Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Банкам быть

Проблема одномоментного отзыва вкладов из российских банков полностью надумана. Ведь в подавляющем числе кредитных учреждений депозиты граждан занимают незначительную долю в пассивах, хотя она и растет. Кроме того, две трети всего объема депозитов россиян находится в Сбербанке. Поколебать доверие этой категории вкладчиков очень трудно.

Самые серьезные изменения, которые произошли за последнее время в структуре банковских пассивов, касаются вкладов граждан. В 2003 г. вес этого компонента увеличился с 11,8% до 28,1%, за 4 первых месяца этого года — до 29,7%. Вместе с тем, вес основных составляющих пассивной части баланса банковского сектора существенно не изменился (см. табл. 1 и рисунок).

Темпы роста отдельных статей пассивов различны. При увеличении пассивов на 8,9% за 4 месяца 2004 г. прирост вкладов населения составил 12,7%, а объем выпущенных долговых обязательств вырос на 15,7%.

Показательно, что в нынешнем году обострилась конкуренция на рынке частных вкладов. Так, в 2003 г. прирост средств граждан в Сбербанке составил 87,9%, тогда как за первые 4 месяца 2004 г. он увеличился всего на 12%, отстав от темпов роста коммерческих банков. Последнее обстоятельство не повлияло на позиции Сбербанка на рынке частных вкладов. Если по итогам 2002 г. в нем оказалось 61,2% всех депозитов населения, в 2003 г. — 64,2%, то за 4 месяца 2004 г. доля вкладов физлиц хотя и снизилась, но незначительно, до 60,8%.

Брэнд требует управления

Сумеют ли коммерческие банки увеличить объем вкладов физических лиц и догнать Сбербанк? По мнению экспертов, это произойдет не раньше, чем через 10 лет. Однако уже сейчас отдельные банки сумели привлечь значительные средства у населения. У 19 кредитных организаций депозиты граждан превысили 60% от общего объема пассивов, а еще у 74 — 50%. Среди кредитных организаций, входящих в Топ-30, наибольший объем в пассивах частные вклады занимают у КБ «Возрождение» (43%) и у Банка Москвы (32,1%) по состоянию на 1 мая текущего года.

Подавляющая же часть крупных банков привлекает деньги населения в небольших объемах. Причем дело не в самих кредитных организациях, а в клиентах, которые не питают особого доверия к крупным кредитным организациям. На это указывает анализ пассивов коммерческих банков с помощью так называемого «уровня доверия частных вкладчиков», который определяется как коэффициент «вклады населения / всего обязательств». В список Топ-100, составленный по принципу убывания этого показателя, входят в основном некрупные региональные учреждения. По данным отчетности на 1.05.2004, в этот список попали лишь два банка из числа Топ-100 по размеру активов — Сбербанк и Сибакадембанк (уровень доверия 76,3% и 63,6% соответственно).

Причем только у 16 коммерческих банков коэффициент «вклады населения / всего обязательств» превышает значение этого показателя для Сбербанка. Похоже, только 1,5% кредитных учреждений от общего числа банков имеют действительно сильный брэнд. Как заметил управляющий партнер Brand Lab Александр Еременко, «средние и небольшие коммерческие банки нередко пользуются высоким доверием клиентов, которые благожелательно относятся к брэндам этих кредитных организаций, что открывает перед ними широкие возможности для роста». Когда конкуренция в сфере розничных услуг заметно обостряется и депозиты граждан становятся действительно значимым источником ресурсов, управление брэндом приобретает особую актуальность.

За двумя зайцами не угонишься

Свое отставание от Сбербанка на рынке частных вкладов коммерческие банки частично компенсируют выпуском долговых обязательств. Их доля в пассивах составляет в среднем 16% (в 4 раза больше, чем у Сбербанка). Однако количество кредитных организаций, использующих эту ресурсную базу, незначительно: 32% от общего числа банков прибегают к долговому финансированию не более чем на 10% пассивов. А 28% коммерческих банков вообще не используют этот источник ресурсов.

Примечательно, что крупные банки слабо используют средства юридических лиц для формирования пассивов. В список Топ-100, полученный путем ранжирования по мере убывания в пассивах банков средств фирм и организаций, входят в основном банки из шестой-девятой сотни по размеру активов. Причем корреляционная связь между показателями «вклады физических лиц / пассивы» и «вклады нефизических лиц / пассивы» практически отсутствует. Следовательно, коммерческие банки сосредоточили свои усилия на определенной целевой группе. При этом достичь одинаковых успехов в привлечении вкладов и физических, и юридических лиц им не удается.

Методика составления рэнкинга

Насколько эффективно кредитные организации аккумулируют средства? Получить ответ на этот вопрос помогает приводимый ниже рэнкинг 200 крупнейших банков. Для оценки деятельности кредитных организаций использовались следующие коэффициенты: «вклады физических лиц / совокупные обязательства», «выпущенные долговые обязательства / совокупные обязательства», «средства клиентов — нефизических лиц / совокупные обязательства».

Для составления рэнкинга было выполнено 7 сортировок 1281 банка в порядке убывания следующих показателей:

· размер пассивов = ст. 34

· вклады физических лиц = ст. 17.1

· средства нефизических лиц = ст. 17 ? ст. 17.1

· выпущенные долговые обязательства = ст. 19

· коэффициент «вклады физических лиц / всего обязательств» = ст. 17.1 / ст. 22

· коэффициент «средства клиентов — нефизических лиц / всего обязательств» = (ст. 17 ? ст. 17.1) / ст. 22

· коэффициент «выпущенные долговые обязательства / всего обязательств» = ст. 19 / ст. 22

Присвоенные каждому банку баллы суммировались. Они определили место каждой кредитной организации в составленном рэнкинге. Из полного списка банков, действующих на 1.05.2004, были исключены организации с нулевым значением чистой ссудной задолженности на 1.10.2003, поскольку данное обстоятельство не позволяет отнести их к разряду организаций, занимающихся традиционной банковской деятельностью — кредитованием.

Михаил Чекулаев
Поделиться:
 

Возврат к списку