Аналитика и комментарии

06 февраля 2020

Василий Поздышев, УК ФКБС, Алексей Лобанов, ЦБ РФ: Итоги банковского регулирования в 2019 году и приоритеты ЦБ в 2020 году

Планы ЦБ по регулированию банковского рынка всегда находятся под пристальным вниманием руководителей и собственников банков. Без этих знаний трудно эффективно развивать бизнес, своевременно вносить необходимые коррективы и получать доход. Предлагаем вашему вниманию аналитический материал о том, как  изменятся правила игры в 2020 году. Его специально для НБЖ подготовили бывший заместитель Председателя ЦБ РФ,  председатель  Наблюдательного совета УК ФКБС Василий Поздышев и директор Департамента банковского регулирования ЦБ РФ Алексей  Лобанов.

Итоги банковского регулирования в 2019 году

Основной целью банковского регулирования в России традиционно является поддержание стабильности национальной банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. В то же время оно выступает важнейшим инструментом развития банковского сектора в целом и различных его сегментов, а также создает весомые стимулы для кредитования реального сектора экономики. В этом состоит суть концепций пропорционального и стимулирующего регулирования, которые Банк России последовательно проводит в жизнь на протяжении последних нескольких лет.

Ввиду этого на фоне продолжения внедрения международных стандартов регулирования банковских рисков, установленных Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБН), основными трендами банковского регулирования в 2019 году стали стимулирующее и пропорциональное регулирование. Масштабные изменения затронули практически все регулятивные требования: от порядка оценки кредитного и рыночного риска до раскрытия информации и страхования вкладов.

Так, в прошедшем году в сжатые сроки были созданы условия для перехода на финансирование жилищного строительства посредством банковского кредита и привлечения средств частных инвесторов на счета эскроу. Кредиты малому и среднему бизнесу стали значительно доступнее, не в последнюю очередь за счет расширения возможностей банков с базовой лицензией по кредитованию этого целевого для них сегмента рынка. В целях поддержки и развития проектного финансирования, кредитования корпоративных заемщиков и операционной деятельности предприятий были разработаны и вступили в силу новые подходы к оценке кредитного риска заемщиков при формировании резервов на возможные потери по ссудам и расчете обязательных нормативов.

Реализованные в прошедшем году изменения и стартовавшие инициативы были в целом с одобрением восприняты банковским сообществом. Банк России прилагал усилия по обеспечению транспарентности своей нормотворческой деятельности, организовывая заседания рабочих групп и тематические обсуждения с банками.

Совершенствование банковского законодательства: развитие системы страхования вкладов 

В 2019 году был подготовлен и опубликован на официальном сайте Банка России консультативный доклад о совершенствовании российской системы страхования вкладов. Многие содержавшиеся в нем идеи были положены в основу проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенного в Государственную Думу депутатами А. Г. Аксаковым, И. Б. Дивинским, О. А. Николаевым и В. К. Гартунгом и принятого в декабре в первом чтении.

Основные новации этой законодательной инициативы включают: 

— распространение системы страхования вкладов на денежные средства социально-ориентированных некоммерческих организаций, в том числе исполнителей общественно полезных услуг, товариществ собственников жилья; садоводческих некоммерческих товариществ;

— увеличение лимита страхового возмещения до 10 млн руб. по временным остаткам денежных средств граждан, образовавшимся в особых жизненных ситуациях, например, при продаже квартиры, получении наследства, исполнении решений суда.

В консультативном докладе также был поставлен ряд открытых вопросов, обсуждение которых продолжится в этом году, главным из которых является включение в периметр страховой защиты системы страхования вкладов денежных средств юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (далее – МСП). 

Меры стимулирующего регулирования

Поддержка и развитие кредитования МСП

В целях стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) Банком России в прошлом году была проведена «тонкая настройка» регулирования. В первую очередь, она была нацелена на поддержку банков с базовой лицензией и включала в себя:

 — неприменение ограничивающего коэффициента 2 при расчете максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6), в том числе по требованиям к субъектам МСП в период с даты их исключения из единого реестра субъектов МСП до конца года, в котором произошло данное исключение, а также требованиям к заемщикам, классифицированным на момент получения статуса банка с базовой лицензией в I или II категорию качества для целей формирования резервов на возможные потери по ссудам (льгота действует 5 лет с даты изменения банком статуса);

— снижение в два раза (со 100 до 50) минимального количества отдельных заемщиков − субъектов МСП, требования к которым могут быть включены в так называемый «регуляторный розничный портфель» с применением к нему пониженного коэффициента взвешивания по риску 75% в целях расчета обязательных нормативов;

— увлечение размера кредитов с 1,5 до 3% от величины капитала банков с базовой лицензией для портфельной оценки в целях формирования резерва на возможные потери по ссудам.

