Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Сельская нива "Креди Агриколь"

Банк «Креди Агриколь»своего рода наш Сбербанк, перенесенный на французскую почву. Его специфика заключается в близости к потребителю и в участии в местной жизни на уровне коммуны или небольшого населенного пункта. Характерный пример: первым в жизни самостоятельным шагом героя литературного бестселлера «Парфюмер» Патрика Зюскинда был визит в деревенское отделение «Креди Агриколь», где он снял свои сбережения, уложи

Банк за 40 миллионов франков

Прежде всего «Креди Агриколь» родоначальник системы сельскохозяйственного кредита. Он возник в обстановке острого кризиса, который переживало французское сельское хозяйство в конце XIX столетия, и сильной конкуренции со стороны поставщиков зерна из России, Северной и Латинской Америк. Местному аграрию неоткуда было взять кредит на покупку необходимого инвентаря. «Крестьянин, берущий в долг, - потерянный человек», - писал Эмиль Золя в романе «Земля».

Кооперативы и объединения отдельных фермеров при поддержке государства собрали в 1894 г. около 40 млн. золотых франков. На эти средства и был основан новый банк.

Первоначально «Креди Агриколь» представлял собой сеть небольших касс взаимного кредита, которые фактически являлись кассами взаимопомощи. «Идеологической» основой их деятельности стали принципы германского кооперативного движения «Райффайзен», а именно - солидарность, самоуправление и демократия (один человек - один голос). Изначально становление местных касс взаимного кредита тормозилось нехваткой средств. Тогда они и стали объединяться в региональные кассы, которые получали существенную финансовую помощь со стороны властей. В 20-е гг. XX в. была учреждена Национальная касса «Креди Агриколь». Если местные и региональные кассы были кооперативами, то Национальная касса - госучреждением. Создание и становление «Креди Агриколь» стало делом нескольких поколений. Его политика адаптировалась к происходившим в стране изменениям. Это дало возможность банку достигнуть того ключевого положения, которое он сегодня занимает во французской банковской системе.

ДОСЬЕ

Юрий КОВАЛЕНКО

Выпускник факультета журналистики МГУ и Дипломатической академии. Более 20 лет работает во Франции корреспондентом «Известий», «Новых Известий», «Русского курьера». До этого был собкором «Известий» в странах Юго-Восточной Азии. Кандидат экономических наук. Автор книги «Москва-Париж: очерки русской эмиграции».

Ссуды и риски: хроника роста

В 1906 г. «Креди Агриколь» предоставил сельскохозяйственным кооперативам кредиты сроком на 25 лет. В 1910 г. - кредиты на 15 лет фермерам для приобретения земли и улучшение состояния фермерских хозяйств. В годы после Второй мировой войны государство предоставило банку исключительное право на выдачу долгосрочных ссуд на льготных условиях, предназначенных для развития сельскохозяйственного производства. Каждая категория ссуд регламентировалась правительственным декретом. Он фиксировал ее назначение, максимальный размер, проценты и сроки погашения. При этом «Креди Агриколь» брал на себя все риски, связанные с невозвратом ссуд. Для выдачи ссуды «Креди Агриколь» требует от фермера предоставления программы капиталовложений, производит анализ деятельности хозяйства для того, чтобы убедиться, что оно в состоянии производить ежегодные выплаты по ссуде. Он также требует ведения тщательного бухгалтерского учета и регулярного предоставления сведений о финансовом положении хозяйства. При выдаче ссуды особое значение имеет и квалификация фермера, который должен предоставить гарантии. Это может быть ипотека, залог автомобиля, сельскохозяйственной техники и пр.

Благодаря активной политике финансирования фермеров «Креди Агриколь» внес огромный вклад в развитие сельского хозяйства Франции. На его долю, по некоторым данным, приходится 80% рынка финансовых услуг, предоставляемых сельскому хозяйству. Государство через этот банк стимулировало образование крупных фермерских хозяйств, рационализацию и повышение технического уровня сельского хозяйства. Результатом такой политики и явилось ускорение роста агропромышленного комплекса и превращение Франции в ведущую сельскохозяйственную державу Европы.

«Креди Агриколь» участвует и в кредитовании промышленных предприятий аграрного сектора и кооперативов по переработке, хранению и поставке сельскохозяйственной продукции. Больше ста лет он вносит вклад в финансирование виноделия и особенно активно действует в провинции Шампань. Ему принадлежит 30% акций известной марки шампанского «Поммери».

Постепенно для «Креди Агриколь» сельское хозяйство перестало быть основной сферой деятельности. Его инвестиционные интересы распространяются на авиа- и судостроение, на нефтяную и газовую индустрию. Для этой цели созданы специализированные филиалы.

Штаб-квартира «Креди Агриколь» в Париже

С 1959 по 1991 г. «Креди Агриколь» коренным образом расширил сферу своих интересов и из профессионального банка, занимавшегося сельским хозяйством, стал банкомуниверсалом, сохраняя при этом ведущие позиции на рынке финансовых услуг, предоставляемых агропромышленному сектору экономики.

КОРОТКО

«Креди Агриколь» («Сельскохозяйственный кредит») - крупнейший банк и финансовый институт не только Франции, но и всего Старого Света. Его активы превышают Є700 млрд. «Креди Агриколь» насчитывает около 100 тыс. сотрудников, представлен более чем в 60 странах. Его основу в самой Франции составляют 44 региональные кассы, располагающие 7260 агентствами, а также 10 тыс. так называемых «зеленых пунктов», размещенных непосредственно у коммерсантов, включая самые отдаленные «медвежьи углы». Эти «зеленые точки» предоставляют основные банковские услуги. В общей сложности этот банк имеет более 16 млн. клиентов. В основе деятельности «Креди Агриколь» лежат принципы автономности и территориальности. Каждая из его 44 региональных касс - это самостоятельная банковская организация, управляемая административным советом. Она самостоятельно принимает решения и несет полную ответственность за свою деятельность.

