Аналитика и комментарии

26 ноября 2020

Анатолий Аксаков назвал основные риски для банковской системы страны

Прежде всего это переток средств населения из вкладов на фондовый рынок. По мнению Председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова с одной стороны, через фондовый рынок экономика получает неплохой ресурс, в том числе длинные деньги, с другой – ослабляется ресурсная база кредитных организаций, а это чревато, в том числе сокращением кредитования.

«Этот фактор надо иметь в виду, и, очевидно, необходимо его проанализировать с точки зрения последствий для банковской системы. Если посмотреть статистику и если убрать эскроу-счета, где по закону накапливаются деньги, темпы роста вкладов фактически у нас отрицательные», – сказал Анатолий Аксаков на пленарном заседании рабочей группы, в которую вошли представители четырех Комитетов Госдумы.

Напомним, что 25 ноября Государственная Дума рассмотрела и приняла к сведению подготовленные Банком России «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов».

В целом депутаты высоко оценили этот документ как отвечающий задачам сегодняшнего дня и тем задачам, которые определены для регулятора Конституцией РФ и законом «О Центральном банке Российской Федерации».

Однако со стороны главы комитета прозвучали и некоторые опасения относительно перспектив для банковской системы страны.

«Следующий риск – это число убыточных банков. У нас их 125 на последнюю отчетную дату, это почти 34% банков. Соответственно, непонятно, как эти банки будут выходить из ситуации, в которой они находятся. Вполне возможно, что некоторые из них должны будут уйти с рынка», – добавил депутат.

Анатолий Аксаков выступил с предложением о законодательном урегулировании цивилизованного выхода с рынка.

«Мы серьезно работаем по ряду законов над репрессивными мерами по отношению к тем банкам, в которых велась недобросовестная политика, которая привела к банкротству. Но есть и такие кредитные организации, где добросовестные собственники хотели бы выйти из бизнеса ввиду низкой маржи, ввиду тяжести этого непростого бизнеса, и нам важно дать законодательные возможности для того, чтобы эти банки могли цивилизованно выходить из соответствующей ситуации», - заявил он.

Одновременно депутаты отметили, что действия Банка России в сотрудничестве с Правительством РФ были эффективными в период пандемии. Свою эффективность показали и регуляторная, и денежно-кредитная политика Банка России, добавил Анатолий Аксаков.

«Банк России конструктивно подошел к нашим замечаниям. Действительно, основным индикатором для подготовки Основных направлений денежно-кредитной политики является уже не цена на нефть, а комбинация факторов, ключевые из которых - восстановление инвестиционного и потребительского спроса с привязкой к потенциалу экономики, к потенциалу роста. Эти изменения в документе, естественно, нас не могут не радовать», - заявил председатель Комитета. 

Г-н Аксаков указал на важность другой новации Банка России - публикацию прогноза ключевой ставки. По его словам, бизнес, исходя из этого прогноза, может более эффективно формировать свои модели и свою стратегию.

Он также отметил, что ключевое место в проведении денежно-кредитной политики занимают банки, поскольку именно они аккумулируют огромные средства населения и предприятий, а потом трансформируют их в кредиты.

«Ситуация в банковской системе в целом выглядит вполне благополучно: активы выросли за этот год на 15%, кредиты юридическим лицам - на 14%, ипотека выросла на 17,5%. Слабый рост на 7% необеспеченных кредитов - тоже положительный фактор, поскольку мы таким образом уменьшаем закредитованность населения», - сообщил Анатолий Аксаков. 

Вместе с тем, по его словам, необходимо видеть риски, с которыми сталкивается банковская система, потому что это риски и для денежно-кредитной политики. Председатель Комитета также обратил внимание на вопросы дальнейшего применения специнструментов Банка России.

«Специнструменты выполнили положительную роль. Даже в период пандемии Банк России реализовал программу по поддержке малого бизнеса. На мой взгляд, они должны фигурировать в документах Центрального банка и применяться не только в экстремальных случаях», – заявил он.

Поделиться:
 

Возврат к списку