Аналитика и комментарии

24 июня 2020

Большая сделка: Сбербанк и Яндекс разделили активы

То, о чем говорили давно, случилось. Сбербанк и Яндекс разделили совместные активы. NBJ разбирается в деталях большой сделки.

100% Яндекс.Денег

По итогам сделки обе компании обменялись официальными заявлениями. Сбербанк сообщил, что в рамках развития экосистемы принял решение о продаже Яндексу 45% в компании Yandex.Market B.V., которая оперирует в России под брендами Яндекс.Маркет, Беру, Суперчек и другими.

Сумма сделки составляет 42 млрд руб. Совокупная прибыль Сбербанка от сделки составит около 20 млрд руб., ее окончательный размер будет определен на момент закрытия транзакции.

Кроме того, Сбербанк полностью выкупает у Яндекса его долю (25% + 1 руб.) в компании Яндекс.Деньги и проведет ее ребрендинг до конца текущего года.

Кредитная организация выкупает долю примерно за 2,4 млрд руб. с существенным дисконтом к рыночной стоимости, поскольку она осуществляется по цене, определенной на базе акционерного соглашения между Сбербанком и Яндексом от 2013 года. При этом окончательная сумма зависит от курса доллара США перед завершением сделки и даты закрытия.

После сделки Сбербанку будет принадлежать 100% Яндекс.Денег. Все сервисы Яндекс.Денег продолжат работать в обычном режиме.

Напомним, что Яндекс.Деньги — один из лидеров электронных платежных сервисов в России. Компания занимает ведущие позиции в сегментах B2B и B2C: через кошелек Яндекс.Денег платят 53% пользователей интернета в России (Mediascope, 2019); Яндекс.Кассу используют 38% сайтов Рунета (MARC, 2019 год). Бизнес Яндекс.Денег кратно вырос с момента приобретения Сбербанком контроля в компании: так, годовой оборот компании увеличился в 13 раз и составил в 2019 году 502,7 млрд руб., EBITDA — в 16 раз (до 2,9 млрд руб.). Чистая прибыль за 2019 год составила 1,9 млрд руб., чистые активы (на 31.12.2019) — 6,9 млрд руб. Собственные средства компании на счетах превышали 6 млрд руб.

Первый заместитель Председателя Правления Сбербанка Лев Хасис так прокомментировал эту сделку: «О возможной реорганизации совместных с Яндексом бизнесов мы сообщали участникам рынка еще во время ежегодной встречи с инвесторами в 2019 году. Конкуренция между экосистемами Сбербанка и Яндекса стала нарастать, мы искали взаимоприемлемый выход из этой ситуации, и нам совместно с менеджментом Яндекса удалось найти взвешенное и взаимовыгодное решение. Мы планируем остаться партнерами с Яндексом в рамках коммерческих соглашений по многим направлениям».

Стороны подписали юридически обязывающую документацию по сделке, ее закрытие ожидается в третьем квартале 2020 года после получения необходимых регуляторных одобрений.

Герман Греф останется членом совета директоров компании Яндекс до собрания акционеров Яндекса, на котором будет избираться новый состав Совета Директоров Яндекса, но в будущем не предполагает своего дальнейшего участия в этом коллегиальном органе управления компании Яндекс.

По мнению г-на Хасиса,  вместе компании добились серьезных достижений, за короткое время создав с нуля маркетплейс Беру и обеспечив ему стремительное развитие на высококонкурентном российском рынке электронной коммерции.

«Посещаемость Беру сейчас превышает 1 млн человек в день, а ежемесячный оборот составляет уже около 4 млрд руб. Построение экосистемы — живой процесс и эта сделка открывает для нас совершенно новые возможности в развитии сегмента e-commerce, а также снимает с нас целый ряд ограничений, ранее предусмотренных нашими соглашениями с Яндексом», – резюмирует топ-менеджер Сбера.

