Аналитика и комментарии

30 марта 2020

Как ситуация с коронавирусом влияет на доходы онлайн-бизнеса в России

Различные финтехкомпании России анализируют ситуацию с продажами товаров и услуг на онлайн-площадках во время самоизоляции россиян. Так,  согласно исследованию  аналитиков Яндекс.Кассы, за прошедшую неделю заметно вырос спрос пользователей не только на продукты питания и развлекательный контент, но и на страховые услуги. С начала месяца оборот платежей на сайтах страховщиков каждую неделю увеличивался примерно на 23%.

Еда

За прошедшую неделю, когда часть россиян перешла на удаленный режим работы и обучения, оборот онлайн-платежей на сайтах и в приложениях продуктовых магазинов увеличился на 21% по сравнению с предыдущей. Средний чек вырос на 10% — до 2437 рублей. А вот в ресторанах и кафе этот показатель, наоборот, уменьшился на 8% — до 1440 рублей. Это может быть связано со всеобщим ростом спроса на готовую еду и увеличением числа небольших онлайн-заказов.

Развлечения

Заметно упал оборот онлайн-площадок, которые продают билеты на концерты, в кино, театры и музеи. С 16 по 22 марта этот показатель снизился на 44% по сравнению с предыдущей неделей. Средний чек за билеты упал на 33% — до 971 рубля.

Зато за этот же период на 9% выросло количество покупок на игровых онлайн-сервисах и на 8% — на площадках, которые продают развлекательный контент. А вот средние чеки почти не изменились и составили 353 и 1483 рубля соответственно.

Здоровье

Вырос интерес пользователей к медицинским услугам. Так, платежей на сайтах клиник и других медицинских учреждений стало больше на 10%, но оборот увеличился только на 5%: люди стали обращаться чаще, но за менее дорогими услугами. Примерно на четверть вырос оборот платежей на онлайн-площадках, которые продают товары для здоровья, витамины и БАДы. Средний чек за такие товары стал больше на 16% и составил 4081 рубль.

С начала марта оборот платежей на сайтах со страховыми услугами увеличивался на четверть с лишним от недели к неделе. Число платежей росло примерно на 29% из недели в неделю.

«В новых условиях вместе с ростом оборота на сайтах с такими востребованными товарами и услугами, как еда и развлекательный контент, позитивные тенденции есть и в других сферах. Например, с 16 по 22 марта по сравнению с неделей до этого в магазинах строительных товаров и оборудования оборот увеличился на 12%, а число онлайн-заказов — на 9%. В магазинах товаров для детей эти показатели выросли еще сильнее — на 20% и 18% соответственно», — говорит Анастасия Фаткулина, аналитик Яндекс.Кассы.

Из-за отмены мероприятий в сорок раз возросли обращения на возврат денег

Теми же вопросами озаботился платежный сервис CloudPayments, который проанализировал, как изменился спрос россиян в онлайне в связи с пандемией коронавируса. Для анализа был выбран период с 9 по 24 марта, который сравнивался с аналогичным предыдущим периодом 22 февраля по 8 марта. Исследователи опросили более 2000 партнеров компании, среди которых такие известные бренды как Dodo, «Шефмаркет», Family Friend, Instamart, «ЛавкаЛавка», Cinemood, «Радарио» и др.

По данным CloudPayments люди стали значительно чаще покупать продукты, товары первой необходимости и готовую еду через Интернет. Существенный прирост оборота наблюдается в категории «Специализированные магазины и супермаркеты» — рост на 41%, продажи электронной техники выросли на 37%. Также люди чаще стали обращаться онлайн в микрофинансовые организации — оборот в этой категории вырос на 15%. На 3% вырос спрос на аренду автомобилей.

Спрос на товары для гигиены вырос на 380%

«В полтора раза выросли количество и объем заказов в нашем магазине, — рассказывает product marketing manager сервиса доставки продуктов Family Friend Анна Волкова. — Спрос на товары для гигиены вырос на 380%, на бытовую химию — на 340%. Бакалея выросла на 255%, консервы — на 240%, колбасы и напитки на 330% и 310% соответственно. В топ продуктов по продажам попала туалетная бумага, которой раньше там не было, чаще стали покупать бумажные полотенца и пятилитровые бутылки питьевой воды. Однако, в топе все также остались фрукты, овощи и зелень».

Существенное снижение оборота предсказуемо наблюдается в категории «Театральные агентства», «Образование», «Различные услуги» (курсы гимнастики для лица; сервисы бесплатных объявлений; услуги видеонаблюдения, SMS-рассылок, индивидуального хранения вещей, раскрутки в социальных сетях; сервисы проверки автомобилей) и «Услуги программирования».

Продавцы билетов столкнулись не только с отменой мероприятий из-за коронавируса, но и с необходимостью возвращать деньги покупателям. «В данный момент ежедневно нам падает в 40 раз больше обращений о возврате средств чем обычно», — рассказывает Елена Кипорук, исполнительный директор сервиса продажи билетов «Радарио». Но, по мнению Елены Кипорук, есть и положительный момент: все больше организаторов событий сейчас переходят в онлайн-формат, осваивают новые digital-инструменты. «Впоследствии, когда все закончится, это станет одним из тех немногих плюсов от происходящего и дополнительной возможностью для монетизации», — подчеркивает она.

Интересна ситуация с заказом готовой еды на дом. В самом начале карантина, когда массово переходили на удаленную работу, эта категория немного просела. А затем пошла в рост. На данный момент мы видим рост на 15% по сравнению с началом всеобщей удаленки.

Средний чек сильнее всего вырос в магазинах электроники и супермаркетах: на 34% (до 13 901 рублей) и 15% (до 4 489 рублей) соответственно. А вот занимать деньги в МФО люди стали чаще (как рассказано выше), но средний чек снизился на 5% до 10 054 рублей.

Поделиться:
 

Возврат к списку