Аналитика и комментарии

08 сентября 2021
 

По итогам 2022 года стоимость автомобилей может увеличиться еще на 10–15% – РГС Банк

Эксперты РГС Банка, банка для автомобилистов, проанализировали итоги продаж новых автомобилей в августе 2021 года. В последний месяц лета рынок перешел к двузначному падению. В ближайшие месяцы производители будут вынуждены ловить баланс между запросами рынка и возможностями своего конвейера.

Относительно 2020 года общая динамика по восьми месяцам пока положительная. Однако относительно допандемийного 2019 года общий рост рынка за период январь-август практически сведен к нулю. Тем не менее прогноз AЕB по итогам 2021 года пока остается положительным (+9,8%). С той оговоркой, что по итогам сентября в него могут быть внесены коррективы. Драйверы возможного роста – сезонный осенний подъем продаж и некоторые новинки, которые производители приберегли на конец года. Основные стоп-факторы: ошибки, возможно иногда намеренные, в расчетах объемов рынка со стороны  дистрибьюторов, относительно высокая база продаж прошлого года и отсутствие поддержек рынка со стороны государства. 

Продажи

В течение августа все российские дилеры смогли реализовать 114 130 новых легковых и легких коммерческих автомобилей (без учета машин марок BMW, Mini и Mercedes-Benz). Это оказалось на 17% меньше, чем за тот же период в 2020-м. И хотя тренд на падение рынка наметился еще в июле, когда продажи снизились на 6%, столь резкого снижения в последний летний месяц едва ли кто ожидал. Тем не менее причины происходящего понятны. Марки, обеспечивающие на нашем рынке ключевые объемы продаж, продолжают испытывать острый дефицит автомобилей. Одни авторитейлеры называют это следствием нехватки электронных компонентов на производствах, другие признаются, что ситуация может быть создана искусственно  - как результат перестраховки ряда ключевых производителей и дистрибьюторов в части расчетов объемов складов, заранее сделанных с гарантией отсутствия затоваренности.

Топ-10 брендов и взлеты на фоне спада

Все компании, традиционно занимающие пьедестал лучших по объемам продаж, отчитались о снижении сбыта. Сильнее всех в первой тройке пострадала «Лада». Так, в целом продажи АвтоВАЗ сократились до 19 428 автомобилей или на 32% относительно августа 2020 года. Здесь более чем вдвое упали продажи модели «Гранта» (на 5 443 а/м, -53%). «Веста», которая в отличие от младшей «сестры» собирается на другом конвейере марки (в Ижевске) и получает детали от других поставщиков завода, потеряла меньше (- 1 640 а/м, -20%).

В Kia реализовали 17 277 машин. Это означает, что марка не досчиталась 13% рынка, а ее традиционный бестселлер Rio разошелся тиражом в 6 195 а/м (-19% относительно августа 2020 года). И наконец, продажи Hyundai сократились до 14 106 а/м (-19%). Здесь почти не снизилась реализация Solaris (4 449 а/м, -10%), но куда в большей мере пострадала статистика по модели Creta (5 502 а/м, -28%). Кроссоверы первого поколения почти закончились, а новые оказались заметно дороже даже без дилерских накруток на опциях. В первой десятке лучших по продажам брендов восемь показали отрицательную динамику. В их числе Renault – 9 699 а/м (-11%), Toyota – 6 848 а/м (-4%), Volkswagen – 6 754 а/м (-41%), Skoda – 5 497 а/м (-39%), Nissan – 2 770 (-28%).

В то же время в топ-10 марок положительного результата смогли добиться в компаниях ГАЗ – 5 161 машина (+34%) и Chery  – 2 956 а/м (+163%). Основу бизнеса нижегородской марке традиционно составляют продажи госструктурам. В конце лета завод выполнил очередной крупный заказ. В свою очередь взлет китайскому бренду обеспечен грамотной политикой дистрибьютора в части работы с дилерами и относительно низкой базой продаж августа 2020 года.  

Из других компаний, отметившихся на сей раз крайне редким трехзначным ростом на рынке, следует выделить Genesis – 418 а/м (+287%). Дилеры, наконец, стали получать давно обещанный им кроссовер GV80. В Cadillac – 315 а/м (+125%) сделали кассу за счет флагмана ¬– нового Escalade. И наконец, Opel – 193 а/м (+117%). «Немец» после реинкарнации в России, проведенной концерном Stellantis, переживает фазу бурного начального роста.

В целом по рынку все иномарки разошлись тиражом 86 821 автомобиль, что на 15% меньше, чем в августе 2020 года, а все бренды РФ показали результат 27 309 а/м (-23%).  

Будущее рынка

Нехватка микрочипов рискует перерасти в хроническую стадию, в случае чего весь 2022 год производители будут вынуждены ловить баланс между запросами рынка и возможностями своего конвейера. Лучше будут себя чувствовать производители, успевшие выстроить грамотную логистику.

Сохранившийся спрос из 2021 года увеличит очереди на ходовые модели. На этом фоне не стоит ждать появления скидок у дилеров, а вот дальнейший рост цен похож на реальный сценарий. Предположим, что по итогам 2022 года стоимость автомобилей увеличится еще на 10–15 процентов.

Поделиться: