Аналитика и комментарии

17 августа 2019

Монополии «съедят» всех, кто встанет им поперек дороги

В финансовой системе после укрупнения госбанков появились новые риски

По оценке ЦБ, российские банки впервые за полгода заработали более 1 трлн руб. против 643 млрд руб. годом ранее. По мнению экспертов, рекорд  состоялся во многом благодаря масштабной санации. У успеха имеется и обратная сторона: в результате укрупнения госбанков их рыночные доли и доходы растут значительно быстрее подавляющего большинства частных банков: 43% прибыли сектора обеспечил Сбербанк, заработавший за шесть месяцев 444,2 млрд руб.

Клиенты «по наследству»

В последнее время влияние игроков, находящихся под контролем государства, стремительно растет. Если в 2012 году на долю госбанков приходилось меньше трети активов, то к 2019 году этот показатель превысил две трети активов. Сейчас  в первой «десятке» (см. таблицу) частный сегмент представляют Альфа-банк, Юникредит банк и МКБ. «Открытие» и Промсвязьбанк принадлежат ЦБ (через Фонд консолидации банковского сектора).

На долю десяти крупнейших российских банков приходится около 70% совокупного размера активов. Семь лет назад общая доля банков из нынешнего топ-10 составляла только 51%.

Консолидация уже сказалась на доходах: на банки из первой десятки сейчас приходится больше 80% чистой прибыли всего сектора.

Большинство игроков укрупняются по двум причинам. Во-первых, тенденцию стимулируют действия Центробанка. Несмотря на заверения его руководителей о том, что большая часть пути по очищению российского банковского сектора от нежизнеспособных игроков пройдена, в 2018 году было отозвано больше банковских лицензий, чем в 2017-м.  Напомним, что в минувшем году лицензии потеряли 57 банков (в 2017 году – 47). Еще 17 банков ушли с рынка добровольно, а половина из них была поглощена более крупными и удачливыми конкурентами. По оценке ЦБ, недобросовестные игроки покидают рынок, а их клиенты «по наследству» переходят к крупным банкам, преимущественно к Сбербанку и ВТБ. Неслучайно именно их доли быстрее всего увеличивались за период 2012–2019 годов (на 4,5 п. п. и 4,4 п. п. соответственно).

Наиболее заметна на рынке слияний и поглощений группа ВТБ. Так, в 2013 году госбанк приобрел Транскредитбанк, в 2016 году – Банк Москвы. Новая серия приобретений последовала в конце 2018 – начале 2019 года. ВТБ стал ключевым акционером банка «Возрождение» (34-е место по размеру активов на начало 2019 года, 279,3 млрд руб.),

Запсибкомбанка и Саровбизнесбанка (54-е и 111-е место по активам, 132 млрд и 45,5 млрд руб. соответственно).

Активно работают на рынке M&A и другие госбанки. В 2016 году «Петрокоммерц» присоединился к ФК «Открытие». В конце прошлого года «Глобэкс» стал частью Связь-Банка, а санируемый банк «Рост» влился в «Траст», реорганизованный в банк непрофильных активов группы ФК «Открытие». В  январе 2019 года перестали работать Бинбанк и Бинбанк Диджитал, присоединенные к ФК «Открытие». В минувшем мае банк «ДОМ.РФ» (бывший «Российский капитал») завершил присоединение подконтрольного Социнвестбанка. Банк из Уфы, занимавший по итогам первого квартала по размеру активов 166-е место на рынке, прекратил свое существование в качестве самостоятельного кредитного учреждения. 

В мае Минфин предложил ЦБ засекретить слияния банков, чтобы защитить российских физических и юридических лиц от попадания под вторичные санкции США. Понятно, что ведомство, в первую очередь, беспокоится об интересах крупных банков, попавших под секторальные санкции США.

Еще одна важная причина укрупнения – стремление увеличить доходность бизнеса за счет сокращения издержек. Например, полтора года назад ВТБ успешно завершил юридические процедуры по присоединению «дочернего» розничного  банка ВТБ24. Как пояснил тогда президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин, состоявшееся присоединение сократило издержки и повысило эффективность работы объединенного банка. Общая экономия составила около 15 млрд руб. в год.

Разумеется, стремятся получить синергетический эффект от консолидации и частные банки. В конце 2018 года Совкомбанк присоединил РосЕвроБанк и более мелкий региональный СКИБ. В мае этого года аналогичную сделку в отношении Балтийского банка совершил Альфа-банк, а в июне – Росбанк: активно работавший на ипотечном рынке «ДельтаКредит» превратился в филиал  «Росбанк Дом». Под одной лицензией будут работать банк «Зенит» и присоединенные к нему альметьевский «Девон-кредит», Липецккомбанк, «Зенит Сочи» и Спиритбанк (Тульская область).

Мнение госбанков

Участники рынка по-разному оценивают последствия укрупнения. «Сейчас госбанки и квази-госбанки консолидировали порядка 75% активов банковской системы РФ. Но в целом это соответствует структуре российской экономики, где доминирует госсектор. Поэтому ничего удивительного в данной динамике нет», – полагает главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин. 

По его мнению, угроза монополизации рынка существует. Но Банк России за этим очень тщательно следит и стремится обеспечить доступность финансовых услуг для населения, МСБ, корпоративного сектора. «Например, мы видим, что в рознице снижаются средние ставки. Если в 2014 году средняя ставка по потребительским кредитам до года была 25%, то сейчас – 15%. При этом в 2014 году ключевая ставка ЦБ составляла 5,5%, а сейчас – 7,25%. Спред между ключевой ставкой и ставкой по «потребам» стал меньше почти в три раза. За счет чего?  Во-первых, ЦБ повысил коэффициент риска по потребкредитам с высокой ставкой, делая их невыгодными для участников рынка.  Во-вторых, обострилась конкуренция между госбанками, и они двигают ставки вниз», – пояснил Монастыршин.

