Аналитика и комментарии

25 ноября 2019

Павел САМИЕВ, Бизнесдром: Смена парадигмы: готовы ли страховщики к цифровизации?

Главными драйверами и трендами цифровизации страхования в ближайшие годы станет внедрение «бесшовных» и «безбумажных» процессов, применение телематики и удаленного мониторинга, расширение сфер применения анализа больших данных, чат-боты, создание экосистем. Страховщики могут получить огромный эффект этих внедрений, но могут и потерять часть рынка за счет выхода «бигтехов».

В первом полугодии 2019 года было собрано 739,3 млрд руб. страховых премий, прирост в целом составил всего 1% (годом ранее – 13,3%). Слабый рост может быть объяснен сокращением премий в страховании жизни (кроме страхования жизни заемщиков), которое на протяжении последних лет было драйвером рынка.  Без учета страхования жизни рост рынка составил 5,7%.

В портфеле страховых компаний по-прежнему наибольшую долю занимает страхование жизни, преимущественно ИСЖ, однако в 2019 году ситуация начала меняться: в первом полугодии доля сократилась на 3,3 п.п. до 24,8%. Рекордный прирост за последние шесть лет показало ДМС, это может быть объяснено популяризацией чекапов, развитием телемедицины. В рамках Форума лидеров страхового рынка состоялась панельная дискуссия о будущем страхового рынка, о том, какие факторы будут его определять. Генеральный директор «ГСК «Югория» Алексей Охлопков в своем выступлении рассказал: «Растет не корпоративное ДМС, а «банко-ДМС», причем из-за комиссий. Проблема высоких комиссий глубинная, для ее решения уже необходимо вмешательство регулятора. Второй момент – рост экономики на 1% в год, что сдерживает потенциал для роста компаний. Нужно повышать эффективность отрасли, снижать расходы, но регуляторная нагрузка только возрастает».

Из-за происходящих изменений в портфеле страховщиков будет меняться и структура каналов продаж. По итогам первого полугодия 2019 года доля банкострахования составила 34,2% (годом ранее – 32,5%). Рост данного канала во взносах страховщиков объясняется увеличением доли страхования заемщиков, которое реализуется через банки при заключении кредитных договоров, а также по-прежнему высокой долей инвестиционного страхования жизни. Доля страховых сборов, полученных с помощью агентов (физлиц, ИП), составляет 16,9% и продолжает снижаться. Через собственные сети страховые компании получили 26,7% всех сборов.

Генеральный директор ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни» Евгений Гуревич в своем выступлении отметил, что появление гарантирования в страховании жизни, аналогичного системе АСВ, – это шаг навстречу тому, чтобы рынок был прозрачным, понятным, стал наравне с другими инструментами. Высокая доля банковского канала продаж – это определенный этап развития рынка, который нужно пережить. Страховщики могут строить собственные сети, продавать через агентов. Агентский канал – это осознанные продажи, которые исключают мисселинг. Здесь речь идет не о простых коробочных продуктах со стандартным покрытием; когда мы говорим о жизни – самом важном для человека, то здесь правильно продавать сложные продукты. Мы видим возможность развития экосистемы, например, мы развиваем экосистему здорового образа жизни.

«Так как более 85% сбережений хранится в наличных и банковских депозитах, то ожидаемо, что в условиях падающих ставок именно банки стали предлагать клиентам альтернативные инструменты для инвестирования.

Инвестиционно-накопительные продукты – это финансовый инструмент управления сбережениями граждан. Маркетплейс идеален для продаж простых продуктов, а инвестиционные продукты сложные, требуют личного контакта с персональным финансовым советником, учитывающим финансовое состояние клиента, профиль риска, его средне- и долгосрочные цели. Именно поэтому банковский канал останется доминирующим, но будет расти и агентский канал, потому что настоящее финансовое планирование возможно только через индивидуальный подход», – рассказал на Форуме Алексей Руденко, генеральный директор СК «Росгосстрах Жизнь».

Продажи страховых продуктов через интернет в первом полугодии 2019 года составляют 4,5% всех страховых взносов (33,4 млрд рублей), доля взносов, по сравнению с 2018 годом, сократилась на 0,2 п.п. Стоит отметить, что снижение сборов, полученных через интернет, произошло только в ОСАГО, страховые сборы по всем остальным видам увеличились. Наибольший прирост показало страхование жизни (кроме пенсионного страхования) – 291%, а также страхование прочего имущества граждан – 160%. Основная доля электронных полисов все еще приходится на ОСАГО (89,4%), но она сокращается, еще 2,6% – страхование КАСКО, 1,8% – страхование прочего имущества граждан. На страховом рынке присутствует тенденция перехода от продаж через агентов и партнеров в офисах в цифровой канал продаж через собственные сайты, сайты-агрегаторы, многие страховщики адаптируют свои продукты к продаже через онлайн-канал, готовятся к запуску продаж через маркетплейс.

