Аналитика и комментарии

09 октября 2018

Конкуренция, концентрация и технологизация

Банковский форум в Сочи, который на протяжении уже нескольких десятков лет ежегодно проводит Ассоциация банков России, – одно из самых ожидаемых событий для банковской отрасли. Форум в некотором смысле знаменует собой открытие очередного делового сезона, поэтому на нем обсуждаются как уже подведенные итоги предыдущих периодов, так и планы на будущее, и аналитические прогнозы, и экспертные оценки по важнейшим и наиболее актуальным для банковской сферы темам. Не стал исключением из этого правила и XVI Международный банковский форум «Банки России – XXI век», прошедший в олимпийской столице нашей страны 6-8 сентября 2018 года. 

Их мало, но они очень крупные

Вопрос, который обсуждался в рамках практически всех пленарных сессий и круглых столов, можно было бы сформулировать так: возможно ли нормальное развитие конкуренции в условиях, когда ограниченное число банков контролирует огромную долю в различных сегментах банковской сферы? Ответы участников дискуссии оказались весьма различными.

Заместитель руководителя Федеральной Антимонопольной Службы Андрей Кашеваров поделился с собравшимися своей оценкой происходящего в банковской сфере. «В целом я надеюсь, что увеличение доли госбанков – это временное явление, связанное преимущественно с идущим сейчас процессом оздоровления банковской системы. Очевидно, что, пока он идет, клиенты склонны скорее выбирать банки с госучастием, поскольку лицензии отзываются преимущественно у банков с частным капиталом. Есть надежда, что, когда прецеденты отзыва лицензии станут менее частыми, чем сейчас, поведение клиентов при выборе обслуживающих банков изменится», – подчеркнул в своем выступлении Андрей Кашеваров.

Заместитель председателя Банка России Василий Поздышев в своем выступлении обратил внимание слушателей на то, что в данном случае мы имеем дело не с эксклюзивно российским явлением, а с тенденцией, которая наблюдается и в других странах мира. «Очевидно, что недостаточно эффективные банки не выдерживают конкурентной борьбы и либо уходят с рынка, либо поглощаются более успешными игроками. Если же смотреть на мир в целом, то мы видим, что у нас в банковской сфере уровень концентрации является средним, поскольку этот показатель составляет 59%. Конечно, есть страны, например, Германия, где уровень концентрации гораздо ниже (около 31%), но при этом есть государства, в которых он намного выше, например, в Греции (90%)», – отметил Василий Поздышев.

Однако, судя по выступлениям других спикеров, статистические выкладки, приведенные Заместителем председателя Банка России, их мало утешили, как, впрочем, и ссылки на мировой опыт. В качестве примера для подражания многие слушатели явно предпочли бы Германию, чем Грецию, где высокая концентрация активов в банковской системе стала результатом полномасштабного финансового кризиса, от последствий которого Греция только-только начинает оправляться.

Участники дискуссии отмечали, что, говоря о концентрации, также надо особо акцентировать внимание на том, что главными «концентраторами» в нынешних условиях становятся государственные банки. Это происходит и за счет облегченного доступа к бюджетным средствам, и своих собственных финансовых возможностей, и благодаря тому, что они, привлекая клиентов, могут в качестве конкурентного преимущества апеллировать к собственной устойчивости. 

Президент Ассоциации банков России Георгий Лунтовский отметил в своем выступлении, что сейчас звучат предложения запретить банкам в их рекламной кампании подчеркивать свою «близость к государству». Но он тут же признал, что вряд ли это сыграло хоть сколько-нибудь существенную роль: уровень финансовой грамотности в нашей стране таков, что клиенты, будь то физические или юридические лица, отлично знают, какие банки являются государственными, а какие нет. 

Заместитель председателя правления ПАО «Совкомбанк» Алексей Панферов в своем выступлении констатировал, что частные банки постоянно и активно конкурируют и с банками с госучастием, и со всеми остальными участниками рынка. «Лично я не вижу большой беды в росте доли госбанков. Куда более актуальной, на мой взгляд, является другая проблема, а именно то, что всем нам приходится конкурировать с одним игроком, чье положение на рынке имеет черты монополизма», – признал Заместитель председателя правления Совкомбанка. «И вторая проблема, которую я хотел бы указать, кроется в том, что нам приходится иметь дело с мифом, что госбанк – это всегда хорошо, а частные банки – всегда сомнительно. Тут не хватает риторики, в том числе и со стороны регулятора, о том, что среди частных банков есть высокоэффективные, динамично развивающиеся, надежные финансово-кредитные организации», – констатировал Алексей Панферов.

