Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Курс на либерализацию

Юрий Владимирович, Украина провозгласила курс на интеграцию в ЕС. Насколько успешно реализуется эта задача?

Ни одно изменение банковского законодательства не готовится и не принимается без учета их соответствия нормам Европейского союза. В юридическом департаменте НБУ создан специальный отдел, который занимается адаптацией банковских нормативов к стандартам ЕС. Следует особо подчеркнуть, что курс Украины на евроинтеграцию неизменен. И многое на этом пути уже сделано. Так, переход украинской банковской системы на новый план счетов был осуществлен еще в конце 90-х годов прошлого века. Система электронных платежей НБУ признана одной из лучших в Центральной и Восточной Европе. Создан и успешно работает Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Недавно сумма компенсации вкладов граждан была увеличена с 2 до 3 тыс. гривен. Правда, до европейского уровня компенсаций в 20_тыс. евро нам еще далеко. Но не надо забывать, что страхование депозитов в Украине начиналось с суммы в 500 гривен (менее 100 долл.). Так что прогресс очевиден.

Какую политику НБУ проводит в отношении иностранных банков?

Украинское банковское законодательство очень либерально к деятельности зарубежных кредитных организаций. Например, у нас нет ограничений на участие нерезидентов в капитале банков. Однако на данный момент в Украине из 157 действующих банков только 18 — с участием иностранного капитала (из них 6 банков — 100-процентные «дочки»). В десятку крупнейших кредитных организаций по размеру активов входит только австрийский «Райффайзенбанк». Остальные преимущественно обслуживают клиентов своих материнских структур — транснациональные компании. Доля иностранного капитала даже снижается — с 13,7% от уставного капитала банковской системы в конце 2002 года до 10,3% по состоянию на 1 мая 2004 года. Поэтому какого-то протекционизма со стороны НБУ сегодня не требуется — все работают в равных условиях. Но в перспективе, как отмечено в представленной недавно Стратегии экономического и социального развития Украины (2004–2015), для повышения инвестиционного потенциала нашей экономики возможности инобанков будут использоваться по максимуму. Одновременно будет применяться политика латентного протекционизма, способствующая укреплению национального банковского капитала.

Когда, на Ваш взгляд, будет решен вопрос об открытии в Украине филиалов иностранных банков?

Соответствующий законопроект был подготовлен НБУ и передан в парламент еще в 2002 году прежним руководством центрального банка. Однако в прошлом году новое руководство Нацбанка отозвало документ на доработку, а затем вновь внесло на рассмотрение в Верховную Раду. В законопроекте предусматривается переход кредитной системы с двухуровневой: Национальный Банк — коммерческие банки на трехуровневую: НБУ — коммерческие банки — филиалы иностранных банков. НБУ будет добиваться принятия этого законопроекта. И не только с целью либерализации финансового сектора как условия вступления Украины в ВТО, но и для привлечения дополнительного банковского капитала из-за рубежа. Пока же нерезиденты могут открывать лишь дочерние банки. Российские Альфа-Банк, Национальный резервный банк и Петрокоммерцбанк уже имеют в Украине такие структуры.

Практически все центральные банки СНГ сталкиваются с проблемой недостаточности капитализации кредитной системы. Как обстоят дела в Украине?

В 2004 году эта проблема вышла на первый план, и ее решению уделяется особое внимание. В ежегодном послании президента к парламенту страны, Верховной Раде, был отмечен дисбаланс между капитализацией отечественных банков и ростом их кредитных портфелей. Если совокупный капитал украинских банков вырос за прошлый год на 30,7%, то кредитный портфель — на 57,1%. В этой ситуации Национальный Банк Украины не остается сторонним наблюдателем, поскольку недостаточный уровень капитализации может проявиться как раз в тот момент, когда экономика потребует более весомой поддержки со стороны банковского сектора. Глава НБУ Сергей Тигипко поставил амбициознную задачу — за год увеличить размер банковского капитала в 1,5 раза.

Как Вы оцениваете перспективы сотрудничества украинских и российских банков после создания Единого экономического пространства?

Еще в начале 90-х годов российские банки проявили повышенный интерес к Украине. Однако кризис 1998 года и последовавшие за ним изменения в законодательстве обеих стран, разрыв производственных связей, перевод расчетов в оффшоры свели этот интерес практически к нулю. Сейчас ситуация в корне изменилась, и работать в Украине готовы не только российские, но и казахстанские банки. С моей точки зрения, это имеет под собой реальное экономическое основание. Так что введение зоны свободной торговли уже на начальном этапе расширит горизонты для сотрудничества банковских систем стран-участниц. Следует отметить, что не только российские кредитные организации заявляют о готовности работать в Украине. Харьковский УкрСиббанк, входящий в десятку крупнейших, выразил намерение до конца этого года приобрести банк в Москве для работы на российском финансовом рынке.