Генеральный директор ООО СК «Ингосстрах-Жизнь» Владимир Черников отметил, что каналы продаж – вопрос вторичный, так как это инструмент доставки. Очень важна внешняя среда: налоговый режим, идентификация, работа с персональными данными. Продукты страхования жизни клиентами не до конца исследованы, информацию о них необходимо доносить до потребителей. Несмотря на корректировку рынка в 2019 году, меняется среда, меняются потребности. Формирование доверительной среды – это также важный вопрос, в ее формировании должны принимать участие все представители рынка страхования, а также регулятор.

Председатель совета директоров Страхового дома ВСК Сергей Цикалюк разделил мнение, что потребителям необходимо рассказывать о деятельности страховых компаний и их продуктах. Он добавил, что на сегодняшний день уровень доверия к страховым компаниям в два раза ниже, чем к банкам. Такая ситуация сложилась потому, что люди до сих пор склонны думать, что компании по своей политике и стратегии не платят страхователям. Большинство компаний, наоборот, и в мыслях, и в действиях каждый день делают все, чтобы платить вовремя, платить как можно быстрее. Стоит доносить информацию до потребителей, как различать добросовестные страховые компании, а не ассоциировать их с теми, кто не производит выплаты.

Низкая доля продаж через интернет-канал однозначно не связана с менталитетом или недоверием к цифровым каналам. Низкое проникновение цифрового канала продаж в страховании связано с двумя факторами: законодательные ограничения, а также неудобство приобретения страхового полиса. На сегодняшний день сотрудничество со страховыми посредниками – сайтами-агрегаторами, интернет-магазинами – законодательно ограничено. Более того, при продаже полиса страхования жизни дороже 15 тысяч рублей необходима личная очная идентификации клиента – с помощью визита в офис, либо посредством встречи со страховым агентом. В текущем году стало возможным прохождение идентификации через банки, но этого недостаточно. Некоторые страховщики не предоставляют возможности клиентам на своем сайте в режиме онлайн произвести предварительный расчет, покупка полиса невозможна без предварительного согласования по телефону или личного общения с клиентским менеджером. Нет выстроенной экосистемы работы со страховщиком на всем цикле страховой услуги. Снятие ограничений на продажи электронных полисов посредниками, появление маркетплейсов и запуск через них продаж страховых продуктов, а также внедрение страховщиками новых ИТ-решений ускорят развитие онлайн канала. В свою очередь удаленная идентификация будет способствовать созданию экосистем вокруг страховых компаний. Необходимо не только реализовать продажу страховых полисов онлайн, но и обеспечить поддержку и ведение клиента на протяжении всего действия полиса через чат-боты, в мессенджерах, сделать возможным урегулирование онлайн.

Цифровизация в страховании касается не только онлайн продаж. Речь идет также о таких технологиях в страховании, как обработка больших данных, мобильные технологии, роботы-помощники, искусственный интеллект, решения в области кибербезопасности и интернет вещей. Цифровизация позволит использовать мобильную аналитику, сбор данных через мобильные сервисы и телематические устройства. Роботизация и искусственный интеллект помогают страховым компаниям быстро обрабатывать большие данные, автоматически и точнее считать тарифы, более точно управлять рисками. Также в цифровую эпоху появляются новые объекты и ситуации для страхования, например, страхование шеринга, страхование киберрисков. Благодаря искусственному интеллекту, станет возможным не только страхование новых рисков, но и предотвращение страховых случаев, например, путем ежедневного мониторинга состояния здоровья и предоставления индивидуальных рекомендаций.

По словам Филиппа Габунии, директора Департамента страхового рынка Банка России, диджитализация – это не фактор, это уже окружающая среда, и избежать новой реальности не получится. Страховым компаниям стоит помнить о двух направлениях развития. Первое – отношения с регулятором: онлайн-отчетность будет изменяться. Второе направление касается взаимодействия с клиентом. Банки уже давно предлагают онлайн-сервисы и мобильные приложения, страховщики в этом плане отстают.

