Аналитика и комментарии

29 декабря 2021

Артур Овакимян, ДатаДом: Сервис ЦОД – непонятно, но очень интересно

В авторской статье специально для NBJ Артур Овакимян, руководитель отдела сервиса и сопровож­дения ИС ЦОД компании ДатаДом, рассказывает о том, как на протяжении десяти лет компании удаётся оставаться успешной на этом рынке, и на какие нюансы необходимо обратить внимание заказчикам из финансовой сферы при выборе сервисного подрядчика.

На сегодняшний день 15 корпоративных дата-центров пользуются услугами сервисной команды DataDome. А начиналось всё в середине 2010-го: в то время мы совместно с крупным интегратором строили ЦОД для ОАО «ЖелДорБанк». В ходе проекта один из руководителей, отвечающих за сервис инженерных систем «МДМ Банка», находящегося по соседству со строящимся объектом, обратился к нам за помощью с сервисным обслуживанием их ЦОДа. Именно так DataDome подписал свой первый контракт на обслуживание всех инженерных систем и организацию службы эксплуатации в ЦОДе «МДМ Банка». Примерно через год финишировали работы по строительству дата-центра «Электронная Москва», который наша компания проектировала и строила под ключ. Он стал вторым крупным объектом, за обеспечение сервиса которого более десяти лет отвечают наши специалисты.

Секрет успешной деятельности на протяжении столь долгого времени прост. Безаварийное функционирование дата-центра закладывается на каждом этапе реализации объекта: проектирование, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы, комплексные испытания. Это формирует надёжность ЦОДа и позволяет сервисному подразделению быть уверенным, что все системы будут работать так, как было заложено в проекте. Однако есть масса нюансов, и в этой статье – о четырёх ключевых, на наш взгляд, пунктах.

ТЗ на сервисное обслуживание

Неотъемлемой частью процедуры выбора поставщика услуги сервисного обслуживания ЦОДа является техническое задание. Однако нередко заказчики идут проторённым путем: находят в интернете подходящий вариант ТЗ, копируют его и выставляют на торги. Мало кто задумывается, что со временем в ЦОДе может многое измениться: модель и правила эксплуатации, состав и периодичность работ. Также необходимо учитывать, что мощности и нагрузки при эксплуатации ЦОДа могут увеличиваться, а оборудование – изнашиваться, заменяться.

У заказчиков не всегда есть чёткое понимание, какой вариант обслуживания дата-центра им требуется. Многие стремятся минимизировать затраты, сохранив максимальный уровень сервиса, что не всегда выполнимо, так как требует участия высококвалифицированного дорогостоящего персонала, наличия склада запасных частей. Для подбора оптимальной модели эксплуатации мы, в первую очередь, стараемся понять потребности заказчика, требуемый уровень надёжности систем, поэтому предлагаем провести аудит инженерных систем и/или службы эксплуатации, если она уже организована на объекте. На основании проведённого аудита можно сформировать чёткое ТЗ на комплексное обслуживание объекта, позволяющее оптимизировать затраты.

Аудит ЦОДа

В процессе аудита могут обнаружиться ошибки, допущенные на этапах проектирования и/или проведения строительно-монтажных работ. Это может быть связано не только с ошибками в работе проектных или монтажных организаций, но и со структурой организации проведения работ, когда в проекте задействовано большое число подрядных организаций, отвечающих только за свой участок работы, но отсутствует единый генподрядчик, увязывающий подсистемы между собой. Помимо этого, нередко выясняется, что на объекте не проводились комплексные испытания, либо проводились, но не при полной нагрузке. Это не позволило выявить потенциальные ошибки в работе систем при различных режимах. Но сервисному подразделению для эффективного обслуживания объекта необходима полная картина состояния инженерных систем.

Я бы выделил три варианта аудита ЦОДов. Первый – когда дата-центр вводится в эксплуатацию. В данном случае необходимо изучить качество проектной документации и проведённых строительно-монтажных работ, понять заложенные принципы резервирования оборудования, его комплектность, и на основании этого исследования предложить оптимальную модель сервисного обслуживания.

Второй вариант – действующий ЦОД, где в дополнение к первичному аудиту требуются анализ износа оборудования, аварий и ревизия сервисных карт. Процент объектов, где внедрена процедура документирования выполненных регламентных и ремонтных работ, а также проведённых модернизаций или изменений режимов работы инженерных систем, невелик – информацию восстанавливаем по крупицам. На её основании мы рекомендуем оптимальный формат обслуживания с учётом техсостояния систем и оборудования, а также существующей и перспективной нагрузки на них.