Недавно НБУ разрешил российским банкам вывозить гривневую наличность. С чем связано это решение?

Либерализация валютного законодательства — одно из основных направлений политики НБУ. Отжившие запреты и ограничения послекризисного периода, в том числе и по мягким валютам, постепенно снимаются. И если российские банки готовы работать с наличной гривной, то это можно только приветствовать. Их клиенты смогут обменять рубли на гривны непосредственно в России, а не по приезде в Украину. Банки должны предоставлять цивилизованный сервис как по ту, так и по эту сторону украинско-российской границы. Только тогда уйдут в прошлое шатающиеся по вагонам подозрительные личности, предлагающие обменять деньги якобы по выгодному курсу.

Какую финансовую политику проводит НБУ в целом?

Монетарная политика НБУ последние годы основана на развернутом таргетировании с фактической привязкой гривны к доллару США. И эта политика дала положительные результаты — валютный курс стабилизировался, инфляция снизилась. Рост денежных агрегатов в условиях сохранения режима выкупа 50% валютной выручки от экспорта позволил увеличить активы банковской системы. Одновременно удалось повысить уровень монетизации и существенно нарастить золото-валютные резервы страны.

На прошедшей в конце мая в Киеве международной конференции «Монетарная политика в условиях экономического роста» глава Совета НБУ Анатолий Гальчинский заявил о необходимости перехода к более гибкой валютной политике, а в перспективе — к режиму прямого таргетирования инфляции. В марте этого года Национальный Банк увеличил норматив регулятивного капитала с 8% до 10%, что вызвало многочисленные дискуссии в банковском сообществе. Тем не менее это стало важной отправной точкой для решения проблемы капитализации банковской системы страны. Банки начали наращивать основной, прежде всего, акционерный, капитал. Нацбанком были внесены соответствующие изменения и в вопросы формирования дополнительного капитала. В состав субординированного долга были введены новые финансовые инструменты — облигации с ограниченным кругом обращения, доходность по ним приближена к рыночной.

Интересное предложение выдвинул глава НБУ Сергей Тигипко: направить часть доходов Национального Банка на создание государственной ипотечной организации и пополнить уставные фонды государственных банков — Укрэксимбанка и Сбербанка. При этом преследуется цель усилить роль и влияние государства в банковском секторе Украины, которое, кстати, не так велико, как в России.

Система электронных платежей НБУ признана одной из лучших в Центральной и Восточной Европе

Намерен ли НБУ либерализировать банковский надзор?

Либерализация регулирования не затрагивает основных функций центробанка и позволяет НБУ достаточно эффективно реагировать на изменения экономической и финансовой конъюнктуры. За последние годы НБУ расширил перечень инструментов рефинансирования, изменил управление обязательными резервами, в частности, дифференцировал ставки ФОР по срокам и валютам, чтобы стимулировать привлечение банками долгосрочных средств в национальной валюте. После либерализации условий потребительского кредитования, в то числе, снятия многолетнего запрета на кредитование физических лиц в инвалюте, произошел настоящий бум на рынке розничных услуг. А упрощение правил допуска иностранцев на финансовый рынок Украины привело к росту доли нерезидентов в операциях с облигациями внутреннего государственного займа.

Однако иногда ситуация требует и ужесточения регулятивных мер. Так, недавно ставка рефинансирования НБУ была повышена с 7% до 7,5%. Также в соответствии с вступившим в силу с 1 июля этого года положением о формировании резервов банки обязаны ежедневно резервировать не менее 60%, тогда как раньше разрешалось формировать резервы на среднемесячной основе. Совершенствование банковского надзора — приоритетная задача НБУ на ближайшие годы.

Возможен ли в Украине всплеск инфляции в связи с ростом цен на нефть?

Любые ценовые шоки на мировом рынке неизбежно сказываются на монетарных показателях в странах с большой экспортно-импортной составляющей. Рост цен на нефть негативно влияет на инфляционные ожидания. Впрочем, инфляция в Украине, составившая за январь-май 3,6% при вероятной обычной летней дефляции, пока не выходит за пределы ожидаемых годовых значений в размере 5,8–6,3%. Что же касается курса гривны, то он вырос за 5 месяцев 2004 года на 0,13% и до конца года, скорее всего, останется стабильным в пределах 5,32–5,31 гривны за доллар США.

Виталий Шапран
Поделиться:
 

Возврат к списку