Цифровые продукты могут стать точками роста как в части увеличения продаж, так и для улучшения сервиса. С помощью мобильных приложений, технологий умного страхования и интернета вещей страховщики получат неограниченное количество данных о страхователях, а клиенты, в свою очередь, получают персонализированные страховые предложения. Мобильное приложение формирует своеобразную экосистему вокруг клиента и обеспечивает полную омниканальность: начиная с покупки или продления полиса, заканчивая помощью при наступлении страхового случая и возмещению убытков онлайн. Мария Мальковская, председатель Комитета ВСС по электронной коммерции и цифровым сервисам, генеральный директор ООО СК «УРАЛСИБ Страхование» и АО СК «УРАЛСИБ Жизнь», рассказала о том, что страховые компании стоят перед выбором: либо они создают вокруг себя экосистему, в которой в том числе будут продукты с сервисными составляющими, либо  страховщики становятся актуарным центром, который дает свою лицензию в аренду. Сервисные продукты должны совпадать с потребностями клиентов, они облегчают жизнь, это относится как к личным видам страхования, так и к имущественным. Объем информации, который человек обрабатывает в течение дня, очень высокий, чтобы быть полезным человеку, нужна одна точка контакта – поэтому нет сомнения, что взаимодействие с клиентом должно осуществляться через экосистему.

Уже сейчас некоторые страховые компании предлагают индивидуальные страховые продукты, основанные на данных страхователя о манере вождения, образе жизни. Зарубежными компаниями реализованы страховые программы «по требованию» – они работают в определенные дни недели, например в выходные. В России для физических лиц такие страховые продукты еще не предлагаются, но для юрлиц-операторов каршеринга уже есть поминутное автокаско. Сергей Рябцов, управляющий директор Группа «Спутник», член совета директоров ООО «Группа Ренессанс страхование», поделился мнением, что одним из драйверов рынка страхования 2020 года будет медицинское страхование, в том числе ДМС. Этому будет способствовать цифровизация, технологичное предложение продуктов. Также драйверами станут страхование автотранспорта, а именно: страхование каршеринга, лизингового имущества, страхование транспорта юридических лиц. Президент АСЖ Сергей Перелыгин отметил, что клиент хочет получать клиентоориентированный продукт, но для этого нужны изменения, в том числе в части доступа к медицинским данным. Клиенты сами уже готовы этим делиться. Синергия медицины ОМС, ДМС, страховщиков жизни, в том числе в повышении благополучия населения, уровня роста жизни – это один из социальных ключей, который должен развиваться.

«В качестве драйвера личного страхования должен быть не какой-то вид, а клиентская ценность, цифровизация. По итогам года рынок сбалансируется, виды страхования, помимо ИСЖ, покажут рост. На страхование жизни, в особенности на ИСЖ, влияет множество факторов, в том числе насыщенность рынка другими финансовыми продуктами, успешность стратегий, ставки по депозитам, а также деятельность по борьбе с мисселингом, внедрение стандартов. В совокупности все это повлияло на ИСЖ: изменился продукт, изменилась технология продаж – это может привести к более осмысленному, качественному продукту», – так в своем выступлении сказал Виктор Дубровин, заместитель Генерального директора – Административный директор СК «Сбербанк страхование жизни».

Дмитрий Попов, и. о. генерального директора СК «Сбербанк страхование», обратил внимание на страхование имущества физлиц. Дмитрий отметил, что сейчас наблюдается рост сегмента, есть потенциал продолжения этой тенденции. Принятый закон о страховании имущества от ЧС большого объема взносов не принесет, но это серьезный шаг для популяризации идеи необходимости страхования имущества физлиц, при текущем низком уровне проникновения этого сегмента страхования. Более того, есть потенциал для дигитализации процессов, улучшения процедуры урегулирования убытков, урегулирования массовых убытков при чрезвычайных ситуациях.

В 2020 году ожидается, что структура продаж страховых продуктов поменяется незначительно. Продолжится тенденция приобретения страховых полисов онлайн, с появлением страховых продуктов на «витрине» маркетплейсов доля интернет-канала будет увеличиваться. Изменятся доли страховых компаний на рынке, с развитием маркетплейсов появится больше возможностей у средних игроков. Мы видим, что объемы страховых сборов через интернет увеличиваются, 11% приходятся не на ОСАГО, тренд продолжится. Потенциал роста продаж онлайн есть и в других видах. В ближайшие годы доля сборов, полученных через интернет, возрастет до 10%, в том числе благодаря удаленной идентификации и снятию ограничений на максимально допустимую стоимость электронного страхового полиса, приобретаемого клиентом самостоятельно. Главными драйверами и трендами цифровизации рынка страхования считаем применение телематики и мониторинга, в том числе использование встраиваемых и носимых устройств от автострахования до страхования жизни и ДМС, расширение сфер применения смарт-контрактов и технологий анализа больших данных.

Текст: Павел Самиев, генеральный директор Аналитического агентства «БизнесДром», председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам.

Полностью материал опубликован в ноябрьском номере печатной версии Национального банковского журнала.

Поделиться:
 

Возврат к списку