Все эти меры способствуют упрощению кредитования, сокращения издержек банков на анализ заемщиков и, как следствие, снижению ставок по кредитам.

Для банков с универсальной лицензией установлена возможность использовать при оценке на портфельной основе ссуд субъектам МСП в сумме до 10 млн руб. внутрибанковские методики оценки риска без использования официальной отчетности таких заемщиков. 

Стимулирование финансирования жилищного строительства

В целях выполнения национального проекта «Жилье и городская среда» в 2019 году вступил в действие особый порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам застройщикам, использующим счета эскроу. В соответствии с установленным порядком предусматривается формирование резервов исходя из уровня кредитоспособности застройщика, оцениваемого на основании набора определенных критериев, применяемых при оценке рисков инвестиционного проекта. Разработка критериев проводилась Банком России и впоследствии уточнялась в тесном сотрудничестве с банковским сообществом и представителями строительных организаций и ведомств.

Стимулирование проектного финансирования

В конце 2019 году вступили в силу положения, предусматривающие распространение специального подхода к формированию резервов по кредитам и займам, предоставленным в рамках реализации механизма «фабрики проектного финансирования ВЭБ», на все сделки проектного финансирования. В отличие от общего подхода к оценке кредитного риска заемщика, основанного на анализе его финансового положения и качества обслуживания долга, данный подход основан на интегральной оценке кредитоспособности инвестиционного проекта по большому перечню качественных критериев, которые отражают риск компании-проектоустроителя, характеристики инвестиционного проекта, особенности механизма его финансирования, в том числе наличие поддержки спонсоров или государства, распределение рисков между участниками проекта и др.

Стимулирование кредитования операционной деятельности предприятий

Банк России в целях стимулирования кредитования банками предприятий, непосредственно ведущих операционную деятельность, дополнил перечень иных существенных факторов, позволяющих повысить категорию качества ссуды на одну классификационную категорию, фактором использования заемщиком ссуды на финансирование операционной деятельности, в случае, если ссуда классифицирована не хуже, чем в III категорию качества1, а показатели операционной деятельности заемщика за предшествующие два квартала свидетельствуют о возможности обслуживания им основного долга и процентов в полном объеме без привлечения внешних источников финансирования. 

Внедрение международных стандартов банковского регулирования

Новый подход к оценке кредитного риска для нормативов достаточности капитала

В прошедшем году Банк России приступил к поэтапной реализации нового стандартизированного подхода Базельского комитета по банковскому надзору к оценке кредитного риска в целях расчета нормативов достаточности капитала2.

Так, в июне 2019 года вступил в силу новый порядок расчета нормативов достаточности капитала банка в части оценки риска суверенных заемщиков, основанный на применении кредитных рейтингов вместо использовавшихся с 2010 года в российском регулировании балльных оценок странового риска по шкале ОЭСР. Это позволило снизить вдвое (со 100 до 50%) коэффициент риска, используемый в целях оценки достаточности капитала в отношении требований к Российской Федерации и Банку России, выраженных в иностранной валюте, и требований к третьим лицам, обеспеченных гарантиями Российской Федерации в инвалюте (в частности, кредитов экспортерам, застрахованным агентством «ЭКСАР»).

С 1 января 2020 года внедрен подход к оценке кредитного риска по требованиям к банкам и корпоративным заемщикам исходя из их финансового состояния. В частности, в соответствии с этим подходом требования к банкам будут взвешиваться на коэффициенты риска от 20 до 150% в зависимости от выполнения банком нормативов достаточности капитала и «буферов» к ним, а также срока до погашения. Кроме того, выделяются корпоративные заемщики «инвестиционного класса», по требованиям к которым будет применяться пониженный коэффициент риска 65%. Пониженный коэффициент риска 85% будет применяться к требованиям к субъектам МСП без ограничения суммы кредита при оценке на индивидуальной основе.

Банк России ожидает, что внедрение этого подхода позволит кредитным организациям не только оценивать более точно кредитный риск, но и позволит также высвободить капитал банков для кредитования реального сектора экономики, в том числе субъектов МСП3. 

