Аналитика и комментарии

24 июня 2021
 

Frank RG, Dsight и Visa изучили российский рынок финтеха

Frank RG и компания Dsight по заказу Visa изучили российский рынок розничных и платежных продуктов и описали 20 главных платежных трендов. Результаты представлены в совместном отчете «Рынок новейших розничных финансовых и платежных продуктов в России». Представляем главные тезисы данного исследования.

Россия, по оценке EY, занимает третье место по доле активных финтех-пользователей от общего количества онлайн-активного населения – их 82% (этот показатель выше только в Китае и Индии). А Москва находится на 30-м месте в рейтинге мегаполисов мира по проникновению финтех-отрасли в экономику региона.

Детали. В ТОП-20 ключевых финтех-трендов, по оценкам Frank RG и Dsight, вошли необанкинг, биометрия, PFM-сервисы (personal financial management – управление личными финансами), Big Data и другие. Frank Media выбрал главные.

Необанкинг и нишевые платежные сервисы. В России сегмент необанкинга формируется в условиях жесткой конкуренции с крупнейшими банками – Сбербанком, Газпромбанком, ВТБ, банком «Открытие» и другими. Существующие и новые необанки работают по одной из пяти моделей: независимые стартапы, работающие на лицензии банка-партнера (Talkbank), цифровые банки с собственной лицензией (Тинькофф, Модульбанк и Банк 131), сервисы, работающие на своих ограниченных лицензиях (ЮMoney), банки, использующие лицензию кредитной организации, филиалом которой они являются (Делобанк, Точка) и финтех-продукты компании (цифровой банк является продуктом компании или корпоративным стартапом – Мегафон банк, Сфера, Просто Банк, Эльба Банк).

Необанки чаще всего ориентированы на узкую нишу клиентов – геймеров, состоятельных клиентов или индивидуальных предпринимателей в сфере услуг с потребностью в премиальных картах. Дополнительные нишевые услуги дают таким финтех-сервисам еще один источник доходов.

Сервисы для самозанятых и фрилансеров. Пандемия коронавируса и изменение экономической ситуации привели к усилению роли самозанятых и фрилансеров в экономике. Россия вошла в топ-10 стран по объему рынка фриланса в денежном выражении, при этом чаще всего клиенты оплачивают товары и услуги самозанятых банковскими картами – в 2020 году этот способ использовали в 10,4 раза чаще, чем годом ранее.

Рост сегмента самозанятых и фрилансеров заинтересовал финтех-компании и традиционные банки: например, Альфа-банк совместно с APIBank и блокчейн-платформой Waves запустили b2b-сервис для выплаты зарплаты самозанятым.

Эко-ответственный банкинг. Большинство потребителей хотели бы, чтобы бренды помогали им вести более экологичный образ жизни, показал опрос аналитического агентства Futerra. Банки могут использовать эко-активизм в качестве стимула тратить больше – например, предложить клиенту услуги партнеров в качестве экологичной альтернативы ранее совершенным покупкам. Это позволит повысит лояльность клиентов и даст больше возможностей для кросс-продаж.

Big Data. Deloitte и HSBC полагают, что в будущем успешными банками смогут стать те банки, которые предложат гиперперсонализированные продукты и услуги — то есть сформированные на базе скрытых или явных потребностей клиента, выявленных в режиме реального времени и проанализированных с помощью data science. Такие решения широко используются в зарубежном ритейле, в России Big Data применяет МТС Банк. Так, в 2019 году каждый четвертый кредит в МТС Банке выдавался благодаря совместной работе банка и Big Data МТС.

Биометрия. Платежи при помощи биометрии (лица и голоса) становятся все популярнее в России, однако пока платежи при помощи лица реализовали немногие банки и ритейлеры. Такую технологию, в частности, запустили Сбербанк, X5 Group и Visa – покупатели в московских «Перекрестках» получили возможность расплачиваться по лицу.

Голосовые ассистенты, несмотря на свою распространенность, пока не умеют выполнять банковские и платежные функции. Частично такой функционал реализован у Тинькофф через помощника Олега – клиенты банка могут управлять PFM-инструментами внутри банковского приложения.

Мобильные кошельки. Бесконтактные способы оплаты из-за пандемии становятся более предпочтительными для пользователей, и многие финтех-компании запускают собственные мобильные кошельки. Так, свои проекты в этом сегменте анонсировали Тинькофф, Яндекс и Магнит. При этом для банков такой способ оплаты гораздо выгоднее и безопаснее, чем стандартная оплата по карте.

Виртуальные карты. Во время пандемии банки зафиксировали рост спроса на 50% на виртуальные карты, а глава Visa в России Михаил Бернер полагает, что в течение 10 лет российские клиенты перестанут пользоваться пластиковыми картами. Виртуальные карты позволяют привлекать клиентов в тех регионах, где банки не представлены (поскольку для получения карты необходим только доступ в интернет), также снижаются затраты на выпуск, доставку и хранение пластика.

PFM-сервисы и сберегательные продукты. Во время неопределенности люди склонны к увеличению своих сбережений. ВТБ, например, ожидает роста рынка сберегательных продуктов на 14% в 2021 году. А компания Oracle пришла к выводу, что клиенты младше 30 лет ждут от банков помощи в управлении своими финансами: им интересны персонализированные инструменты и советы, которые помогут достичь финансовой цели и приумножить доходы в будущем.

Некоторые банки уже начали предоставлять клиентам такие услуги: МТС Банк на базе сервиса Coinkeeper создал «единую витрину», где клиент видит все свои счета, а также благодаря цифровому финансовому помощнику получает индивидуальные рекомендации для совершения платежей. А российский банк Blanc предложил своим клиентам-предпринимателям тарифы и услуги, которые можно настроить: добавить требуемое количество платежек, выбрать сумму снятия наличных или вывода средств на счет физического лица.

Поделиться: