Банк, ФК «УралСиб». По оценкам Комитета по частному банковскому обслуживанию АРБ, эти финансовые институты управляют капиталами объемом примерно $5 млрд., причем в ближайшие несколько лет эта сумма удвоится.

Банк «ЗЕНИТ» и ФК «УралСиб» немного опережают своих конкурентов. Оба банка входят в состав Международного совета частных банкиров (International Private Banking Council). IPBC - крупнейшее объединение мировых финансовых институтов, работающих в сфере Private Banking. Совет создан 10 лет назад и объединяет более 50 ведущих финансовых организаций мира.

Открытая финансовая архитектура

В структуре ФК «УралСиб» индивидуальным обслуживанием занимается Частный Банк. Его клиенты владельцы одной или нескольких компаний, состоятельные люди, руководители организаций различных форм собственности, топ-менеджеры и крупные акционеры. Главные условия для получения услуг Private Banking - прозрачность бизнеса потенциальных клиентов, их личная репутация, подтвержденная устными или письменными рекомендациями. Что касается финансовой стороны дела, то клиенты делятся на три категории: с объемом вложенных средств до $1 млн., до $5 млн. и более $5 млн. Независимо от суммы средств все клиенты получают высококачественные услуги, а разница состоит лишь в дополнительных услугах. Частный банк оказывает более 10 видов основных услуг: классические банковские и инвестиционно-банковские, доверительное управление активами, финансовое планирование, альтернативные виды инвестирования, страхование.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В июне состоялась презентация нового продукта Юниаструм Банка. Продукт, названный Janus, представляет собой комплекс банковских услуг и реализует принятый в развитых странах принцип «одного окна». Он ориентирован на иностранцев, у которых в России возникает, как правило, много проблем с доступом к финансовым услугам, а также с получением консультационной помощи. Ради этого в банке был создан специальный департамент по работе с иностранными гражданами.

Услуга Janus задумана как удобный и экономящий время комплексный финансовый сервис. Живущим в Москве иностранцам для того, чтобы стать клиентами, будет достаточно предъявить паспорт и иммиграционную карточку. В центре услуги - банковский счет и пластиковая карта. На вложенные средства, как утверждают в банке, будут начисляться «высокие» проценты. Клиенты смогут получать консультации по финансовым, налоговым и страховым вопросам, оперативно получать кредиты, в том числе и ипотечные. Наряду с дебетовыми, они смогут стать владельцами международных кредитных карт, а также размещать средства на срочных вкладах продолжительностью 3, 6, 9 и 12 месяцев.

КОММЕНТАРИЙ

Павел НЕУМЫВАКИН,
председатель Правления Юниаструм Банка:

- Новый продукт нашего банка, ориентированный на проживающих в России иностранцев, будет действовать по принципу «одного окна». Для банка этот принцип не нов, так работает наш Private Banking. Но к этим услугам мы добавили еще несколько, которые широко распространены в развитых странах и востребованы живущими здесь иностранцами, например инвестиционное планирование. В пакет входят страховые услуги, такие как страхование жизни, медицинское страхование, страхование от несчастного случая, туристическое страхование. Кроме того, клиенты смогут получить ипотечный кредит. Эти услуги будут предоставлены банком в сотрудничестве с нашими партнерами из риэлторской и страховой сфер.

Настоящий PB, считают специалисты, - это когда полученными деньгами управляют с наибольшей выгодой для клиента, используя при этом услуги не только своей, но и, когда необходимо, других финансовых организаций. Например, привлекать депозиты по более высоким ставкам. То же относится и к управлению активами, потому что нет управляющей компании, которая одинаково эффективно работает на всех направлениях.

К примеру, такую финансовую технологию в том же Частном Банке называют «открытая архитектура». Каждый клиент банка имеет индивидуальный проект, реализацией которого занимаются специалисты, разбирающиеся в вопросах финансов, страхования, юриспруденции и текущих проблемах российской рыночной экономики.

Доверительное управление активами - важнейшая основа для получения такой услуги, как глобальное управление капиталом семьи. В этом случае от клиента требуется как можно больше подробной информации не только о его возможных доходах и расходах, но и о планах на несколько лет вперед относительно развития бизнеса, получения образования членами семьи, по вопросам недвижимости и землевладения. Поэтому многие банки, предлагающие PB, постоянно отслеживают ситуацию, чтобы имеющиеся свободные деньги клиента всегда работали с должной отдачей.