Регулирование ликвидности

В связи с изменениями в законодательстве4, а также разъяснениями Базельского комитета по банковскому надзору по определению понятия обеспеченного кредитования, внесены изменения, уточняющие порядок расчета показателя и норматива краткосрочной ликвидности (НКЛ). 

Кроме этого, были внесены и другие уточнения, например, в части включения в расчет показателя и норматива краткосрочной ликвидности средств, привлеченных от связанных с банком лиц, и ряда других аспектов по итогам накопленной практики во взаимодействии с участниками рынка. Уточненный порядок расширяет возможности по соблюдению системно значимыми кредитными организациями норматива краткосрочной ликвидности с меньшим использованием безотзывных кредитных линий Банка России или же полностью без их использования.

Оценка процентного риска по банковскому портфелю

В рамках внедрения пересмотренного базельского подхода5 к оценке процентного риска по банковскому портфелю, разработан проект методических рекомендаций по оценке величины процентного риска по банковскому портфелю, как изменения экономической стоимости капитала и изменения чистых процентных доходов, а также уточненные требования к управлению процентным риском в рамках внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК). 

По итогам активного обсуждения банковским сообществом подготовленных Банком России проектов они были существенно доработаны. Ожидается, что применение данных рекомендаций позволит крупным банкам и банковским группам (с величиной активов от 500 млрд руб. и более), значительно повысить качество оценки и управления процентным риском, который является одним из наиболее значимых рисков, с которым сталкивается российский банковский сектор.

Изменения в подходе на основе внутренних рейтингов к расчету нормативов достаточности капитала и валидации банковских методик управления рисками

В целях внедрения отдельных положений «Базеля III», а также с учетом накопленной практики в ходе проведения валидации и применения банками подхода к оценке кредитного риска на основе внутренних рейтингов (ПВР), был внесен ряд существенных изменений в регулирование.

В частности, был снижен порог на отношение совокупной величины кредитного риска, рассчитанной на основе ПВР, к аналогичному показателю, рассчитанному на основе стандартизированного подхода, с 80 до 72,5% (в соответствии со значением, установленным в реформированном стандарте «Базеля III» 6, начиная с третьего года с момента получения разрешения на применение ПВР. 

Кроме того, были изменены критерии отнесения кредитных требований к классам (подклассам) розничных кредитных требований. Так, с 50 до 70 млн руб. (эквивалента 1 млн евро) увеличен порог на совокупный объем задолженности физического лица и субъекта малого предпринимательства перед банком (кроме кредитных требований, обеспеченных залогом жилого помещения). Порог на совокупный размер кредитных требований к одному заемщику в целях отнесения его к подклассу возобновляемых розничных кредитных требований также был увеличен с 4 до 7 млн руб. (эквивалента 100 тыс. евро).

От банков, перешедших на ПВР, будет требоваться проводить в рамках стресс-тестирования сценарный анализ характеристик качества внутренних моделей оценки кредитного риска, по результатам которого банком определяются пороговые значения контрольных показателей качества моделей. При нарушении пороговых значений банки будут обязаны принять решение о переработке модели и применении надбавки к компонентам кредитного риска и (или) величине кредитного риска на период переработки моделей. Таким банкам будет также необходимо контролировать соблюдение предельно допустимых значений показателей качества данных.

В 2019 г. Банк России продолжил работу по валидации внутренних методик управления кредитным риском и моделей количественной оценки кредитного риска согласно ПВР, включавшую оценку систем корпоративного управления банков и оценку качества данных. Так, были рассмотрены четыре ходатайства ПАО «Сбербанк» в рамках продолжения работы банка по расширению сферы применения ПВР и совершенствованию действующих розничных рейтинговых систем, а также завершен первый этап валидации методик и моделей АО «Альфа-Банк», используемых для оценки кредитного риска корпоративных заемщиков.

Оценка качества внутренних процедур оценки достаточности капитала

В прошлом году была продолжена работа по совершенствованию нормативной базы, устанавливающей требования к системам управления рисками и капиталом кредитных организаций и банковских групп и методологии надзорной оценки достаточности капитала кредитных организаций и банковских групп, а также качества внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК) кредитной организации (ВПОДК группы).

