Аналитика и комментарии

26 ноября 2019

Налоговый мониторинг: банки взяли курс на новый порядок взаимодействия с налоговыми органами

Международные тенденции в области обеспечения прозрачности налогообложения способствовали пересмотру традиционных форм налогового контроля и взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. В настоящий момент около 30 стран перешли или переходят от традиционного режима налогового контроля к системе налогового мониторинга.

Внедрение системы налогового мониторинга в российскую практику началось с запуска в 2012 году пилотного проекта, в котором приняло участие пять крупнейших российских налогоплательщиков. Эксперимент был признан успешным, и новая форма налогового контроля стала действовать в России уже в 2015 году. С 2019 года на налоговый мониторинг (уже не в рамках пилотного проекта) перешли 44 организации, представляющие большинство отраслей экономики.

В чем же причина популярности перехода организаций на налоговый мониторинг, и каковы перспективы развития в России новой формы налогового контроля?

Как уже было отмечено, налоговый мониторинг представляет собой новую форму налогового контроля, предполагающую предоставление налогоплательщиком налоговому органу доступа к своим учетным данным в обмен на освобождение от традиционных налоговых проверок.

Информационная форма взаимодействия в рамках налогового мониторинга означает, что налогоплательщик предоставляет налоговому органу открытый доступ к данным своего бухгалтерского и налогового учета, тем самым раскрывая действующий порядок учета хозяйственных операций и систему внутреннего контроля (далее – «СВК») за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. В свою очередь, налоговый орган оценивает правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов налогоплательщиком.

В рамках налогового мониторинга позиция налогового органа по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и сборов отражается в мотивированном мнении налогового органа. Мотивированное мнение может быть составлено как по собственной инициативе налогового органа, так и по запросу налогоплательщика. В первом случае мотивированное мнение составляется, если налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении, неполной или несвоевременной уплате налогов и сборов. Во втором случае налогоплательщик, находящийся на режиме налогового мониторинга, при наличии сомнений в отношении корректности применения положений налогового законодательства, вправе направить в налоговый орган запрос о предоставлении мотивированного мнения.

Вступление в режим налогового мониторинга для налогоплательщиков является достаточно сложной и затратной задачей, состоящей из нескольких этапов:

  • информирование налогового органа о намерении перехода на налоговый мониторинг;
  • проверка готовности налогоплательщика к переходу на налоговый мониторинг;
  • подготовка «дорожной карты» по вступлению в режим налогового мониторинга;
  • подготовка документов для вступления в режим налогового мониторинга;
  • представление заявления и документов в налоговый орган.

На основе подготовленных налогоплательщиком заявления и документов налоговый орган выносит мотивированное решение о принятии или непринятии налогоплательщика в режим налогового мониторинга.

По словам представителя межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам № 9 (далее – «МРИ № 9»), при вступлении финансовых организаций в режим налогового мониторинга к аспектам, интересующим налоговый орган в наибольшей степени, относятся:

  • уровень автоматизации внутренних рутинных процессов, включая процессы, напрямую связанные с подготовкой налоговых деклараций;
  • корректность и полнота источников для формирования налоговой отчетности;
  • уровень автоматизации системы внутренних контролей, а также степень зрелости системы внутреннего контроля и наличие системы управления рисками;
  • анализ методологии и выявление рисков.

Как показал опрос компании «Делойт» в СНГ, при вступлении в режим налогового мониторинга у большинства налогоплательщиков возникают трудности в толковании требований к организации СВК (85,7 % респондентов), а также в толковании подхода к выявлению, документированию и оценке рисков в целях налогового мониторинга согласно требованиям ФНС России (83,3 % респондентов). Одновременно с этим хотелось бы отметить, что налоговый мониторинг – это диалог налогоплательщика и ФНС России. Именно по этой причине при проработке стратегии вступления в режим налогового мониторинга мы рекомендуем подключать соответствующих экспертов из МРИ № 9, а также активно обмениваться опытом с текущими участниками мониторинга из различных отраслей с целью использования лучшей практики.

Хотелось бы отметить, что трудности вступления в режим налогового мониторинга компенсируются преимуществами, которые открываются в рамках новой формы налогового контроля, к которым следует отнести:

  • освобождение налогоплательщиков от традиционных выездных и камеральных проверок;
  • снижение объема контрольных мероприятий и количества проверяемых первичных документов;
  • сокращение срока глубины проверки и, следовательно, периода неопределенности в части принятых налогоплательщиком подходов к решению налоговых вопросов;
  • снижение риска дополнительных начислений по налогам при принятии бизнес-решений;
  • получение мотивированного мнения налогового органа, которое освобождает налогоплательщика от налоговых последствий при следовании этому мнению;
  • признание организации добросовестным и надежным налогоплательщиком.