Нельзя сказать, что госбанки имеют какие-то преференции, – считает главный аналитик ПСБ. По его оценке, регуляторные требования и условия игры одинаковые, не зависят от формы собственности. Для крупных госбанков, имеющих статус системно-значимых, со стороны ЦБ РФ предъявляются даже более жесткие требования по нормативам достаточности капитала и ликвидности, ограничивающие возможности роста бизнеса. «Среди частных банков есть успешные игроки, растущие быстрее рынка и быстрее госбанков. Это подтверждает, что возможности есть у всех. Все зависит от стратегической поддержки акционеров и эффективности топ-менеджеров банка», – отметил Дмитрий Монастыршин.  

Мнение частника

У представителей частного сектора преобладают более жесткие оценки. «Увеличение доли госбанков в банковской системе страны ведет к снижению конкуренции и падению эффективности работы кредитных учреждений, равно как и к ухудшению качества предоставляемых услуг, – сообщил председатель правления банка «Финам» Андрей Шульга. – Даже уровень участия государства в банковском бизнесе в 50% считается критически высоким. У нас же доля госбанков давно перевалила за 70%, а последние попытки оздоровления проблемных банков с использованием  Фонда консолидации банковского сектора приводят лишь к дальнейшему увеличению этой доли».

Как полагает банкир Шульга, Банк России, санирующий проблемные банки, не в состоянии потом их продать кому бы то ни было. И кредитные учреждения «повисают» на балансе регулятора. При этом каких-то эффективных и достаточно быстрых мер по изменению ситуации попросту не предвидится. Почему? Из-за неблагоприятного инвестиционного климата в России. «Никто из частных российских или иностранных банков не хочет приобретать отечественные кредитные учреждения, даже если они уже прошли оздоровление с помощью Центробанка. Ну не силой же раздавать эти банки?», – заметил банкир Андрей Шульга.

Независимая оценка

Критично смотрят на консолидацию и независимые эксперты. «Основной риск укрепления банков ровно такой же, как и укрупнения ритейла или нефтяных компаний: возможность диктовать рынку те условия, которые ключевой игрок считает нужными и интересными именно для себя. Здесь нет интересов потребителя или конечного получателя услуг, зато есть четкая цель заработать, пользуясь лидирующим положением на рынке», – подчеркнула старший аналитик «Информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

По ее мнению, опасность заключается в том, что укрепление конкретно банков способно отпугнуть нерезидентов и иностранный бизнес. Его и так старательно вытесняли отсюда годами, а при укреплении внутренних игроков иностранцы уйдут сами собой. Это ухудшает конкурентную среду и делает условия работы для банков спокойными, комфортными, но совершенно не способствующими качественному развитию и системы, и ее услуг.

«В подобных условиях и частным банкам работать некомфортно. Если говорить точнее, то работать в таких условиях почти бессмысленно: монополии «съедят» всех, кто встанет поперек дороги. Чтобы остановить монополизацию рынка, нужно стратегическое решение и изменение плана, а также отказ от постоянной «искусственной вентиляции легких» крупных банков: пусть научатся зарабатывать сами, как это делает множество их иностранных аналогов. Пока банковская система знает, что ее спасет или государство, или ВЭБ, или оба вместе, она не будет работать в полную мощность и на улучшение результата», – заключила Анна Бодрова.

Что дальше?  

Процесс сокращения числа игроков на рынке банковских услуг России не завершен, к концу года рынок покинут не менее 50 игроков, ожидают в «Эксперт РА». Основные причины сохраняются: нарушение «антиотмывочного» законодательства и проблемы с капиталом. При этом может усилиться тенденция добровольной сдачи лицензий.

По прогнозу Дмитрия Монастыршина, доля госбанков в ближайшие пять лет будет расти и дальше, ежегодно прибавляя 1-2%, в первую очередь, за счет стратегий госбанков, которые нацелены на рост бизнеса, и, во-вторых, за счет продолжающегося процесса очистки рынка. «Клиенты переходят в госбанки по многим факторам: из-за низких ставок и больших лимитов по кредитам, доступности отделений и банкоматов, продвинутых онлайн-сервисов», – добавил главный аналитик ПСБ.

«В ближайшее время нет оснований полагать, что ситуация существенно улучшится, – уверен председатель правления банка «Финам» Андрей Шульга. С его слов, перелом может произойти, только если сама структура российской экономики кардинально поменяется, произойдут радикальные перемены в правовой сфере, на порядки улучшится бизнес-климат в стране. А это все – вопрос далекого будущего.  «С другой стороны, сам Банк России вполне справедливо обеспокоен увеличением доли государственного участия в банковской сфере и старается предпринимать шаги, чтобы эта тенденция хотя бы не развивалась далее. Так что вряд ли мы в скором времени увидим уменьшение доли госбанков, но и роста, вроде бы, тоже быть не должно за счет усилий регулятора. Скорей всего, ситуация на какое-то время останется на текущем уровне», – заключил Шульга.

Текст: Сергей Артемов.

Полную версию этого материала читайте в печатной версии журнала (№ 7-8, июль-август 2019).

Поделиться:
 

Возврат к списку