Аналитика и комментарии

29 июня 2020

Сбербанк подключился к системе быстрых платежей ЦБ с опозданием на 8 месяцев

К системе быстрых платежей ЦБ (СБП), наконец, подключился крупнейший игрок на российском рынке денежных переводов. Сбербанк, развивающий собственный аналогичный проект, сделал это не по доброй воле, а под давлением регулятора. Президент госбанка Герман Греф, бывший шеф Набиуллиной в Минэкономики, с самого начала не проявлял энтузиазма по поводу создания СБП, называя ее «принципиально антиконкурентной». Возможно, именно с этим связаны возникшие технические трудности: в середине июня банки зафиксировали высокую долю неудачных переводов в Сбербанк через СБП. В госбанке обещают решить проблему.

«Принудительное счастье»

В начале 2019 года Банк России и Национальная система платежных карт запустили СБП. С её помощью клиенты банков-участников системы могут переводить деньги между собой по номеру телефона, а также оплачивать покупки в магазинах по QR-кодам. К этому моменту Сбербанк уже имел аналогичную по функционалу собственную систему моментальных платежей, в которой сегодня участвуют «Тинькофф», Совкомбанк и СДМ-банк. Ключевое отличие системы Сбербанка от СБП в том, что банки-участники платят друг другу комиссию. То есть, проект
ЦБ ударил по карману акционеров крупнейшего банка страны.

Не случайно президент Сбербанка при каждом удобном случае не отказывал себе в удовольствии запустить в сторону конкурирующего проекта стрелы критики: «Зачем регулятору создавать альтернативно-принудительное счастье вместо отслеживания недискриминационного партнерства, для меня неясно». Руководителей госбанка можно понять, они вложили в создание перспективного сервиса миллиарды рублей, и, по их мнению, национальную платформу быстрых платежей проще и дешевле было построить на основе проекта Сбербанка.

У Банка России имелись свои контраргументы. Во-первых, главу ЦБ Эльвиру Набиуллину не устраивала монополия госбанка, которая тормозила развитие конкуренции на рынке платежей. По данным ФАС, доля Сбербанка на рынке денежных переводов составляет 94%. Во-вторых, ЦБ беспокоился о доступности финансовых услуг для граждан. В-третьих, регулятору не нравились высокие тарифы (1–1,5%) де-факто монополиста на переводы в его системе.

СБП с ее более экономичными тарифами пришлась гражданам по душе. По данным ЦБ, за год ее работы пользователи перевели друг другу около 70 млрд руб., совершив более 8 млн операций. В этом году регулятор преподнес населению еще один приятный подарок: в условиях пандемии с 1 мая запретил банкам взимать комиссии с клиентов за переводы через СБП на сумму не более 100 тыс. руб. в месяц. Если сумма превысит лимит, кредитная организация может взять комиссию 0,5% от ее размера, но не более 1,5 тыс. руб.

Тянут резину

Регулятор обязал все системно значимые банки подключиться к своему проекту к 1 октября 2019 года. Из 11 игроков не успел только Сбербанк, за что и получил денежный штраф. Как пояснили в госбанке, задержка была связана вопросами к безопасности СБП. На самом деле монополист просто тянул резину и не хотел терять комиссионные доходы от денежных переводов.

На фоне пандемии терпение регулятора, видимо, достигло критической отметки. И госбанк сдался. Первый перевод через мобильное приложение «Сбербанк Онлайн» был проведен 31 марта. Мощная волна подключения прошла 13 мая, когда доступ к СБП получили более 90 тыс. пользователей приложения. И, наконец, 27 мая, с опозданием почти на 8 месяцев, система быстрых платежей ЦБ стала доступна всем клиентам Сбербанка.