По мнению Представителя Совкомбанка, в сложившейся ситуации было бы разумным и желательным, если бы ЦБ, как регулятор рынка, и ФАС, как правительственная служба, непосредственно отвечающая за состояние конкуренции в нашей экономике, озвучили свои ориентиры насчет того, какая доля одного игрока в различных сегментах рынка является допустимой. «Для нас, как для людей, управляющих частными финансово-кредитными организациями, важно понимать, насколько мы в состоянии будем удовлетворить ожидания владельцев банков и акционеров с точки зрения прибыльности принадлежащих им активов. Именно поэтому я призываю сконцентрировать внимание именно на проблеме монопольного положения одного игрока, а не на вопросе о том, какую долю занимают топ-5 или топ-30 банков», – озвучил свое предложение Алексей Панферов.

Заместитель председателя правления АО «Альфа Банк» Владимир Сенин, со своей стороны, констатировал, что общее состояние нашей экономики таково, что инвесторы не хотят вкладывать средства в банковские активы. «В этих условиях, как мне кажется, регулятор рынка, ФАС, правительство должны максимально четко определить вектор развития, дать понять, какую модель и структуру рынка в будущем они считают оптимальными. Что я, со своей стороны, хотел бы предложить? Во-первых, необходимо на законодательном уровне закрепить за ЦБ ответственность за развитие конкуренции в банковской сфере. Во-вторых, на том же уровне нужно ограничить долю госбанков в различных сегментах рынка. В-третьих, госбанки следует рассматривать как институты развития. И в-четвертых, нужно создавать точки роста для частных банков. Одним из таких механизмов является регулятивная песочница, и я уверен, что он должен применяться шире, чем сейчас».

Владимир Сенин особо подчеркнул, что времени для принятия необходимых решений в рамках развития конкуренции или, скорее, восстановления нормального конкурентного поля в банковской сфере отпущено совсем немного. «Если ничего не изменится, то через 10-15 лет она будет представлять из себя структуру с очень ограниченным числом игроков. Пока еще не поздно переломить эту тенденцию с помощью мер, предложенных выше», – таким не слишком оптимистичным прогнозом завершил свое выступление Заместитель председателя правления Альфа-Банка.

«Возложим наши упованья…»

Различные меры по ограничению активности крупнейших банков и тем более финансово-кредитных организаций с мажоритарным участием государства – это либо мечта, либо как минимум задача, которую невозможно будет решить за день. Это так хотя бы потому, что предложенные меры, такие как ограничение возможности для госбанков приобретать новые банковские активы или уменьшение их доли в различных сегментах рынка, нуждаются в законодательном закреплении. При этом, как отмечали в кулуарах участники конференции, нет уверенности в том, что государство готово к такому шагу. Что же касается приватизации банков с госучастием, то и здесь возникает много вопросов: низкая маржинальность банковской деятельности и не слишком позитивная ситуация в экономике в целом препятствуют притоку инвестиций в банковский бизнес. Иными словами, сложно рассчитывать на то, что в сложившихся условиях государству удастся реализовать принадлежащие ему пакеты акций в банках по привлекательной цене.

Поэтому, как считают многие эксперты, необходимо искать иные пути решения проблемы избыточной концентрации и недостаточной конкуренции. И одним из них может стать развитие передовых технологий и создание на финансовом рынке высокотехнологичной инфраструктуры, которой могли бы пользоваться все участники рынка, независимо от размеров их бизнеса и «приближенности» к государству.

«Технологии уравнивают возможности малых, средних и крупных банков в конкурентной борьбе», – такую мысль высказал в своем выступлении Заместитель председателя правления ЗАО «ЦФТ» Андрей Фомичев. «В качестве примера я могу привести наше решение «ЦФТ-Банк», которое стоит на уровне бэк-офисов в банках разной величины, и таким образом можно говорить, что с этой точки зрения они находятся в равных условиях. Что же касается мобильных технологий, то мы видим примеры того, как до недавнего времени малые и средние банки благодаря их использованию вырвались вперед и теперь весьма известны на рынке и популярны для клиентов», – подчеркнул Андрей Фомичев.