С 2019 года Банк России проводит ежегодную оценку качества ВПОДК и достаточности капитала головных кредитных организаций банковских групп и кредитных организаций – участников банковских групп на консолидированной основе, и кредитных организаций, не входящих в состав банковских групп – на индивидуальной основе. Основным источником данных для проведения такой оценки является информация об организации ВПОДК и их результатах, представляемая кредитными организациями в Банк России. Для головных кредитных организаций банковских групп разработана стандартизированная форма самооценки соответствия ВПОДК требованиям Банка Росси и представления информации, которая описывает значимые риски банковской группы и процедуры управления ими.

Раскрытие информации

В целях укрепления рыночной дисциплины в банковском секторе Банк России продолжил реализацию для российских банков Компонента 3 «Базеля II». Так, были уточнены требования к форме раскрытия информации об обремененных и необремененных активах кредитной организации (банковской группы)7

Регулирование рыночного риска

Существенные изменения произошли также и в регулировании рыночного риска в целях оценки достаточности капитала банков. Они включают новации в порядок расчета кредитными организациями величины рыночного риска, направленные на снижение зависимости оценки специального процентного риска от внешних рейтингов кредитоспособности, присвоенных международными рейтинговыми агентствами выпуску или эмитенту корпоративных облигаций в торговом портфеле.

В связи с изменениями с 1 января 2019 года порядка бухгалтерского учета сделок «спот» введено требование о признании при определении величины позиций по ценным бумагам, включаемых в расчет рыночного риска, требований (обязательств) по поставке ценных бумаг, приобретенных (проданных) по указанным сделкам.

Кроме того, в порядок определения позиций и непосредственно в порядок расчета величины рыночного риска внесены изменения в части оценки риска по производным финансовым инструментам, например, по опционам в целях соответствия подходам, применяемым российскими участниками рынка, и лучшей международной практике.

В силу актуальности вопроса оценки уровня ликвидности рынка финансовых инструментов в рамках регулирования рыночного риска подготовлены к выпуску методические рекомендации, содержащие критерии определения активности рынка производных финансовых инструментов, не обращающихся на организованных рынках, для целей корректировки (дополнительного оценочного снижения) их справедливой стоимости при расчете величины рыночного риска.

Изменения в бухгалтерском учете в связи с внедрением МСФО 9 потребовали подготовки и публикации разъяснения в отношении порядка расчета величины открытых валютных позиций (далее – ОВП) и оценки валютного риска в отношении балансовых активов и обязательств. Согласно данному разъяснению в большинстве случаев порядок определения стоимости балансовых активов и обязательств для целей расчета ОВП совпадает с подходами к включению изменения их стоимости в расчет собственных средств (капитала) кредитных организаций, в частности, стоимость для целей расчета ОВП определяется с учетом пруденциальных резервов, а не резервов по МСФО 9.

Укрепление надзорной дисциплины в банковском секторе

Изменение штрафов за нарушение требований ПОД/ФТ

В 2019 году вступили в силу изменения в статью 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», предоставивших Банку России право применять к кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы) меры за нарушение требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». 

В связи с этим Банк России определил перечень мер, которые могут быть применены к кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы) за нарушение вышеуказанных требований и принятых в соответствии с ними нормативных актов Банка России, а также установил размер взыскиваемого с кредитной организации штрафа (до 0,1% размера её капитала) в случае неисполнения кредитной организацией (головной кредитной организацией банковской группы) предписаний Банка России об устранении выявленных нарушений.

Раскрытие информации о надзорных мерах Банка России

В целях повышения прозрачности банковского надзора Государственной Думой в первом чтении принят  проект федерального закона, предусматривающий раскрытие Банком России информации о введенных в отношении кредитных организаций запретах на привлечение средств физических лиц во вклады и (или) открытие банковских счетов физических лиц. В соответствии с этим законопроектом информация о введенном в отношении кредитной организации запрете будет размещаться Банком России на своем официальном сайте в Интернете. 

Обеспечение корректного применения МСФО

Как показывает надзорная практика, «свобода действий», предоставленная банкам при применении МСФО, может трактоваться ими как возможность приукрашивания отчетности для формального выполнения пруденциальных требований. Например, оценивая справедливую стоимость активов (обязательств), банки нередко используют данные, не отражающие рыночные условия, или игнорируют общепризнанные методы составления финансовой отчетности, что позволяет банкам существенно завышать свой финансовый результат.

В целях решения данной проблемы и обеспечения единообразного применения МСФО кредитными организациями Банк России начал подготовку рекомендаций и разъяснений к нормативным актам Банка России в части вопросов оценки активов при их учете на балансах финансовых организаций.