«Подключение крупнейшего игрока даст хороший прирост СБП с точки зрения объемов и количества с2с и с2b-переводов», – заявила первый зампредседателя ЦБ Ольга Скоробогатова в ходе видеоконференции. Интересно, что о новом бесплатном сервисе госбанк забыл уведомить многомиллионную армию своих клиентов. Многие из них до сих пор не знают об альтернативе, продолжая платить комиссии за денежные переводы в системе моментальных платежей Сбербанка.

Показной энтузиазм Сбербанка насторожил его конкурентов. Как сообщили НБЖ банкиры, пожелавшие остаться неназванными, на самом деле госбанк не настроен активно продвигать своим клиентам новый сервис, поскольку он уменьшает комиссионную маржу.

В середине июня эти предположения нашли благоприятную почву. Сразу несколько крупных банков (среди них – Абсолют Банк, «Ак Барс», Альфа-Банк, ВТБ, Газпромбанк) сообщили о проблемах с переводами в Сбербанк через СБП. В ВТБ лишь одна из десяти попыток оказывается успешной. Основная причина отказов в проведении операций – необходимость дополнительного согласия на получение переводов через СБП, которое Сбербанк просит от своих клиентов. По расчетам ВТБ, ограничения на стороне Сбербанка снижают потенциальный объем переводов через СБП примерно в 2,5 раза.

Как сообщил представитель Сбербанка, «с ростом количества полученных согласий процент успешных транзакций будет расти».

Реакция рынка

Несмотря на временные проблемы, участники рынка благосклонно встретили присоединение Сбербанка к СБП. Как сообщила председатель правления «Национального платежного совета» (НПС) Алма Обаева, в 2019 году объем операций по картам составил около 80 трлн руб., на денежные переводы пришлось 35 трлн руб. Из них 25 трлн руб. приходилось на транзакции Сбербанка. «По разным видам сервисов его доля колеблется от 50% до 80%. Присоединение лидера с его объемами, оборотами, клиентурой, безусловно, знаковое событие для  СБП. Огромное количество граждан получают зарплаты и пенсии именно в Сбербанке. И подключение к СБП принесет пользу всем его клиентам. Быстрый бесплатный денежный перевод – очень востребованная среди населения услуга», – отметила Обаева. У госбанка, по ее оценке, на внутрирегиональные переводы приходится около 70% транзакций, на межрегиональные – 30% (по банковской системе РФ пропорция 80% на 20%).

На начало лета к СБП подключилась 61 кредитная организация. По мнению директора по развитию розничного бизнеса РГС Банка Марины Дембицкой, присоединение Сбербанка к СБП – важное событие для рынка. «Чем больше клиентов получат доступ к переводам по номеру телефона, тем лучше будет для развития системы в целом и для каждого ее участника», – сообщила НБЖ руководитель центра компетенций инновационных технологий цифрового бизнеса ПСБ Ольга Алексюк.

Напомним, что ЦБ отменил в СБП комиссию на переводы физлиц до 100 тыс. рублей до конца июня 2022 года. «Когда у банков будут «развязаны руки», мы увидим абсолютно похожую историю с тарифами на РКО и переводами с карты на карту: мало кто захочет это делать бесплатно, только в качестве пакетных опций. Что касается аналогичного проекта Сбербанка, стоит ожидать, что он станет менее конкурентоспособен», – отметила Марина Дембицкая.

Как считает Алма Обаева, будущее системы моментальных платежей Сбербанка во многом будет зависеть от тарифной политики госбанка и возможного перераспределения комиссионных доходов. «Пока обоим проектам ничто не угрожает. Они будут мирно сосуществовать. Но очевидно, что после присоединения Сбербанка к СБП интерес к подключению к проекту-конкуренту будет угасать. Сейчас у госбанка два партнера и вряд ли стоит ожидать, что в ближайшее время их состав существенно увеличится», – заключила председатель правления НПС.

Текст: Сергей Артемов

Материал также опубликован в печатной версии июньского номера Национального банковского журнала  (№191, июнь 2020).

Поделиться:
 

Возврат к списку