Аналитика и комментарии

22 апреля 2021

Сергей ЧЛЕК, «РОСПЛАТФОРМА»: «Переход на российскую гиперконвергентную архитектуру – в интересах каждой финансовой организации»

В интервью NBJ Управляющий директор компании «Росплатформа» Сергей Члек размышляет о том, почему изменились ИТ-приоритеты финансового сектора в связи с пандемией коронавируса, как может происходить импортозамещение в отрасли без ущерба для бизнес-процессов,  и что, на его взгляд, является ключом к оптимизации расходов на ИТ без потери эффективности.  

NBJ: Банки традиционно идут в авангарде цифровой трансформации бизнеса. Сейчас в профессиональной среде даже заговорили о второй волне модернизации ПО и оборудования в кредитных организациях. Более продвинутые в этом плане структуры смогли успешно, с прибылью, пройти жёсткий период карантинных мероприятий. На ваш взгляд, как изменились ИТ-прио­ритеты финансового сектора в связи с эпидемией коронавируса?

С. ЧЛЕК: Толчок к развитию однозначно получили проекты по организации удалённой работы сотрудников, включая вопросы обеспечения безопасности, проекты по автоматизации «ручных процессов», переходу на электронный документооборот и импортозамещению ПО. Особенно остро встал вопрос соответствия базовой ИТ-инфраструктуры резко возросшим нагрузкам со стороны удалённых пользователей.

Мы с удовлетворением отмечаем рост спроса на гиперконвергентные решения, когда виртуальные машины и экземпляры распределённого хранилища данных отказоустойчиво работают на одних и тех же серверах, позволяя, таким образом, отказаться от использования дорогостоящих дисковых массивов и одновременно получить возможность неограниченного масштабирования как ёмкости для хранения данных, так и вычислительных мощностей, за счёт добавления в кластер обычных стоечных серверов.

NBJ: Готовы сейчас банки вкладывать серьёзные деньги в процессы модернизации своих ИТ-инфра­структур? Для них это вопрос выживания в современном цифровом мире?

С. ЧЛЕК: Все организации, включая банки, в той или иной степени, готовы инвестировать в повышение своей конкурентоспособности, но не все понимают, как достичь максимального эффекта. На этом фоне появляется множество терминов, таких как, например, «цифровая трансформация» или «цифровизация», которые нигде точно не определены, но, подсознательно, понимаются организациями как нечто перспективное и технологичное, способное помочь им повысить эффективность своей работы. Для объективности предлагаю договориться, что в рамках данного интервью под «модернизацией ИТ-инфраструктуры» или «цифровизацией» мы будем подразумевать внедрение новых ИТ-систем или развитие существующих.

NBJ: По вашему мнению, какие проблемы тормозят цифровизацию в кредитных организациях? Что нужно сделать, чтобы ускорить эти процессы?

С. ЧЛЕК: Цифровизации, как и любому другому нововведению в организациях, прежде всего, мешает консервативность (осторожность) лиц, принимающих решения, и нежелание меняться (лень) – со стороны рядового технического персонала.

Помимо очевидного стремления становиться лучше, получать конкурентные преимущества и заслуживать лояльность клиентов, у некоторых банков есть дополнительные стимулы со стороны государства, которые помогают ускорить цифровизацию одновременно с переходом на использование преимущественно российского ПО. Доступность на рынке таких продуктов как «Р-Виртуализация» и «Р-Хранилище» от компании «Росплатформа» позволяет «убить сразу двух зайцев»: внедрить современную, гибкую, масштабируемую ИТ-инфраструктуру – безопасную и свободную от санкционных рисков.

NBJ: На фоне конкурентов, в чём преимущества технологических решений, которые производит ваша компания? Какие ключевые «боли» цифровизации для банков могут решить ваши разработки?