Планируемые изменения в банковском регулировании в 2020 году

Совершенствование банковского законодательства

Банк России планирует дальнейшее развитие пропорционального регулирования кредитных организаций. В частности, предполагается сократить объемы раскрываемой небанковскими кредитными организациями информации, отменить составление отчетности по МСФО и предоставить им возможность осуществления функций руководителя службы внутреннего контроля руководителем службы управления рисками, как это предусмотрено для банков с базовой лицензией.

Для банков с базовой лицензией также планируется законодательно предусмотреть право совершать операции и сделки, направленные на отчуждение или иное выбытие ценных бумаг, не соответствующих требованиям ст. 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Банки с базовой лицензией будут вправе совершать указанные операции и сделки только с ценными бумагами, приобретенными до получения ими статуса банка с базовой лицензией.

Предполагается также установить для банков с базовой лицензией запрет на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и сделки с производными финансовыми инструментами. Это связано с тем, что такая деятельность не соответствует бизнес-модели банка с базовой лицензией, основой деятельности которого является оказание финансовых услуг гражданам и МСП. 

Внедрение базельских стандартов 

Новый стандартизированный подход к оценке кредитного риска

Второй этап реализации нового стандартизированного подхода «Базеля III» к оценке кредитного риска будет включать пересмотр шкал коэффициентов риска для оценки ипотечных и потребительских кредитов, а также ряд изменений в порядок учета обеспечения и иных инструментов снижения кредитного риска с ожидаемым положительным эффектом на показатели достаточности капитала банков. 

Оценка кредитного риска контрагента по производным финансовым инструментам

В 2019 году был подготовлен проект нормативного акта Банка России, реализующего новый стандартизированный подход «Базеля III» к оценке кредитного риска по производным финансовым инструментам (SA-CCR8) для банков с универсальной лицензией. Новый базельский подход предусматривает усовершенствованную методику оценки риска дефолта по сделкам с производными финансовыми инструментами, заключенными без участия центрального контрагента, в целях расчета обязательных нормативов.

Подход на основе внутренних рейтингов к оценке кредитного риска

В целях полного внедрения стандартов «Базеля 3,5» планируется внесение изменений в нормативные акты Банка России, предусматривающие: 

— отмену поправочного коэффициента при расчёте величины кредитного риска (что, при прочих равных условиях, приведет к снижению требований к капиталу на 6%); 

— снижение установленных значений уровня потерь при дефолте (LGD) нефинансовых заемщиков с 45 до 40% в рамках базового ПВР;

— исключение долей участия в капитале из перечня активов, расчёт кредитного риска по которым проводится с применением ПВР.

Формирование резервов по ссудам на основе концепции ожидаемых потерь

Планируется принятие нормативного акта Банка России о порядке формирования банками резервов на возможные потери по ссудам с применением внутренних банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков в отношении определения ожидаемых кредитных потерь (далее – методики и модели ОКП), получения разрешения на их применение и осуществления Банком России надзора за их соблюдением.

Банкам, перешедшим на применение ПВР в целях оценки кредитного риска при расчете нормативов достаточности капитала, будет предоставлена возможность расчета резервов с применением методик и моделей ОКП по классам (подклассам) кредитных требований к корпоративным заемщикам, относящимся к МСП, и розничным заемщикам, за исключением приобретенной дебиторской задолженности.

Внедрение норматива максимального размера совокупного риска на заемщика или группу связанных заемщиков

Банк России в 2019 году приступил к реализации положений стандарта БКБН9 в части установления для системно значимых кредитных организаций норматива максимального размера совокупного риска на заемщика или группу связанных заемщиков (будущий норматив концентрации риска Н30), рассчитываемого на консолидированной основе. Данный норматив будет рассчитываться как отношение величины совокупных кредитных требований к заемщику (группе связанных заемщиков) без взвешивания по уровню риска, к величине основного капитала банковской группы с максимальным значением 25%.

Для внедрения в Российской Федерации этого норматива подготовлены предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», направленные на наделение Банка России полномочиями:

устанавливать дифференцированное регулирование для кредитных организаций в зависимости от размера их активов, системной значимости и вида лицензии;

устанавливать расчет максимальной концентрации риска на отдельного контрагента (группу связанных контрагентов) от величины основного капитала банковской группы.

