Аналитика и комментарии

25 июля 2019

Валерий Курганов, «Проминстрах»: что мешает развитию телемедицины в России?

Законодательное регулирование телемедицины в России началось с 2018 года. Однако продвижение данной технологии столкнулось с рядом препятствий.   Для дальнейшего  развития этой сферы необходима корректировка правовой базы, считает Валерий Курганов, генеральный директор страховой компании «Проминстрах». По его мнению, необходимо предоставление возможности   постановки  диагноза по ряду заболеваний   при первичном обращении (кроме случаев, когда присутствие пациента  требуется в силу специфики осмотра, например, проведение пальпации у невролога)    и законодательное определение ответственности  врачей при оказании услуг онлайн.

Отдельные медицинские услуги оказываются в России дистанционно уже достаточно давно, но до 1 января 2018 года государственное регулирование в этой сфере отсутствовало. Закон определил порядок оказания медицинской помощи с использованием цифровых технологий, процессы идентификации ее участников и обмена документацией.

Мировой опыт свидетельствует о значительном потенциале этого сегмента – глобальный рынок телемедицины ежегодно увеличивается на 20-30 Возможность получить рекомендации врача, не тратя на это значительное количество времени и средств, делают телемедицину в России очень перспективной.

Внедрение телемедицинских технологий уже привело к ряду позитивных изменений, среди которых    можно выделить рост ценовой доступность качественных медицинских услуг за счет снижения стоимости ДМС. Средняя страховая премия за год сократилась почти на 7 тыс. рублей и по итогам первых трех месяцев 2019 года составила 25 тыс. рублей. При этом количество заключенных договоров по ДМС увеличилось более чем на треть. Помимо распространения полисов с франшизой, это связано с сокращением издержек страховщиков и соответствующей корректировкой тарифов. Медицинские консультации онлайн как правило стоят дешевле очных врачебных приемов. В среднем разница может составлять от 500 до 4000 тысяч рублей в зависимости от уровня специалиста и региона. По оценкам экспертов, около 70% врачебных консультаций проходят в рамках вторичного приема – а именно они составляют основную долю онлайн консультаций.

Закон содержит ряд положений,  изменение  которых может дать дополнительный стимул к развитию телемедицины в России. Например, постановка диагноза и назначение лечения возможны только после первичного очного осмотра. При дальнейших онлайн консультациях лечение может быть скорректировано. Если пациент хочет провести первичный прием дистанционно, то ему выдадут медицинское заключение без предварительного диагноза и назначенного лечения. С одной стороны, эта мера выглядит разумной: в ряде случаев для корректной постановки диагноза врач должен видеть пациента и иметь возможность провести необходимые манипуляции, осуществить которые онлайн нельзя. Несмотря на достаточно быстрое развитие технологий в медицинской сфере, провести, например, пальпацию с использованием телематических устройств пока невозможно. Однако по ряду заболеваний необходимость в офлайн-приемах в принципе отсутствует. Определение перечня диагнозов, которые могут быть поставлены онлайн, и набора данных, необходимых для их диагностирования, может стать важным шагом к дальнейшему развитию телемедицины. При этом для ряда удаленных поселений дистанционная диагностика заболеваний и получение необходимых планов лечения являются критическими в связи с труднодоступностью медицинских учреждений даже для их разового посещения. Безусловно, выявление и лечение наиболее сложных заболевания, которые не могут быть диагностированы без очного приема и дополнительных методов исследования, не должны быть отданы на откуп телемедицине.

Кроме того, ключевым элементом регулирования цифровых медицинских услуг должно стать законодательное определение ответственности за ошибки при проведении онлайн-консультаций, которые могут оказать влияние на жизнь и здоровье потерпевших, а также порядка их выявления. Сегодня отдельно этот вопрос никак не регулируется. Цифровизация медицинских услуг несет дополнительные риски, в том числе связанные с ведением медицинской документации, врачебной тайной и полнотой имеющейся информации, необходимой для выдачи медицинского заключения. Все это требует более детального внимания к вопросам профессиональной ответственности врачей перед пациентами. В новых реалиях необходимо развивать страхование профессиональной ответственности врачей, которое является обязательным во многих странах мира. С увеличением доли негосударственных клиник на рынке медицинских услуг наличие такой защиты обеспечит стабильность этого социально значимого сектора услуг, гарантирует независимую экспертизу и возмещение нанесенного вреда. При этом страхование покрывает материальные убытки, которые могут быть несоизмеримыми с оборотом частнопрактикующего врача.

 

Поделиться:
 

Возврат к списку