Несмотря на открывающиеся возможности, многие налогоплательщики боятся кристаллизации не выявленных ранее рисков, среди которых – вероятность дополнительных начислений по налогам в связи с предоставлением расширенного доступа к данным бухгалтерской и налоговой отчетности, непредсказуемость требований к раскрытию информации, предоставляемой в налоговый орган в режиме налогового мониторинга, и т. п.

Недавно проявленная ФНС России инициатива по обязательному переводу компаний государственного сектора на новый формат налогового контроля активно обсуждается бизнес-сообществом. Уже сейчас крупные игроки государственного сектора озадачены переходом на новый режим взаимодействия с налоговыми органами. Стоит отметить, что в число государственных компаний также входят и государственные банки. Бизнес-сообщество активно обсуждает тот факт, что переход банковского сектора на налоговый мониторинг не ограничится только государственными банками, поскольку у налоговых органов есть определенные ключевые показатели эффективности по увеличению числа участников налогового мониторинга из всех отраслей экономики.

Относительно позднее присоединение банков к новому режиму взаимодействия с налоговыми органами обусловлено спецификой их налогового учета. Основная сложность перехода на режим налогового мониторинга для банков, в частности, заключается в невозможности унификации вопросов налогообложения выплат физическим лицам и многообразия учетных систем, используемых для ведения налогового учета. Так, в одном банке может существовать несколько учетных систем, в каждой из которых отдельно собирается информация по налоговому учету: операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, сделок кредитования, хозяйственных договоров и т. д., что усложняет процесс автоматизации рутинных операций, поскольку в настоящее время отсутствует единое программное обеспечение, позволяющее объединить все процессы, присущие банковской деятельности, которые сейчас находятся в разных учетных системах.

По имеющимся сведениям, в настоящее время в отдельных случаях взаимодействие с налоговым органом в рамках режима налогового мониторинга осуществляется с применением телекоммуникационных каналов связи (далее – «ТКС»). Иными словами, в рамках проведения проверочных процедур налогоплательщики представляют налоговым органам учетную информацию в виде выгрузки данных из действующих у них учетных систем. Таким образом, порядок проведения налогового контроля качественно не изменился: проверки все еще осуществляются в прежнем режиме в виде выездных налоговых проверок. Однако такой порядок взаимодействия в рамках режима налогового мониторинга не соответствует ожиданиям налоговых органов.

Согласно комментариям представителя налоговых органов,  от будущих участников режима налогового мониторинга ожидается автоматизация рутинных операций путем разработки программного обеспечения, позволяющего обеспечить достаточный уровень проверки данных, представляемых налоговому органу, на предмет полноты и непротиворечивости. При этом использование указанного программного обеспечения ожидается и от банков, являющихся участниками режима налогового мониторинга в настоящий момент. Разработка такого автоматизированного решения, обеспечивающего возможность дистанционного обмена данными через «витрину данных» взамен ТКС, представляет собой достаточно длительный и затратный процесс, поскольку на данный момент четкое понимание того, как такая «витрина данных» должна быть организована, отсутствует. В этой связи, по нашему мнению, у тех банков, которые первыми приступят к диалогу с налоговым органом по вопросу механизма работы автоматизированной системы, функционирующей в рамках налогового мониторинга, будет возможность адаптировать такую систему к собственным нуждам.

Несомненно, новый формат взаимодействия с налоговыми органами будет развиваться и, в конечном итоге, приобретет императивный характер и для коммерческих банков. В этой связи банкам имеет смысл продумать план присоединения к режиму налогового мониторинга как можно раньше, поскольку банкам, присоединившимся к налоговому мониторингу позднее, понадобится обновлять учетные системы, принимая во внимание более жесткие требования налоговых органов.

Таким образом, постоянный контакт между банками и налоговыми органами, а также их взаимодействие в рамках разработки унифицированной автоматизированной системы могут повлиять на успешный переход банков на новый формат налогового контроля.

Текст: Юлия Орлова, Партнер, Департамент консультирования по налогообложению и праву, Компания «Делойт», СНГ
Софья Третьякова, Старший менеджер, Департамент консультирования по налогообложению и праву, Компания «Делойт», СНГ

Полностью материал опубликован в ноябрьском номере печатной версии Национального банковского журнала.


Юлия Орлова, Партнер, Департамент консультирования по налогообложению и праву, Компания «Делойт», СНГ


Софья Третьякова, Старший менеджер, Департамент консультирования по налогообложению и праву, Компания «Делойт», СНГ

Поделиться:
 

Возврат к списку