Аналитика и комментарии

20 мая 2020

«Цифровой профиль»: востребован банками, удобен для клиентов

Сегодня Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Банк России объявили о том, что запущен в промышленную эксплуатацию сервис, который позволит гражданам через личный кабинет Единого портала госуслуг дистанционно предоставлять информацию о себе в кредитные и страховые организации и получать услуги и сервисы полностью в цифровом виде без посещения офисов. Банки уже рапортуют о подключении к сервису. NBJ разбирается, какие преимущества дает этот сервис.

В режиме одного цифрового окна

Напомним, что сервис реализован в рамках проведения эксперимента по запуску цифрового профиля граждан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.06.2019 №710.

Через новый сервис финансовые организации могут получать необходимые сведения, хранящиеся о гражданах в различных базах данных (ФНС, Росреестр, МВД, ПФР и другие). Таким образом, будет реализовано дистанционное взаимодействие клиентов и банков без необходимости дополнительного предоставления документов.

Создатели сервиса подчеркивают, что получить такую информацию можно только с согласия клиента, которое хранится в едином реестре цифровых согласий.

На данный момент в проекте принимают участие 20 банков и четыре страховые организации. Причем клиенты шести банков уже могут через сервис в личном кабинете на Едином портале госуслуг заполнить анкету на дистанционное предоставление кредита онлайн. Список кредитных организаций будет увеличиваться. Страховые компании пока тестируют возможность оформления полисов ОСАГО и каско через этот сервис.

«Мы запустили сервис в экспериментальном порядке — именно сейчас он востребован и гражданами, и банками. В условиях самоизоляции и удаленной работы необходимо снизить количество посещений мест cкопления людей, при этом потребность в банковских услугах, конечно, сохраняется. Хотим особо отметить, что реализованный механизм работы является универсальным и предполагает гибкое использование. Для бизнеса это прежде всего возможность встраивать данный сервис в свои цифровые сквозные сценарии оказания услуг. Для граждан это возможность выразить согласие на передачу цифровых документов из государственных источников коммерческим организациям и распоряжение своими данными с помощью государственной платформы согласий. В ближайшее время планируется тиражирование данной возможности на самые разные направления нашей экономики», — заявил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев.

«Реализация этого проекта — еще один важный шаг на пути к цифровизации государственных и финансовых услуг. Он позволяет участникам финансового рынка и другим организациям получать необходимые сведения из доверенных государственных источников в режиме «одного окна». Гражданам же он предоставит удобный и безопасный способ получения банковских и других продуктов и сервисов онлайн. И это особенно важно сегодня в условиях самоизоляции, — подчеркнула первый заместитель Председателя Банка России Ольга Скоробогатова. — Сервис реализован с учетом необходимых мер по защите информации на базе инфраструктуры электронного правительства, которая принадлежит государству».

В пресс-службе Министерства цифровой связи, сообщили, что в перспективе проект будет расширен на все кредитные и микрофинансовые организации, а также дополнен новыми сведениями. В частности, о доходах граждан из информационных систем ФНС России и Минтруда России, а также сведениями из БКИ (Бюро кредитных историй). Соответствующий проект акта проходит согласование с заинтересованными государственными органами.

Как это работает: Цифровой профиль позволяет каждому гражданину России получить доступ к управлению собственной информацией из разных источников, включая ПФР, Росреестр, МВД и др. На данный момент он объединяет 21 тип сведений, в ближайшее время их количество вырастет до 57. В рамках цифрового профиля пользователь сайта Госуслуг может дать и отозвать согласие на обработку своих персональных данных и узнать, какую информацию запрашивали о нем госорганы или компании. В будущем цифровой профиль станет универсальным инструментом для удаленного взаимодействия с государственными ведомствами и компаниями, а также позволит совершать сделки и подписывать документы для трудоустройства.

Принципиально новый шаг

Банкиры позитивно оценивают новшество. Появились первые комментарии представителей кредитных организаций, уже подключившихся к сервису.

Так Сбербанк запустил инструмент «Цифровой профиль», который позволяет клиентам, при оформлении ипотеки сократить время на предоставление документов в бумажном виде, загрузив свои данные с Портала Госуслуг. В настоящий момент сервис доступен для пользователей веб-версии «ДомКлик».

И.о. директора дивизиона «Государственные продукты и сервисы» Сбербанка Петр Днепровский высказывается по этому поводу:  «Сбербанк активно развивает и интегрирует в свои бизнес-процессы инновационные технологии, которые помогают значительно упрощать получение финансовых сервисов и услуг. Интеграция «Цифрового профиля» в проекты Сбербанка позволит сделать новый шаг на пути развития дистанционного обслуживания граждан, что особенно актуально сегодня».