Регулирование операционного риска

В 2019 году Банком России подготовлен проект нового нормативного акта, устанавливающего требования к управлению операционным риском, риском информационной безопасности и риском информационных систем, включая требования к ведению баз данных по потерям от реализации этих рисков, и требования к внутренней отчетности кредитных организаций по операционному риску.

В текущем году планируется разработать формы сбора информации по операционному риску, а также начать работу по созданию методики надзорной оценки управления операционным риском10 в кредитных организациях.

Следующим важным шагом в развитии регулирования операционного риска станет реализация для российских банков нового базельского подхода11 к расчету достаточности капитала на покрытие операционного риска, основанного на стандартизированных оценках (SMA). В частности, будут установлены требования к расчету размера операционного риска и его компонентов, учету потерь от операционного риска при расчете размера операционного риска, документированию результатов расчета, а также надзору за порядком расчета размера операционного риска.

Регулирование рыночного риска 

В этом году Банк России планирует приступить к реализации нового базельского стандарта оценки рыночного риска12, включающего, в частности, пересмотренный стандартизированный подход и упрощенный стандартизированный подход, представляющий собой скорректированный стандартизированный подход «Базеля 2,5», применяемый в настоящее время всеми российскими кредитными организациями.

Одновременно будет рассматриваться вопрос о том, в отношении какого круга банков будет применяться новый стандартизированный подход. Кроме того, планируется уточнить перечень инструментов, подлежащих включению в расчет величины рыночного риска, в том числе для исключения из расчета рыночного риска производных финансовых инструментов, хеджирующих позиции в банковском портфеле.

В части регулирования валютного риска планируется уточнить порядок расчета величины ОВП в связи с вступлением в силу МСФО 9 13, а также определить подходы к расчету величины ОВП в зависимости от цели ее использования: расчет достаточности капитала на покрытие рыночного риска или ограничение валютного риска через установление лимитов ОВП. 

Регулирование процентного риска по банковскому портфелю

В рамках развития в банках и банковских группах подходов к управлению процентным риском будут уточнены требования к внутренним процедурам оценки достаточности капитала и управления рисками (ВПОДК). Одновременно планируется пересмотреть форму отчетности о величине процентного риска по банковскому портфелю в соответствии с новым стандартом БКБН и начать подготовку к применению показателей риска, рассчитанных согласно новому стандарту, в надзорных целях для оценки экономического положения крупных банков.

Регулирование ликвидности

В связи с принятием со стороны БКБН решения относительно порядка включения в расчет показателя (норматива) краткосрочной ликвидности привлеченных и размещенных денежных средств, номинированных в драгоценных металлах, как иных привлеченных депозитов в денежной форме14, планируется внести соответствующие изменения в Положение № 421-П. 

Развитие требований к организации процедур управления рисками и капиталом в кредитной организации

В 2020 году планируется установить требования к системам управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы в части организации управления операционным риском и риском вынужденной поддержки (step-in risk), а также детализировать требования к процедурам проведения кредитными организациями стресс-тестирования.

Раскрытие информации

В 2020 г. Банк России планирует установить требования к раскрытию кредитными организациями информации о кредитном риске при применении стандартизированного подхода в соответствии с положениями Компонента 3 «Рыночная дисциплина» Базеля II (фаза III). 

Развитие банковского регулирования с учетом специфических рисков российского банковского сектора

Дестимулирование сделок слияния и поглощения (М&A)

В этом году планируется ввести ограничение кредитования сделок слияния (поглощения) путем установления для ссуд, использованных на осуществление вложений в уставные капиталы других юридических лиц, минимального размера резерва, равного 5%, при принятии решения уполномоченным органом управления кредитной организации о повышении (не более чем на одну) категории качества такой ссуды, если показатели операционной деятельности заемщика свидетельствуют о том, что платежи по основному долгу и процентам будут осуществлены своевременно и в полном объеме, с возможностью его поэтапного формирования.

Планируется ввести ограничение кредитования сделок М&A путем установления для ссуд, использованных на осуществление вложений в уставные капиталы других юридических лиц, минимального размера резерва 5% с возможностью его поэтапного формирования.

Кроме того, с 1 января 2020 года для ссуд, выданных (реструктурированных) после этой даты и направленных заемщиками на осуществление вложений в уставные капиталы других юридических лиц, увеличен коэффициента риска для расчета нормативов достаточности капитала банка со 150% до 200%.

