Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Кредитную летопись пишет АРБ

Александр Викулин, генеральный директор некоммерческого партнерства «Национальное бюро кредитных историй АРБ»

Александр Юрьевич, Национальное бюро кредитных историй было официально зарегистрировано в декабре прошлого года. Что удалось сделать за прошедшие полгода?

Состоялась государственная регистрация Национального бюро кредитных историй_АРБ (НБКИ АРБ) в организационноправовой форме некоммерческого партнерства. Сформировано Правление Бюро (коллегиальный исполнительный орган НП). Мы разработали базовые принципы, Стратегию развития нашей организации, утвердили Устав в новой редакции и другие внутренние документы. Избрана ревизионная комиссия НБКИ. За время, прошедшее после государственной регистрации нашей организации, членами НБКИ стали 27 банков. В стадии вступления находятся еще 24 кредитные организации.

Почему Национальное бюро кредитных историй АРБ создано в форме некоммерческого партнерства?

Главная задача руководителей Национального бюро — обеспечить максимальное вовлечение банков в эту организацию. Если бы это было акционерное общество, то вступление в него осложнялось бы массой долгих, бюрократических, но обязательных процедур. А вступить в некоммерческое партнерство можно в течение одного дня — написав заявление и предоставив соответствующие документы. Впоследствии организационная форма кредитного бюро по желанию ее членов может быть пересмотрена — некоммерческое партнерство очень легко преобразовать и в акционерное общество, и в любую другую организацию.

Иначе говоря, Кредитное бюро АРБ является саморегулируемой организацией?

Да, действительно, элементы саморегулирования в нашей организации присутствуют — все важнейшие вопросы решают сами банки. При этом совместно принятое решение становится обязательным.

Намерены ли вы сотрудничать с другими российскими кредитными бюро? Чем НБКИ будет отличаться от уже работающих бюро?

В Москве есть одно кредитное бюро, с которым мы плотно сотрудничаем с намерением в будущем объединить наши усилия по созданию в России системы обмена информацией о заемщиках, отвечающей требованиям современности. Руководитель этой организации уже вошел в состав коллегиального исполнительного органа НБКИ. Сейчас также существуют кредитные бюро в Санкт-Петербурге, Самаре, Саратове. К сожалению, их работа построена так, что не может обеспечить действительно эффективного обмена информацией о заемщиках. Мы же планируем работать в режиме «он-лайн», при котором наше Бюро будет обеспечивать автоматическое обслуживание до 100 запросов в секунду. И, в отличие от этих местных бюро, которые обмениваются информацией в узком кругу региональных банков, мы планируем создать общероссийское бюро. По нашим расчетам, количество результативных обращений в наше кредитное бюро достигнет необходимого уровня через год-полтора после начала работы.

Самое трудное в работе кредитных бюро — обеспечить достоверность данных

Существуют ли какие-то специальные требования к банкам, которые хотят вступить в Национальное бюро кредитных историй?

Нет, каких-то особых требований мы не устанавливаем. Вступать или не вступать в Национальное бюро кредитных историй — определяют сами банки, в зависимости от своих коммерческих предпочтений. Если банк с физическими лицами не работает — то ему и вступать пока незачем, потому что первоначально наше кредитное бюро будет аккумулировать сведения только о физических лицах.

А о крупных предприятиях-заемщиках информацию в будущем вы планируете собирать?

Дело в том, что банки сами решают, какой информацией делиться, а какой нет. Пока банки не готовы делиться информацией о юридических лицах.

Когда начнется формирование базы данных Кредитного бюро и предоставление банкам сведений об их потенциальных заемщиках?

Формирование базы данных мы планируем начать в сентябре-октябре текущего года. Сейчас мы заканчиваем согласовывать с банками текст типового договора «О взаимном предоставлении информации», который будет заключаться между банком-членом и Бюро. Затем в течение лета мы планируем согласовать стандарты обмена, защиты и обеспечения безопасности информации. Завершив эти мероприятия, мы сможем не только начать формирование базы данных, но и постепенно наладить предоставление банкам необходимой им информации.

Существуют разные мнения о том, какую информацию должно аккумулировать кредитное бюро. Какой точки зрения придерживаетесь Вы?

У нас принципы такие: банк обязан предоставлять в Бюро негативную информацию. Предоставление же позитивной информации осуществляется по желанию банка: может предоставлять, а может и не предоставлять. В то же время получать от Бюро он сможет информацию такого же типа, какую он предоставил (если только негативную — то только негативную; если негативную и позитивную_— значит, и ту, и другую).

Кто будет проверять достоверность информации, поступающей в Кредитное бюро?

Такой орган уже есть — это Правление. В его состав входят генеральный директор — то есть я, директор по информационным технологиям Александр Клычков, а также директор по продажам и региональному развитию Алексей Волков.

Стратегия развития Национального бюро предусматривает создание «национальной системы связанных аналитических услуг». Что это такое?

Когда база данных в Национальном бюро кредитных историй будет достаточно полной, можно будет присваивать заемщикам кредитные рейтинги. Условно говоря, если не обремененный долгами человек в возрасте 25 лет получает 1000 долларов в месяц, то ему присвоят достаточно высокий кредитный рейтинг. А если человеку 90 лет, у него долги и его доход не превышает 100 долларов в месяц, то его кредитный рейтинг, соответственно, будет гораздо ниже. Необходимую обработку данных автоматически делает компьютерная программа. В результате человеку, который обращается в банк за получением кредита, будет присвоен некий балл, исходя из которого банк сможет принимать решения о выдаче кредитов.

В этом году в Москву с официальным визитом приезжал Дитер Штайнбауэр, глава крупнейшего немецкого кредитного бюро SCHUFA. С какими трудностями сталкиваются Ваши германские коллеги?

Самое трудное в работе кредитных бюро — обеспечить достоверность данных. Банки, конечно, не предоставляют заведомо ложные сведения. Однако нередко человек набирает данные и случайно вместо одной клавиши может нажать другую. Поэтому программное обеспечение кредитных бюро должно быть самым современным.

Софья Ручко
Поделиться:
 

Возврат к списку