Аналитика и комментарии

24 июня 2020

S&P Global Ratings, отчет: Троекратное увеличение расходов на формирование резервов станет проверкой на прочность для российских банков

Потери российских банков по кредитам могут увеличиться до 2,5-3,0% среднего амортизированного кредитного портфеля, а объем проблемных кредитов — возрасти до 15% к концу 2020 г.; при этом показатели прибыльности банковского сектора могут снизиться как минимум на 50% по сравнению с 2019 г. Эти данные приводятся в новом аналитическом отчете S&P Global Ratings «Троекратное увеличение расходов на формирование резервов станет проверкой на прочность для российских банков». NBJ публикует его с небольшими сокращениями. 

По мнению аналитиков S&P Global Ratings, влияние пандемии COVID-19, значительное снижение цен на нефть и нестабильность рынка станут настоящей проверкой устойчивости российского банковского сектора, однако крупнейшие банки смогут абсорбировать существенное увеличение убытков по кредитам за счет прибыли, несмотря на снижение процентного и комиссионного дохода в 2020 г.

В первом квартале 2020 г. крупнейшие российские банки сформировали резервы по кредитам в размере 2% в годовом выражении, что более чем в три раза (согласно расчетам по Международным стандартам финансовой отчетности — МСФО) превышает показатель за тот же период 2019 г.

Далее в отчете говорится, что кредитоспособность банков в конечном счете обусловливается уровнем развития экономики тех стран, в которых они ведут деятельность, и экономический спад, вызванный пандемией COVID-19, проверит российский банковский сектор на прочность. Вместе с тем отраженные в отчетности за первый квартал 2020 г. показатели качества активов 12 крупнейших российских банков, рассматриваемых в данной статье, в целом соответствовали допущениям базового сценария от S&P Global Ratings для российского банковского сектора на 2020 г. (см. статью «Российские банки: проверка на прочность в условиях рецессии и рыночной нестабильности», опубликованную 2 апреля 2020 г., а также статью «Основные допущения в отношении российского банковского сектора остаются неизменными после пересмотра перспектив экономического роста в сторону понижения», опубликованную 24 апреля 2020 г.).

В России меры по сдерживанию распространения COVID-19 начали вводиться в конце марта текущего года, а затем, начиная с июня, их стали постепенно смягчать. В связи с этим аналитики агентства полагают, что отчисления на резервы в первом квартале 2020 г. не отражают в полной мере возможное ухудшение качества активов, которое, по их мнению, вероятнее всего, продолжится в текущем году. В рамках базового сценария они предполагают, что крайне неблагоприятная экономическая ситуация обусловит дальнейшее ухудшение способности корпоративных компаний, предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ), а также розничных заемщиков обслуживать и погашать долговые обязательства. Как следствие, там считают, что объем кредитов, признанных проблемными (имеющими характеристики Стадии 3 согласно определениям МСФО), еще более увеличится, и этот показатель для крупнейших российских банков может достичь 15% совокупных кредитов к концу 2020 г. (в сравнении с 7,5% по итогам 2019 г.) вследствие ухудшения макроэкономической ситуации, обусловленного пандемией COVID-19 и снижением цен на нефть.

Вместе с тем некоторые банки могут принять решение продлить сроки признания кредитов проблемными; тогда создание соответствующих резервов для них будет продолжаться в 2021 г., поэтому влияние формирования дополнительных резервов на показатели прибыльности и капитализации банков начнет сказываться позднее. В S&P Global Ratings ожидают, что в 2020 г. крупнейшие российские банки могут увеличить расходы на формирование резервов до 2,5-3,0% среднего объема амортизированных кредитных портфелей по сравнению с 0,84% в 2019 г., в результате чего финансовые результаты некоторых банков будут находиться лишь на уровне безубыточности.

Важным рейтинговым фактором также будет то, в какой степени банки смогут за счет своих финансовых характеристик не допустить ухудшения показателей деятельности до начала прогнозируемого восстановления экономики. В настоящее время ожидается значительное восстановление темпов роста ВВП в России (до 4,5%) в 2021 г., и этот прогноз позволяет сделать вывод о том, что применение регуляторного послабления в ближайшее время может ограничить объем потерь по кредитам в дальнейшем — при условии, что экономика России и ее основных торговых партнеров будет действительно восстанавливаться быстрыми темпами. Однако длительная стрессовая ситуация, с которой сталкиваются многие клиенты банков, может через некоторое время отразиться в отчетах финансовых организаций о прибыли и убытках.

Объем затрат на резервирование увеличится более чем в три раза по сравнению с показателем 2019 г.

По данным отчетности 12 крупнейших российских банков, рассматриваемых в данной статье (на долю которых приходится около 80% совокупного объема активов банковской системы), расходы на формирование резервов, взвешенные по среднему объему амортизированных кредитных портфелей, составили около 50 базисных пунктов (б.п.; не в годовом выражении) по итогам первого квартала 2020 г., в то время как за тот же период 2019 г. они составили всего 20 б.п. Коэффициент покрытия кредитов, имеющих характеристики Стадии 3, резервами остается стабильным и составляет около 68%.

Аналитики S&P Global Ratings прогнозируют устойчивое повышение отчислений на покрытие кредитов с признаками обесценения во втором и третьем кварталах 2020 г. Данные об ухудшении качества розничных кредитов могут быть сформированы банками достаточно быстро, однако ситуация по многим кредитам, выданным корпоративным заемщикам, станет понятной лишь после того, как эти компании опубликуют уточненную финансовую отчетность. Влияние этого фактора, вероятнее всего, будет определяться особенностями конкретного банка и тем, насколько взвешенно его руководство отнеслось к обеспечению результатов первого квартала, а также эффективностью финансовой поддержки, предоставляемой некоторым заемщикам со стороны правительства, и особенностями практики андеррайтинга конкретных банков.

Согласно отчету Центрального банка Российской Федерации (Банка России), к началу июня 2020 г. российские банки реструктурировали около 5,8% портфеля корпоративных кредитов, 13% кредитов предприятиям МСБ и 3% портфеля розничных кредитов. По оценкам S&P Global Ratings, это составляет около 3 трлн руб., или около 5% кредитного портфеля банковской системы, что на данном этапе рассматривается как умеренное ухудшение.

Признание проблемных кредитов может стать диагностическим фактором в отношении раскрытия информации банками

Некоторые банки пострадали от текущей неблагоприятной экономической ситуации в большей степени, чем другие, — в зависимости от объема их кредитов наиболее уязвимым сегментам и отраслям, а также от их финансовой гибкости. Аналитики S&P Global Ratings ожидают, что разные банки могут применять различные подходы при признании проблемных кредитов. Это касается того, насколько быстро они будут признавать проблемные кредиты и каким образом будут учитывать допущения относительно сценария восстановления экономики при формировании резервов.

Пока до сих пор неясно, каково будет финальное влияние пандемии COVID-19 на экономику России, ввиду чего риски в отношении прогноза макроэкономического сценария возрастают. В частности, общие параметры восстановления экономики по-прежнему являются труднопредсказуемыми.

Перевод кредитов в категорию Стадии 2 обусловливает дополнительную давление на показатели банков

Согласно определениям МСФО 9, к кредитам с характеристиками Стадии 1 относятся кредиты, потери по которым лишь ожидаются, но еще не понесены; к кредитам с характеристиками Стадии 2 относят кредиты, для которых отмечается существенное увеличение кредитного риска; к кредитам с характеристиками Стадии 3 относят проблемные кредиты. Признание кредита как имеющего характеристики Стадии 2 влечет существенные последствия, поскольку отнесение кредита к Стадии 2 требует от банков сформировать резервы на ожидаемые потери по такому кредиту на весь его срок, а не только на 12 месяцев, как для кредитов, имеющих характеристики Стадии 1.

В первом квартале 2020 г. доля кредитов с характеристиками Стадии 2 в портфелях банков в среднем увеличилась на 170 б.п. по сравнению с данными на конец 2019 г. К апрелю 2020 г. такие кредиты составляли в среднем 9,2% совокупного амортизированного портфеля по банковской системе, а доля проблемных кредитов, имеющих характеристики Стадии 3, оставалась почти без изменений — на уровне 7,5% кредитного портфеля-брутто.

Следует ли банкам откладывать реклассификацию кредитов в том случае, если их заемщики могут рассчитывать на льготы от государства?

Одним из основных факторов, отличающих банки друг от друга, является то, как они классифицируют кредиты, выданные заемщикам, в отношении которых действует мораторий на погашение кредита или другая форма льгот от государства. Некоторые банки в этом случае не переводят кредиты с характеристиками Стадии 1 в кредиты с характеристиками Стадии 2, хотя в такой ситуации потребности в резервировании могут значительно возрасти. Вместе с тем гарантии по кредитам или другие формы льгот, предоставленные правительством, могут обусловить снижение объема резервов на возможные потери на весь срок действия кредита для кредитов с характеристиками Стадии 2. В S&P Global Ratings полагают, что такая реклассификация является менее вероятной в связи с ожидаемым кратковременным характером стрессовой ситуации, несмотря на довольно резкое прогнозируемое сокращение экономики (на 4,8%) в 2020 г. Кроме того, банки могут воспользоваться возможностью отразить программы государственной поддержки наиболее пострадавшим отраслям не в составе расходов на формирование резервов, а непосредственно в структуре капитала — как кредиты по ставкам ниже среднерыночных.

Как свидетельствуют результаты первого квартала 2020 г., большинство банков в России вынуждены создавать более значительные резервы, что обусловлено применением стандарта бухгалтерского учета «текущие ожидаемые кредитные убытки» (current expected credit losses – CECL). Согласно этому стандарту банки обязаны формировать резервы на возможные убытки на весь срок действия кредитов, и, поскольку ожидаемый объем убытков растет, банкам, возможно, также придется значительно увеличить резервы. На первом этапе это будет оказывать давление на их показатели прибыли и капитализации, однако в будущие периоды дополнительные затраты на резервирование сократятся.