Регулирование системы оплаты труда в кредитных организациях 

В соответствии с рекомендациями Совета по финансовой стабильности и передовыми международными практиками выплаты сотрудникам, принимающим риски при прекращении с ними трудового договора, относятся к переменной составляющей вознаграждения и учитывают финансовый результат организации, а также реализовавшиеся риски.

Банк России рассматривает возможность установить требование об отсрочке и последующей корректировке выплаты членам исполнительных органов кредитных организаций компенсаций, связанных с прекращением трудового договора, с учетом результатов их деятельности. В соответствии с планируемым подходом выплата всех причитающихся работнику компенсаций при увольнении будет осуществляться не ранее чем по истечении двух лет с даты прекращения трудового договора.

Валидация банковских методик управления рисками и моделей расчета величины кредитного риска для применения ПВР

В текущем году ожидается направление несколькими крупнейшими банками ходатайств в Банк России о проведении валидации внутренних методик и моделей для получения разрешения Банка России на их применение в целях расчета норматива достаточности капитала в отношении новых (ранее не охваченных ПВР) сегментов кредитных требований.

Для осуществления надзора за банками, получившими разрешение Банка России на применение ПВР, Банк России планирует издать нормативный акт, в том числе определяющий основные инструменты надзора за соответствием внутренних методик и моделей регулятивным требованиям.

Кроме того, рассматривается возможность сделать применение ПВР обязательным для всех системно-значимых кредитных организаций (далее – СЗКО) в целях расчета нормативов достаточности капитала. При этом предполагается предоставить СЗКО переходный период, достаточный для приведения внутренних методик и моделей в соответствие с требованиями нормативных актов Банка России. Одновременно будет рассмотрен вопрос о снижении минимального порога величины активов банков, необходимой для рассмотрения ходатайства на применение ПВР на добровольной основе.

В наступившем 2020 году работа по совершенствованию и дальнейшему развитию банковского регулирования будет продолжена по нескольким ключевым направлениям. Так, уже имеются обоснованные запросы банковского сообщества и планы Банка России по дальнейшему внедрению в практику элементов стимулирующего и пропорционального регулирования. В этот процесс будут вовлечены все сегменты рынка: от системно-значимых банков до банков с базовой лицензией и небанковских кредитных организаций. Продолжится обсуждение вариантов расширения периметра страхования вкладов и поиск оптимального варианта достижения этой цели. Одновременно планируется работа по дальнейшему внедрению стандартов Базельского комитета по банковскому надзору, что позволит, в частности, повысить чувствительность минимальных нормативов достаточности капитала к принимаемым банками рискам при сохранении стабильности банковского сектора. Новый этап этой работы будет включать реализацию базельских подходов к оценке кредитного, рыночного и операционного рисков, а также подготовку к внедрению нового норматива максимального размера совокупного риска на заемщика или группу связанных заемщиков для банковских групп, образованных системно-значимыми кредитными организациями.

Сноски:

1 Финансовое положение заемщика и качество обслуживания долга по ссуде оцениваются не хуже, чем среднее.

Документ БКБН «Basel III: Finalising post-crisis reforms», декабрь 2017 г.

3 По оценке внешних экспертов, реализация проекта позволит высвободить средства для кредитования реальной экономики на общую сумму около 2,5 трлн руб.

4 Расширение системы страхования вкладов на субъектов малого предпринимательства и возможность выпуска банками безотзывных сберегательных сертификатов.

Документ БКБН «Interest rate risk in the banking book».

Документ БКБН «Basel III: Finalising post-crisis reforms», декабрь 2017 г.

7 Документ БКБН «Уточненные требования к раскрытию информации Компонента 3 «Рыночная дисциплина» Базеля II» (фаза III).

Документ БКБН «The standardized approach for measuring counterparty credit risk», март 2014 г.).

Документ БКБН «Supervisory framework for measuring and controlling large exposures», апрель 2014 г.

10 Первая оценка качества системы управления операционным риском в кредитных организациях будет осуществлена Банком России не ранее 2022 г.

11 Документ БКБН «Basel III: Finalising post-crisis reforms», декабрь 2017 г.

12 Документ БКБН «Minimum capital requirements for market risk», январь 2019 г.

13 На основе опубликованных в 2019 году разъяснений по аналогичному вопросу.

14 Согласно вопросу, поднятому Банком России по итогам Программы проверки регулирования на соответствие стандартам БКБН.

Материал также опубликован в печатной версии февральского номера NBJ за 2020 год.

Поделиться: