Аналитика и комментарии

24 апреля 2019

Игорь Юргенс: «Решительный бросок в реформировании экономики зависит только от нас»

Игорь Юргенс – один из тех, кого принято называть ключевыми фигурами. Он много лет возглавляет различные экспертные структуры, непосредственно работающие с российской властью. Знает нюансы о тех, кто регулирует главные настройки российской политики и экономики.

Не менее блестяще разбирается в психологии и мотивах поведения российского истеблишмента, хитросплетениях интересов отечественного и зарубежного крупного бизнеса.

Сегодня наряду с работой президентом Всероссийского союза страховщиков, член правления РСПП он выполняет многие общественные функции (например, является членом президентского Совета по правам человека) и продолжает возглавлять Институт современного развития. В интервью NBJ он обозначил некоторые актуальные вопросы сегодняшней повестки дня.

В настоящее время движение к депатернализации замедлилось

NBJ:Игорь Юрьевич, ваш взгляд на нынешнее состояние российской экономики?

И. Юргенс: Она находится в периоде незначительного роста. Два процента, о которых нам сообщает Министерство экономического развития, – рост ВВП в прошлом году – категорически не соответствуют тому видению экономики, которое в своих майских указах обозначил президент Владимир Путин, говоря о том, что в ближайшее время нам надо выйти на пятую строчку в списке стран по уровню ВВП.

Поэтому ускорение категорически и абсолютно необходимо. Объективные причины такого низкого роста и его дальнейшего снижения по итогам первого квартала текущего года связаны как с внешним давлением, которое, к сожалению, зависит не от отечественного производителя, правительства и экономических органов, так и с отсутствием решительного броска в реформировании, которое уже как раз зависит от нас.

План таких реформ был разработан, в частности, Центром стратегических разработок во главе с Алексеем Кудриным (тогда), доложен президенту и в целом одобрен, но его исполнение по основным направлениям мы пока не видим. Ни бюджетной реформы и маневров, ни других крупных вещей. Основные национальные проекты, которые также предусмотрены в этом плане, обозначены. И это движение в правильном направлении.

Но без крупных реформ в области бюджета, маневров с доходами и расходами, совершенствования госаппарата и целого ряда других дело вперед быстро не пойдет, соответственно, мы рискуем не выполнить указание о том, что становимся страной с пятым ВВП в мире.

NBJ:Каким вам видится ближайшее будущее страны?

И. Юргенс: То, что нам предсказывает Минэк и Росстат, – это небольшой рост в районе 1,5% до середины этого десятилетия. Соответственно, это отставание от ведущих стран. Потому что более высокими темпами развиваются не только США, у которых базовый уровень развития настолько высок, что там не догонишь, но и, безусловно, Китай – в три-четыре раза выше. И даже у Евросоюза, который, по собственному признанию, все-таки стагнирует, средний рост был выше, чем наш, предусмотренный на этот год.

Экономика, возможно, справилась с санкциями, как-то к ним адаптировалась и живет. В этом смысле мы не видим крупных рисков (социальных, экономических взрывов), но это не рывок, который был предусмотрен в Стратегии развития до 2024 года и далее.

NBJ:В 2010 году вы сказали нашумевшую фразу: «Только к 2015 году русский народ станет совместим со среднеевропейским». 2025 год уже не за горами. Успеем или нет?

И. Юргенс: Эта фраза была связана и с национальным развитием, и депатернализацией, которая предусматривалась тогда соответствующими планами и стратегиями президента (на тот момент Дмитрия Анатольевича Медведева). Это было написано в стратегическом плане и принято. Знаменитые «четыре И»: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции. И довольно быстрыми темпами мы туда двинулись. Депатернализация – это значит, что человек начинает мыслить, как в Западной Европе, он понимает, что есть правительство, но он сам способен решить свои проблемы и без него. Вот такая депатернализация к 2025 году была возможна тогда, потому что, повторяю, бывший президент Медведев и его правительство запустили тогда целый ряд крупных реформ, которые этому способствовали.

В настоящее время движение к депатернализации замедлилось. Государственный сектор расширился значительно (а депатернализация возможна только при быстром развитии частного сектора и ИП), эта тенденция развернулась практически полностью, происходит огосударствление сектора за сектором. Значительная роль силовых ведомств в том числе в развитии экономики – это факт жизни. Поэтому говорить сейчас о том, что было начато при Медведеве в 2010 году или продолжалось, является фактом жизни – нет, это скорее развернувшаяся в обратную сторону тенденция.

 

Рынок страхования получил ускорение. Существует потенциальный риск «пузыря»

NBJ: Что сегодня происходит на страховом рынке, в частности страхования жизни, и каковы ваши ожидания по динамике рынка и по темпам его роста?

И. Юргенс: Страхование жизни развивается, можно сказать, неестественно быстрыми темпами. По 50–60% в год – это потенциальный риск «пузыря» на этом рынке, и мы все понимаем, что в первую очередь это связано с инвестиционным страхованием жизни (ИСЖ), которое получило несколько искусственный рост в результате низкой инфляции и возможности, в частности, аффилированных с банками страховыми компаниями через свои кредитные учреждения предлагать продукт, который требует более глубокого изучения. Тем не менее рынок страхования жизни получил ускорение, в том числе классический рынок страхования жизни. Но мы внимательно следим за некоторыми перекосами и корректируем их.

Если говорить о страховании в целом, то оно развивается поступательными темпами, равными или немного обгоняющими темпы развития национальной экономики. Но мы, конечно, от нее зависим и с неким лагом будем повторять все те же тенденции, которые есть в экономике.

NBJ:Самые болевые, на ваш взгляд, точки реформы ОСАГО? Как вы оцениваете работу Банка России по мониторингу работы страховщиков на рынке ОСАГО?

И. Юргенс: Реформа ОСАГО сейчас находится в активной фазе: после изменения расчета коэффициента бонус-малус 1 апреля полностью вступил в силу первый этап либерализации тарифа, начало которому было положено 1 января 2019 года. Сейчас мы видим, что ситуация на рынке улучшается, вернулась конкуренция между страховщиками за клиента, и мы фиксируем снижение средней цены полиса ОСАГО. Например, за первые две недели марта она упала на 4%. За этими изменениями внимательно следят и РСА, и Центральный банк.

NBJ:Законотворческая деятельность в этой сфере: насколько эффективно осуществляются коммуникации страховщиков с законодателями и представителями Минфина, ведь впереди еще несколько этапов реформы? Нет ли опасений, что либерализацию ОСАГО «зарегулируют»?

И. Юргенс: Для успешного проведения последующих этапов потребуются законодательные изменения, их сейчас готовит Минфин. Речь идет о законопроекте, который предусматривает дальнейшее расширение тарифного коридора поэтапно – сначала на 30%, а затем на 40% вверх и вниз, и об отмене территориального коэффициента и коэффициента мощности при расчете стоимости полиса ОСАГО. При этом должны появиться коэффициенты, которые позволят страховщику устанавливать тариф в зависимости от стиля вождения конкретного автовладельца.

Этот закон вступит в силу не ранее чем через несколько лет – после прохождения всех этапов согласования в правительстве, Государственной думе, Совете Федерации и так далее. Однако по итогам мы получим полностью индивидуальные тарифы. Считаю такой формат работы эффективным.

Беседовал: Станислав Комаров

Полностью этот материал опубликован в апрельском номере Национального Банковского Журнала.

Поделиться:
 

Возврат к списку