Райффайзенбанк среди тех, кто завершил интеграцию с сервисом «Цифровой профиль». В пресс-службе банка сообщили, что уже сейчас новые и действующие клиенты, заполняя заявку на получение кредита на сайте Райффайзенбанка, могут авторизоваться через Госуслуги и поделиться данными с банком — соответствующие поля будут заполнены автоматически. При этом клиент может повысить вероятность одобрения кредита, подтвердив свой доход с помощью автоматически сформированной выписки из ПФР. Какие именно данные о себе сообщать банку, а какие — нет, в дальнейшем пользователь будет решать самостоятельно. Для того, чтобы воспользоваться сервисом, необходимо иметь подтвержденный аккаунт на портале Госуслуг.

Для того, чтобы дать клиентам больше свободы в выборе способов авторизации и получения банковских сервисов, Райффайзенбанк разработал специальный защищенный шлюз для взаимодействия с сервисами «Цифрового профиля» и интегрировал его в свои информационные системы. Разработка производилась при поддержке со стороны Ассоциации ФинТех, которая в рамках рабочей группы по цифровому профилю координировала взаимодействие банков с государственными органами, вовлеченными в реализацию проекта.

«Райффайзенбанк активно инвестирует в развитие продуктов и сервисов, которые доступны клиентам удаленно, — отметил Никита Швецов, руководитель дирекции информационных технологий Райффайзенбанка. — Проект по интеграции с «Цифровым профилем» — один из примеров того, как технологии позволяют сделать легче финансовую сторону жизни каждого из нас».

«Ассоциация ФинТех — уникальная площадка для обсуждения и развития передовых технологий в России. На ее базе ключевые участники финансового рынка и Банк России разработали концепцию цифрового профиля, утверждённую на правительственном уровне. Удобный, безопасный и быстрый обмен данными между гражданами, государством и бизнесом позволит перевести все больше услуг в режим онлайн. Ассоциация ФинТех как технологический трендсеттер России видит большие перспективы развития проекта «Цифровой профиль». На следующем этапе к нему подключатся страховые компании, что позволит их клиентам быстро и просто оформлять полисы ОСАГО и каско», — рассказала генеральный директор ассоциации Татьяна Жаркова.

В дальнейших планах банка — расширение доступных видов сведений из цифрового профиля, предоставляемых с согласия клиента для получения продуктов во всех онлайн-каналах обслуживания.

СКБ-банк тоже стал участником проекта. «Развитие технологий удаленной идентификации и использование Цифрового профиля позволят в ближайшем времени перевести не только обслуживание, но и продажу всех финансовых инструментов в дистанционный режим. Это принципиально новый шаг для российской банковской системы. Все это будет дальше развиваться и имплементироваться в наш интернет- и мобильный банк», - отметил Денис Репников, председатель правления СКБ-банка.

Ак Барс Банк – еще один участник «цифрового профиля». Как сообщает пресс-служба банка, теперь клиентам при подаче заявки на потребительский кредит на сайте банка не нужно вручную заполнять данные в анкете. Они загрузятся автоматически с помощью учетной записи на Портале Госуслуг после того, как клиент разрешит банку доступ к своему цифровому профилю. Предварительно надо заполнить анкету на кредит с помощью Цифрового профиля. Затем нужно нажать кнопку «Быстрое заполнение заявки через Цифровой профиль», войти в учетную запись на Портале Госуслуг и разрешить банку использовать данные. Учетная запись на Госуслугах при этом должна быть подтвержденной, третьего уровня. После того, как данные с Цифровым профилем будут синхронизированы, клиенту нужно ввести недостающую информацию и отправить заявку на рассмотрение. Проанализировав данные, банк примет решение: выдать заем или отказать. Шанс одобрения заявки при этом значительно возрастает, так как банк сразу получает данные о доходах из Цифрового профиля. Клиенту не нужно будет предоставлять дополнительные справки для их подтверждения.

«Новый сервис позволит клиентам Ак Барс Банка проще и быстрее получать финансовые услуги и продукты. В дальнейшем с помощью Цифрового профиля клиенты смогут легко управлять своими персональными данными дистанционно, предоставляя цифровые согласия на их обработку коммерческим компаниям или госучреждениям для получения различных услуг», – прокомментировал Дамир Галиев, директор по инновациям Ак Барс Банка.

 

Поделиться:
 

Возврат к списку