Банки с более сильными показателями капитализации могут сделать выбор в пользу более раннего выявления кредитов с признаками обесценения

В S&P Global Ratings ожидают, что в течение следующих нескольких кварталов могут проявиться значительные различия между банками, касающиеся способа формирования резервов на потери по кредитам в будущие периоды. Банки с более сильными показателями капитализации и более консервативные финансовые организации, вероятнее всего, будут быстрее признавать кредиты с признаками обесценения и формировать резервы на возможные будущие проблемные кредиты, которые другие банки будут выявлять позднее. Вероятнее всего, будут отмечаться значительные различия в том, как банки будут отражать проблемные кредиты в отчетности в 2020 г.

Также, ввиду разных подходов к признанию проблемных кредитов, в S&P Global Ratings, возможно, будут отмечать дальнейшие расхождения в показателях крупнейших российских банков, а также разную степень агрессивности в списании таких кредитов. Там продолжат отслеживать и анализировать данные, отраженные в отчетности банков, в том числе информацию от руководства, а также финансовую отчетность на даты ее составления, чтобы понять, как именно банки классифицируют кредиты.

В сегменте розничного кредитования начинается фаза коррекции в рамках цикла

В S&P Global Ratings ожидают, что в России в сегменте розничного кредитования начинается смена фаз цикла и, как следствие, завершается стадия качественного роста. Согласно данным Банка России, доля просроченных розничных кредитов (по расчетам в соответствии с Российскими стандартами бухгалтерского учета) составляла 4,6% совокупного портфеля розничных кредитов по состоянию на конец апреля 2020 г., что на 30 б. п. хуже показателя по состоянию на конец 2019 г.

До настоящего времени показатели качества активов в портфелях розничных кредитов в значительной степени поддерживались благодаря существенной доле ипотечных кредитов, которые характеризуются хорошими показателями. Вместе с тем показатели необеспеченных кредитов, скорее всего, ухудшатся в текущем году, что обусловит снижение качества розничного кредитного портфеля банковской системы в целом. Как следствие, аналитики агентства ожидают, что совокупная доля проблемных кредитов в сегменте розничного кредитования может увеличиться примерно до 6-8% в 2020 г.

Также там полагают, что в 2020 г. темпы роста кредитования в розничном сегменте снизятся примерно до 10%, а потери по кредитам начнут увеличиваться по мере повышения зрелости кредитных портфелей. По оценкам S&P Global Ratings, расходы банковской системы на формирование резервов в сегменте розничного кредитования могут увеличиться до 4% в нижней точке фазы спада кредитного цикла, как показывает опыт предыдущих банковских кризисов в России.

Банкам, вероятнее всего, придется пережить трудный период

Регулирующие органы пока не использовали возможности банковской системы для смягчения экономического эффекта пандемии. Вместе с тем, принимая во внимание тот факт, что около 65% активов российской банковской системы контролируется государством, в S&P Global Ratings предполагают, что крупнейшие государственные банки, с учетом их размеров и прочных связей с правительством, вероятнее всего, должны будут обеспечить поддержку наиболее значимым для экономики организациям, пострадавшим ввиду мер по сдерживанию пандемии COVID-19.

Устойчивость показателей качества активов банков в 2020 г. в значительной степени зависит от успеха мер, принятых государственными и регулирующими органами. Эти меры все еще находятся на ранних этапах реализации, поэтому оценить их эффективность пока затруднительно: некоторые из них уже применяются, но другие пока на стадии планирования, и аналитики агентства полагают, что ряд дополнительных мер еще может быть в процессе разработки. Эти меры также включают поддержку банкам для предоставления льгот устойчивым в нормальных условиях домохозяйствам и компаниям, пострадавшим от пандемии COVID-19.

Высокая степень неопределенности сохраняется

Динамика пандемии COVID-19 неясна, и, как следствие, прогнозировать объем проблемных кредитов банков, а также потерь по кредитам в 2020 г. чрезвычайно трудно. Основной риск, не связанный с базовым сценарием S&P Global Ratings, заключается в том, что сроки пандемии коронавирусной инфекции затянутся. Длительные или неэффективные меры по сдерживанию ее распространения могут обусловить углубление неблагоприятной экономической ситуации, которую аналитики уже прогнозируют на 2020 г. Условия финансирования также могут ухудшиться. В случае ослабления основных экономических показателей или более длительного, чем в настоящее время предполагается, восстановления экономики негативное влияние на банковский сектор может быть более значительным, в том числе в форме увеличения потерь по кредитам.

S&P Global Ratings учитывает высокую степень неопределенности в отношении дальнейшего развития ситуации с коронавирусной инфекцией. По оценкам экспертов в области здравоохранения, многие страны уже проходят пик пандемии или приближаются к нему, однако угроза заражения будет сохраняться до тех пор, пока вакцина или эффективные препараты не станут общедоступными, что произойдет не ранее второго полугодия 2021 г. В S&P Global Ratings оценивают экономические и кредитные последствия пандемии, опираясь на это допущение (см. исследования на сайте www.spglobal.com/ratings). В агентстве будут пересматривать оценки и допущения по мере развития ситуации.

 

Поделиться:
 

Возврат к списку