И третий вариант аудита мы предлагаем, когда в ЦОДе есть собственная служба эксплуатации. Изучая имеющиеся регламенты, оценивая их полноту и качество, мы даём необходимые рекомендации. Кроме того, наши специалисты по сервису ЦОД регулярно проходят обучение у ведущих производителей, получают сертификаты на право проведения сервиса их оборудования и могут выполнять на объекте работы, для которых необходима специальная квалификация: сложные ремонты, устранение аварий и плановое техобслуживание. Наиболее востребованы услуги по сервису систем промышленного кондиционирования, а также бесперебойного и гарантированного электроснабжения, где требуются специализированные инструменты и программное обеспечение производителя.

Мы неоднократно убеждались, что единоразовая инвестиция в проведение аудита ЦОДа позволяет заказчику уже в первый год существенно снизить затраты на проведение регламентных работ и работ по устранению аварийных ситуаций, так как в этом случае будет определён минимальный необходимый перечень работ, позволяющий поддерживать требуемый уровень надёжности объекта. Отмечу, что в каждом дата-центре – свои особенности инженерных систем и их функционирования, что влечёт за собой разнообразие и уникальность условий сервисных договоров. При этом стоимость проведения аудита сопоставима с организацией одного техобслуживания всех систем.

Выбор сервисной компании: опыт и специалисты

При выборе сервисной компании, прежде всего обращайте внимание на то, как долго организация предоставляет услуги по сервисному обслуживанию инженерных систем, и есть ли у неё опыт обслуживания именно центров обработки данных. На рынке присутствует много компаний, предоставляющих услуги сервиса инженерных систем зданий, но не каждая из них понимает специфику работы ЦОД, требования к надёжности и непрерывности работы подобных объектов. Сервисная компания бизнес-центра не сможет обеспечить реакции и устранения аварии в требуемый срок, ввиду отсутствия необходимого количества персонала аварийных бригад, а уровень их компетенций часто недостаточен для восстановления работы сложной архитектуры систем ЦОД.

Мы считаем обязательным наличие в сервисной компании специалистов с опытом работы с инженерными системами дата-центров как минимум пять лет. Доверие вызывают специалисты, имеющие за плечами более чем десятилетний реальный опыт работы в ЦОДах. Так, например, в DataDome многие сотрудники работают со дня его основания в 2005-м и принимают участие в большинстве самых крупных и сложных проектов по строительству и эксплуатации дата-центров в России.

Как проверить компетенции

Наличие в штате специалиста с многолетним опытом эксплуатации ЦОДа упрощает задачу по проведению переговоров с потенциальным исполнителем и позволяет оценить уровень его компетенций. Но не у каждого заказчика оказывается достаточно квалификации, чтобы объективно оценить претендента. В данном случае мы рекомендуем обратить внимание на документальное подтверждение опыта подрядчика: сертификаты и партнёрские статусы компании на обслуживание оборудования, аналогичного установленному на вашем объекте. Но стоит понимать, что наличие партнёрского статуса не является стопроцентной гарантией квалификации. Более эффективный показатель – лицензии и сертификаты о прохождении сотрудниками обучения у производителей оборудования.

Приведу рекомендации по запрашиваемым документам:

  • Затребуйте подтверждение опыта: даты начала и окончания проектов, выполненные работы, характеристики объектов (площадь, количество зданий, мощность и т. п.).
  • Попросите предоставить референсные письма от предыдущих заказчиков (с указанием контактной информации) минимум за два последних года. Не поленитесь провести выборочный обзвон.
  • Запросите информацию о персонале, подтверждённую копиями документов из отдела кадров, лицензиями и сертификатами.
  • Попросите указать, в каких проектах участвовали сотрудники, и какие функции выполняли.

На наш взгляд, залог высокой квалификации персонала и безаварийной работы объектов – регулярное обучение у производителей и практика на широком диапазоне объектов. Только методично обучая и тестируя персонал, можно быть уверенным в качестве выполненных работ, поэтому DataDome несёт полную ответственность за работу обслуживаемых нашей компанией систем.

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала №12 (206) декабрь 2021

Поделиться:
 

Возврат к списку