Денационализация и перестройка

В середине 1980-х гг., чтобы адаптироваться к европейским параметрам, Франция положила конец строгому госконтролю над своей экономикой и финансами, открыла границы для иностранного капитала. «Первой ласточкой» либерализации в банковской сфере стал банк «Креди Агриколь». Французское правительство решило продать весь пакет акций, принадлежащий государству. Но, чтобы банк не попал в руки спекулятивного капитала, акции были предложены десяткам тысяч сельскохозяйственных кооперативов, предприятиям переработки etc. Акционирование завершилось в 1988 г. И, как показали дальнейшие события в кредитно-финансовой сфере Франции, перевод одного из крупнейших банков в частные руки был осуществлен как нельзя вовремя. Для «Креди Агриколь». Многие другие банки оказались в то время в очень трудном финансовом положении.

К середине 1990-х гг. госбанки, отмечала газета «Фигаро», оказались в самом беспрецедентном за прошлое столетие кризисе и потерпели «ужасное фиаско». С 1991 по 1996 г. их потери в общей сложности составили около Є20 млрд., из которых почти две трети были покрыты за счет налогоплательщиков. В ту пору многие французские банки с трудом приспосабливались к новым веяниям времени. Их проблемы также были связаны и с плохим менеджментом. Это объяснялось тем, что президентов госбанков, как и крупнейших промышленных групп и компаний, назначал глава государства по предложению премьерминистра. И порой на эти высокие посты попадали люди, близкие к власть предержащим, оказавшие им какие-то услуги. Руководители, по вине которых госбанки оказывались в кризисе, как правило, ничем не рисковали. После увольнения они, будучи частью номенклатуры, обычно получали назначение на другой высокий и хорошо оплачиваемый пост.

Оказавшись в кризисе, другие государственные французские банки провели кардинальные реформы и были денационализированы.

Приобретение «Креди Агриколь» в 1996 г. банка «Индосюэз», отмечал специализированный журнал «Анже», произвело некое подобие электрошока. Цель такого слияния заключалась в создании мощного банковского ядра, которое имело бы международное влияние. А в 2003 г. «Креди Агриколь» приобрел банк «Креди Лионнэ», который одно время являлся одним из крупнейших в мире.

Спонсор и меценат

Россиянам, чтобы быть готовыми к приходу этого гиганта на отечественный рынок, следует понимать, что и как в банке работает. В состав группы «Креди Агриколь» входят около 20 филиалов. Так, компании «Финареф» и «Софинко» занимаются выдачей кредитов для потребителей и имеют точки в 250 крупнейших магазинах страны. Фирма «Пасифика» предоставляет все виды страховок - автомобилей, жилья, от несчастных случаев и пр. Корпоративный и инвестиционный банк «Калион» осуществляет экспертизу при финансировании международной торговли и аэронавтики.

Региональные кассы участвуют в финансировании местных проектов, акций солидарности. «Креди Агриколь» руководит фондом «Страна Франция», который осуществляет около 700 проектов по реставрации архитектурных памятников.

Банк имеет собственную велосипедную команду, которая участвует в знаменитых гонках «Тур де Франс» (кстати, в ее составе четыре россиянина); является партнером Французской федерации футбола и сборной Франции; наряду с другими крупнейшими компаниями он активно участвует в комитете, который помогает Парижу в борьбе за проведение Олимпиады 2012 г. Один из примеров спонсорской поддержки - финансирование постановки оперы «Путешествие в Реймс» на сцене Мариинского театра, а также помощь в реставрации Эрмитажа.

Словом, «Креди Агриколь» уже «засветился» в России. Каким будет здесь его следующий шаг? Ответ на этот вопрос мы узнаем очень скоро.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

< span class=xbig>Сильви РАМАДЬЕ,
эксперт-практик, финансист:

«Креди Агриколь» был приватизирован с целью его модернизации. Эта приватизация позволила банку выйти на качественно новый уровень, значительно повысила его конкурентоспособность, позволила ему серьезно расширить круг своих клиентов, укрепить свои позиции в качестве ведущего банка Старого континента. Наконец банк стал котироваться на бирже и тем самым получил возможность в случае необходимости получать дополнительное финансирование. Иными словами, приватизация банка принесла свои ощутимые плоды.

Важным этапом в истории «Креди Агриколь» явилось приобретение им банка «Креди Лионнэ», вместе с которым он создал новый филиал «Калион» - крупный инвестиционный банк, который чрезвычайно успешно действует на европейской арене. Кстати, при слиянии банков необходимо согласие Европейской комиссии, которая следит за тем, чтобы соблюдались правила здоровой конкуренции и жесткие антимонопольные критерии. И оно было получено.


Филипп МАДЛЕН,
ведущий научный эксперт в области финансов,
автор известной во Франции монографии «Голлисты и деньги»:

Приватизация «Креди Агриколь» в 1980-е гг. явилась частью общей стратегии французского правительства на денационализацию промышленного и финансового секторов, а также сектора услуг. Кроме того, приватизация проводилась в соответствии с той политикой, которая была выработана в финансовой сфере в рамках всего Европейского Союза. В результате такой радикальной смены курса государство отказалось от управления предприятиями и сосредоточило свое внимание на госбюджете. Оно, конечно, наблюдает за их деятельностью и вносит коррективы с помощью Центрального банка Франции. Сегодня в руках государства остались лишь Национальное общество железных дорог, компании «Газ де Франс» и «Электриситэ де Франс».

Юрий Коваленко, Париж
Поделиться:
 

Возврат к списку