С. ЧЛЕК: Конвергентные и гиперконвергентные инфраструктуры строятся по принципу совмещения различных ролей на одних и тех же массово-доступных устройствах, часто с открытой архитектурой, что позволяет добиваться существенной экономии по сравнению с инфраструктурами, построенными из «чёрных коробок», выполняющих строго определённые функции. Эта экономия строится на снижении как капитальных, так и эксплуатационных затрат, и в итоге позволяет показать существенно более высокую эффективность на одних и тех же прикладных задачах. Отсюда же после построения инфраструктуры по гиперконвергентному принципу, что совсем несложно для финансовых организаций любого размера, появляется возможность, при сохранении уровня вложений на прежнем уровне, запускать новые высокотехнологичные решения, что, в конечном счёте, позволит банкам обслужить больше клиентов или запустить новые цифровые услуги, которые повысят их привлекательность в высококонкурентной среде.

NBJ: В 2019 году «Росплатформа» получила сертификат ФСТЭК на платформу серверной виртуализации. Какие возможности и компетенции дал этот документ вашей компании? Как повлияло его получение на реализацию проектов для компаний финансового сектора?

С. ЧЛЕК: Получение сертификата ФСТЭК на наше ПО очевидным образом помогает закрывать потребность финансовых организаций с госучастием, особенно получивших статус КИИ, в построении аттестуемых информационных систем. В подавляющем большинстве реализованных проектов сертифицированное ПО компании «Росплатформа» поставлялось в составе решения нашего партнёра «Скала-Р». В дополнение к нашему ПО в состав комплекса входят решения от «Кода безопасности» и «Лаборатории Касперского»

NBJ: Сейчас на повестке дня тема импортозамещения в ИТ-секторе. Государство начало масштабную поддержку отрасли. Как вы считаете, насколько возможен быстрый бесшовный и безболезненный переход с иностранных на отечественные разработки? Такие, к примеру, как ваша платформа виртуализации и распределённого хранения данных

С. ЧЛЕК: Замещение зарубежных средств виртуализации нашими продуктами осложняется в основном необходимостью менять архитектуру платформы с «классической» на «гиперконвергентную». Мы считаем, что сделать над собой дополнительное усилие и внедрить не просто российское ПО вместо западного, а перейти на российскую гиперконвергентную архитектуру абсолютно в интересах каждой финансовой организации. Речи о том, чтобы заменить за один «подход» всю инфраструктуру, которая строилась годами, на новую, в любом случае, не идёт. Начинать параллельное внедрение российской гиперконвергентной платформы можно с трёх серверов, постепенно масштабируя её до любых размеров, опять же, постепенно перенося продуктивные нагрузки с выводимых из эксплуатации систем.

NBJ: Если рассматривать структуру выручки вашей компании, то какова доля кредитных организаций в общем объёме продаж? Рассчитываете ли вы на прирост клиентов в этом направлении?

С. ЧЛЕК: Несмотря на то, что продукты компании «Росплатформа» являются универсальными, в данный момент мы получаем наибольшую выручку от госсектора и госкомпаний, поскольку именно они, в большей степени, ориентированы на импортозамещение ПО.

Организации же финансового сектора всегда находятся на переднем крае прогресса в смысле технологий и быстрее других демонстрируют переход от классической модели построения ИТ-инфраструктуры к гиперконвергентной.

Инфраструктура должна быть максимально простой, гибкой и масштабируемой. Причём однородная, а в идеале – единая инфраструктура должна обеспечивать функционирование всех типов прикладных решений, поскольку только в этом случае можно добиться существенного снижения эксплуатационных расходов по сравнению с «островным ИТ».

Мы, безусловно, рассчитываем на многократный рост продаж в финансовом секторе, поскольку решения «Росплатформы» являются одновременно инновационными и помогают избавиться от возможных рисков использования иностранного ПО.

Беседовал: Станислав Комаров

Материал также опубликован в печатной версии апрельского номера Национального банковского журнала (№4,199).

Поделиться:
 

Возврат к списку