Эффективность и гибкость

В Банке «ЗЕНИТ» для обслуживания состоятельных частных лиц была создана Дирекция частных инвестиций (ДЧИ). По словам исполнительного директора ДЧИ Людмилы Маслиевой, главная задача, которую решает профессиональный коллектив проектноориентированных менеджеров, создание максимально комфортных условий частного банковского обслуживания с использованием наиболее эффективных и гибких форм и методов сохранения и преумножения капиталов клиентов.

Услуги ДЧИ можно разделить на четыре большие группы. Первая группа - расчетно-кассовое обслуживание: банковские переводы, привлечение денег в различные виды вкладов, кредитование, изготовление и обслуживание пластиковых карт ведущих международных платежных систем, конверсионные операции и аренда банковских ячеек. За каждым клиентом закреплен персональный менеджер, выполняющий поручения 24 часа в сутки 365 дней в году.

Во вторую группу услуг ДЧИ входят операции с ценными бумагами, осуществляемые в виде брокерского обслуживания и доверительного управления.

Третья группа - консалтинговые услуги. Персональный менеджер консультирует по всем интересующим клиента вопросам.

К четвертой группе услуг относится реализация концепции FAMILY OFFICE, которая включает в себя не только чисто инвестиционные услуги, но и решение широкого круга задач персонального характера: обеспечение беспрепятственной передачи средств по наследству, сохранение активов в случае развода, страхование, налоговое планирование.

Сюда входят и квалифицированные консультации по подбору учебных заведений для членов семьи клиента, организации лечения или элитного отдыха в России и за рубежом. Клиент также получает в свое распоряжение финансового советника для планирования семейного бюджета.

«Давайте поговорим о Вас!»

Индивидуальное банковское обслуживание в Юниаструм Банке существует с первых дней его создания, с момента появления первого клиента, потребовавшего к себе особого внимания. Основные параметры обслуживания определяются пожеланиями VIP-персоны и тем набором продуктов и услуг, которыми располагает банк. Прежде всего это консалтинг. Это и эффективная работа в интересах клиента на российском и международном фондовых рынках, и размещение депозитных вкладов, и многое другое. Без преувеличения можно сказать, что РВ в Юниаструме - это ежедневные контакты, но контакты ненавязчивые, основанные на потребностях клиентов. И еще РВ - это комплекс услуг, основанный на удовлетворении широкого спектра пожеланий клиента.

Стоит отметить, что Юниаструм Банк ориентирован на использование самых современных зарубежных технологий. Это относится и к вопросу развития РВ. Соответственно, первое и главное условие работы с VIP-персонами - доверие. И, конечно же, создание максимально комфортных условий. В банке знают о семьях своих вкладчиков, о жизни трудовых коллективов. Здесь в порядке вещей поздравление с памятными датами и юбилеями, проявление внимания к здоровью, участие в корпоративных мероприятиях. Для клиентов выстраивается и четкая цепочка сервисного обслуживания, связанная, например, с использованием пластиковых карт мировых платежных систем. В этом отношении интерес очень важных персон вызывает проект, который Юниаструм Банк реализует с Домом моды Вячеслава Зайцева. По картам банка VIP-клиенты получают скидки. Более того, запланирован выпуск специальной карты с двумя брендами: Юниаструма и Дома моды.

«Подход к предоставлению VIP-услуг должен быть такой же, как в магазине драгоценностей или дорогих коллекционных вин, - считает директор Департамента VIP-обслуживания Юниаструм Банка Альбина Кузнецова. - Здесь клиент может расслабиться, окунуться в мир приятных впечатлений, комфорта: Такой же шарм должен присутствовать в общении и с финансистами. Причем общение должно проходить на понятном клиенту языке, раскрывая перед ним богатую палитру финансовых услуг, вовлекая в творческий процесс выбора того или иного банковского продукта».

Психология общения играет в РВ Юниаструм Банка важнейшую роль. Каждая встреча с очень важной персоной здесь начинается со слов: «Давайте поговорим о Вас!»

Михаил Герасименко
Поделиться:
 

Возврат к списку