Миллионы товаров в одном месте, надёжная и быстрая доставка, доступные цены

А что же Яндекс? Не остался ли он в проигрыше?  Там считают, что после сделки значительно усилится интеграция Маркета с другими сервисами компании. После продажи доли в Яндекс.Деньгах, компания начнет развивать собственные финтех-сервисы, а также привлечет 800 млн долларов инвестиций для финансирования дальнейшего роста.

Как сообщают официальные представители Яндекса, компания намерена более активно задействовать экосистему своих сервисов, чтобы сделать покупку, выбор и доставку товаров быстрее и удобнее для пользователей. Например, водители, подключённые к платформе Яндекс.Такси, и курьеры, сотрудничающие с Яндекс.Едой и Лавкой, смогут доставлять заказы на «последней миле», а интеграция Маркета с Поиском и Дзеном позволит предлагать людям новые сценарии покупки и новые услуги. Маркет также сможет уменьшить расходы на логистику и на привлечение покупателей.

«Люди всё чаще покупают товары в интернете вместо привычного похода в магазин. Это происходит благодаря нескольким ключевым свойствам онлайна, которые важны людям: огромный ассортимент — миллионы товаров в одном месте, надёжная и быстрая доставка, доступные цены. Эти три направления станут нашим фокусом в развитии платформы интернет-торговли. Кроме этого, мы продолжим развивать Яндекс.Маркет как площадку, на которой десятки тысяч наших партнёров — продавцы товаров — могут найти своего покупателя. Наша платформа поможет совершать покупки быстрее и проще, а также использовать логистические технологии Яндекса», — говорит Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний Яндекса.

Новая стратегия также предполагает увеличение инвестиций в развитие собственного маркетплейса. В ассортименте маркетплейса уже 1 миллион товаров, и в ближайший год их станет в два раза больше.

После закрытия сделки Яндекс консолидирует 100% Яндекс.Маркета. Как и ранее, часть акций Яндекс.Маркета будет выделена под мотивационную программу сотрудников. Все сотрудники группы компаний Яндекс.Маркета продолжат свою работу под руководством генерального директора Максима Гришакова.

«За последние два года команде Яндекс.Маркета удалось существенно увеличить выручку площадки сравнения цен и построить с нуля собственный маркетплейс, который стал одним из наиболее быстро растущих российских интернет-магазинов. Ежемесячный оборот маркетплейса уже около 4 млрд рублей в месяц, каждый день покупателям доставляют более 130 тысяч товаров — и этот показатель продолжает стремительно расти. Мы благодарны Сбербанку за продуктивную совместную работу и глубокую экспертизу, которые помогли развитию Яндекс.Маркета на данном этапе», — говорит Грег Абовский, операционный и финансовый директор Яндекса.

Дополнительные инвестиции

Как говорилось выше, для финансирования дальнейшего роста бизнеса и стратегических инициатив, включая интернет-торговлю, Яндекс привлечёт 800 млн долларов за счёт размещения вновь выпущенных акций класса А. Акции на сумму 200 млн долларов будут реализованы с помощью размещения по ускоренной подписке, акции ещё на 600 млн долларов будут в равных долях проданы трём частным инвесторам: ВТБ Капитал, инвестиционному подразделению группы ВТБ; инвестиционной компании, бенефициаром которой является Роман Абрамович; инвестиционной компании, бенефициарами которой являются Александр Абрамов и Александр Фролов. Цена за акцию для частных инвесторов будет определена по результатам публичного размещения.

Новые инвесторы разделяют видение руководства Яндекса, бизнес-ориентиры компании и стратегические цели дальнейшего развития. По условиям сделки инвесторы взяли на себя обязательство не продавать купленные акции Яндекса в течение двух лет. Кроме того, на протяжении двух лет они не могут увеличить свою долю в Яндексе более чем до 3,99%.

Экономическая доля всех вновь выпущенных акций в капитале компании составит около 5%, голосующая доля — около 2,5%.

 

 

Всего проголосовало: 0

0.0