Другим важным «уравнителем», по мнению представителя ЦФТ, является недавно заработавшая Единая биометрическая система. «Если мы представим, что через несколько лет значительная часть населения уже будет в этой базе, то легко вообразить, как банки «дотягиваются» до любых клиентов, невзирая на их местонахождение и не используя для этого офисы. В этом смысле ЕБС – это тот кольт из известного выражения, который уравнивает разных по своим возможностям и потенциалу людей», – резюмировал Андрей Фомичев.

Директор процессного офиса «Цифровая идентичность» ПАО «Ростелеком» Иван Беров, со своей стороны, отметил, что технологии приводят к тому, что ценовая конкуренция меняется на конкуренцию качества и доступности услуг. С одной стороны, это хорошо для банков, не входящих в топ-30 или в топ-50: в ценовой конкуренции они, безусловно, проигрывают своим более крупным коллегам, потому что им достается более дорогое фондирование. Что же касается конкуренции качества и доступности услуг, то ее малые и средние банки способны обеспечить. Но развитие технологий несет с собой не только преимущества, но и вызов: как отметил Иван Беров, в игру вступают небанковские платформы и компании, готовые аккумулировать максимальные объемы данных и создавать маркетплейсы, в рамках которых клиентам предлагаются в том числе и банковские услуги. 

Иван Беров, как и Андрей Фомичев, обратил внимание на то, какую роль в развитии конкуренции в банковской сфере может сыграть такой инструмент, как удаленная идентификация. «Мы видим широкое распространение бесконтактных платежей, увеличение объема услуг, получаемых в удаленном режиме. Конечно, при этом возникает вопрос достоверности идентификационных данных, что особенно актуально, когда речь идет о биометрии. Есть системы защиты, которые позволяют своевременно выявлять сфальсифицированные биометрические данные и своевременно удалять их из баз данных», – заявил представитель Ростелекома.

Какая ты, идеальная бизнес-модель?

Поскольку речь идет о конкуренции, тем более в стремительно меняющемся мире, в условиях снижения маржинальности банковского бизнеса и выхода на банковское поле иных, не финансово-кредитных компаний, нет ничего удивительного в том, что деловой завтрак, организованный инвестиционной компанией «Регион» и состоявшийся 7 сентября в рамках форума, был посвящен как раз теме поиска идеальной бизнес-модели. Ведь правильно выбранная бизнес-модель – это не только успех сейчас, но и задел на будущее и своего рода гарантия того, что банк сможет устоять в конкурентной борьбе, а при благополучном исходе дела и укрепить свои позиции на рынке.

Председатель совета директоров Ассоциации банков России Анатолий Аксаков, открывая деловой завтрак, отметил, что важно найти и понять, какая модель банковского бизнеса сейчас является наиболее оптимальной для банковских организаций. «Есть банки, которые видят будущее как маркетплейс, но, с другой стороны, на рынке есть и примеры успешных монолайнеров, которые, концентрируясь на предложении одного продукта, демонстрируют высокую эффективность бизнеса. В то же время все понимают, что в современном мире, независимо от бизнес-модели банков, огромное значение имеет развитие высоких технологий. В новом контексте возникает много вопросов, в том числе и к регулятору, в частности, должен ли он допускать вторжение небанковских технологических компаний в банковский бизнес», – отметил Председатель совета директоров Ассоциации банков России.

Председатель правления ЮниКредит Банка Михаил Алексеев, со своей стороны, отметил, что в рамках поиска новых бизнес-моделей очень четко прослеживается следующая тенденция: банки все более охотно занимаются реализацией небанковских продуктов и услуг. «Они уже достаточно долгое время продают небанковские продукты. Мы видим это, например, на практике финансово-кредитных организаций, активно развивающих private banking. Понятно, что должны быть те продукты, которые близки к банкам, например страховые. Для их реализации банковские каналы являются оптимальными и наиболее активно используемыми. Кроме того, в последнее время мы видим расширение продуктовых линеек за счет совсем небанковских продуктов, например, билетов на концерты, туристических путевок, авиабилетов и т. д. Один из российских банков в качестве одного из своих продуктов реализует объекты недвижимости. Я хочу особо подчеркнуть, что в данном случае речь не идет об ипотеке. Достаточно активно банки продают коммеморативные монеты, то есть фактически квазиденьги, сувениры, поскольку за такие монеты нельзя ничего ни купить, ни продать. Еще одна тенденция – продажа банками своих брендированных товаров. В последнее время мы замечаем такой вид услуги, когда вам предлагают откладывать деньги в специальные кошельки для покупки определенных видов товаров», – поделился своими наблюдениями с участниками делового завтрака Михаил Алексеев.
По мнению Главы ЮниКредит Банка, это объективный процесс. «К этому подталкивает, с одной стороны, цифровизация бизнеса, с другой, агрессивное проникновение в банковский бизнес сторонних игроков. Немалую роль играет и такой фактор, как сокращение маржи классической банковской деятельности. Пока все происходящее носит преимущественно нишевый характер, но лиха беда начало. Я полагаю, что недалек тот день, когда мы увидим, что эта тенденция становится более масштабной», – спрогнозировал Председатель правления ЮниКредит Банка.

Директор департамента развития финансового рынка ЦБ РФ Елена Чайковская, в отличие от многих других спикеров, высказала мнение, что думать о смене бизнес-модели надо было «вчера», и подняла проблему, которая еще недавно не слишком привлекала к себе внимание со стороны участников рынка, а сейчас является одной из наиболее обсуждаемых как в деловом сообществе, так и на уровне клиентов. «Процесс цифровизации уже идет, и под его влиянием, естественно, будет набирать силу модель маркетплейса. Надо понимать, что потребитель все меньше хочет в одном месте покупать «семечки», то есть определенные продукты и услуги, а в другом брать кредит для совершения этой покупки. Он желает одновременно совершать оба эти действия, то есть минимизировать свои временные затраты на совершение сделки. Главный вопрос в данном случае состоит в том, кто сделает общий прилавок для продажи «семечек». И еще: если потребителя не устроило качество «семечек» или он был уверен, что приобретал один их вид, а в итоге получил другой, то к кому он должен обращать свои претензии? С учетом этого мы пытаемся вместе с банками и небанковскими организациями написать стандарт добросовестной реализации продуктов в маркетплейсе, чтобы такие прецеденты не возникали», – пояснила свою позицию Елена Чайковская.

Проблема мисселинга, т.е. недобросовестных и некачественных продаж изначально вполне хорошего продукта, действительно становится все более актуальной, и это непосредственно связано с созданием и развитием маркетплейсов, с тем, что банки, как отметил Михаил Алексеев из ЮниКредит Банка, все чаще продают небанковские продукты, а небанковские организации все чаще реализуют непонятные для них банковские продукты. При этом, как подчеркнул Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута, эта проблема, так же как и высокая концентрация банковских активов «в руках» ограниченного числа участников рынка, не является чисто российской. 

«Во всем мире банки все больше по факту превращаются в супермаркеты, и эта тенденция явно будет продолжаться не один год. Растет количество людей, приобретающих банковские услуги онлайн, хотя, несмотря на это, все же многие клиенты по-прежнему предпочитают приходить в офисы. При этом они проявляют интерес и к небанковским продуктам, и тут возникает то, что мы называем мисселингом. 

Это серьезный вызов для наших банковских организаций, поэтому нам важно подготовить на него ответ», – высказал свое убеждение Михаил Мамута.

По мнению Руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, таким ответом может стать выработка стандарта по реализации финансовых продуктов. «В этом году мы с банками, страховыми компаниями, иными небанковскими финансовыми организациями подписали меморандум о разработке такого стандарта. Мы исходим из того, что мы можем совместными усилиями выработать модель реализации финансовых продуктов на основе лучших практик, пока не прибегая в этом вопросе к законодательным запретам и предписаниям», – резюмировал Михаил Мамута.

Естественно, что в рамках Международного банковского форума в Сочи был обсужден еще целый ряд важнейших тем для банковской и финансовой отрасли. Из выступлений участников, обсуждений и диалогов в кулуарах форума можно сделать вывод, что российская банковская сфера вступает в новую фазу своего развития и готовится к тому, что она сулит ей и новые вызовы, и достижения, и, возможно, новую конфигурацию и структуру.    

Поделиться:
 

Возврат к списку