Аналитика и комментарии

11 сентября 2019

Анатолий Козлачков, АБР: «Большинство банков настаивает на том, чтобы была одна СРО»

11 сентября в Сочи стартует XVII Международный банковский форум, на котором рамках панельной дискуссии будет обсуждаться тема регулирования и саморегулирования на финансовом рынке. Диспут о создании СРО набирает обороты в банковских ассоциациях. На прошлой неделе свою точку зрения на сайте NBJ отстаивал вице-президент АРБ Юрий Кормош.  Сегодня своим взглядом по этой злободневной теме делится вице-президент Ассоциации банков России Анатолий Козлачков.

Анатолий Анатольевич, как на рынке встретили инициативу ЦБ о создании СРО?

— Мнения разделились примерно поровну. Этот факт свидетельствует о том, что в банковской системе по поводу создания саморегулируемой организации нет единства мнений. Некоторые банки-участники опроса высказывали мнения и «за», и «против». Надо сказать, что мнение этих банков наиболее показательно, потому что они, давая один голос «за», один «против», выявляли самые существенные признаки и принципы. Например, самое большое количество голосов «за» было подано с помощью такого аргумента: создание СРО придает больше гибкости и оперативности при дополнениях или корректировках нормативных актов, определяющих регулирование банковских функций. Имеются в виду, конечно, не нормативные акты регулятора, а построение системы стандартов и упрощенная система внесения в них изменений.

В качестве аргумента «за» кредитные организации указали, что ожидают повышения качества предоставляемых услуг и доверия к банковскому сектору со стороны потребителей. Повышенный уровень стандартизации услуг и требования, предъявляемые к ним, естественно, повысят доверие к банковской системе. Также банки указали на повышение цивилизованности рынка в связи с установлением единых правил, что можно признать совершенно точной оценкой ситуации, которая может сложиться.

— Аргументы против?

— Во-первых, многих беспокоит увеличение административной нагрузки на кредитные организации. Банки видят ситуацию таким образом: у них есть регулятор, а в ряде направлений деятельности он не один, например, в области защиты прав потребителей есть Роспотребнадзор. И с появлением саморегулируемой организации для многих кредитных организаций административная нагрузка представляется запредельной.

Следующий аргумент — повышение финансовых издержек в связи с содержанием СРО. Для всех банков очевидно, что стоимость СРО будет значительно выше, нежели стоимость содержания банковских ассоциаций. Некоторые участники опроса в анкетах так и написали: «Положительных аспектов не видим». Развивая вопрос о финансовой составляющей, банки опасаются, что если у СРО возникнет часть надзорных полномочий в форме надзора за своими стандартами, то это потребует пересмотра многих банковских бизнес-процессов, а это всегда влечет за собой дополнительные затраты.

Кроме того, кредитные организации беспокоятся, что эта реформа может затянуться на несколько лет. И ввиду сложной экономической обстановки дополнительная проблема в виде реформирования банковской системы в связи с введением СРО создаст дополнительные организационные трудности.

— Какие направления деятельности СРО войдут в понятие базовых стандартов?

— В понятие базовых входят стандарты по управлению рисками, стандарты корпоративного управления, внутреннего контроля, защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, а также стандарты совершения операций на финансовом рынке. Как показала практика, на сегодня организации небанковского финансового сектора освоили достаточно большой пласт стандартов. И насколько мы понимаем, и регулятор, и рынки довольны как происходит стандартизация финансового сектора саморегулируемыми организациями. С точки зрения законодателя, базовые стандарты — это что-то среднее между нормативным актом ЦБ и внутренним актом СРО.

— Почему?

— Базовые стандарты утверждаются Банком России и правовую силу получают, заимствуя юридическую силу от регулятора. А внутренние стандарты СРО не требуют утверждения регулятора.

— Какой вариант создания СРО, на Ваш взгляд, более удачный: на базе двух действующих ассоциаций, на базе одной объединительной ассоциации, трёх СРО с нуля?

— Мне представляется, что наиболее рациональный способ — на базе одной объединенной ассоциации. Большинство банков настаивает на том, чтобы была одна СРО. И регулятор склоняется, к мысли, что на банковском рынке должна быть одна организация. Единственный способ воплотить совокупную волю рынка и регулятора состоит в объединении ассоциаций. Но препятствием к реализации этого варианта могут быть технические проблемы, связанные с процедурой объединения, а также согласования интересов членов двух ассоциаций друг с другом.

— Как будет проходить мониторинг мнений банков по этому вопросу? Планируется ли совещание с ЦБ по этому вопросу, чтобы обменяться мнениями?

— В Ассоциации прошло уже три совещания банков с представителями ЦБ по этому поводу. На этих совещаниях, которые начались еще в прошлом году, регулятор ставил вопросы предварительного характера об объединении, о мнении банков. Постепенно на таких встречах продвигались к конкретным вопросам — в какой форме создавать, какие компетенции придать СРО, как на эти вопросы будут смотреть банки? На международном финансовом конгрессе в Питере председатель Банка России озвучила взгляд регулятора на саморегулирование банковского сектора. На банковском форуме в Сочи выделена отдельная сессия обсуждению этого вопроса. На ней выступит первый зампред Банка России Сергей Швецов. После Сочи регулятором будут приняты решение о том, каким путем необходимо двигаться. Сегодня понятно, что путь этот предполагает внесение законопроекта Госдуму, который уточняет закон о саморегулировании на финрынках с точки зрения необходимости распространения саморегулирования на банковский сектор. После того как закон будет внесен в Госдуму, банки примут энергичное участие в его обсуждении. И Ассоциация банков России будет предлагать свои новеллы, в частности, нам бы хотелось видеть больше участия СРО в нормотворческой деятельности, чем это сегодня заложено в законодательстве и, наверное, больше участия в выработке надзорных решений.

Беседовал Сергей Артемов.

В сентябрьском номере NBJ выйдет большой материал по этой проблематике, где мы предоставим возможность высказаться многим участникам этой важной для всего банковского сообщества дискуссии.

Поделиться:
 

Возврат к списку