Аналитика и комментарии

10 июля 2018

когда стремишься в «пятерку»

В день своей инаугурации президент России Владимир Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», в котором он поручил российскому правительству обеспечить вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира. Ту же амбициозную цель президент озвучил в своем выступлении на прошедшем в конце мая Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Насколько реализуема эта задача и что для этого необходимо сделать? С этими вопросами NBJ обратился к экспертам и аналитикам.
От статистической погрешности – к впечатляющему росту?

«Мы ставим перед собой самую серьезную задачу: к 2020 году войти в пятерку крупнейших экономик мира. Мы совершенно точно способны эту задачу решить и обязательно это сделаем», – таковы слова президента, сказанные им в его инаугурационной речи и с небольшими изменениями повторенные в ходе его выступления на ПМЭФ-2018.

«По нашим оценкам, в начале будущего года российская экономика должна полностью преодолеть последствия кризисного спада. Может быть, даже в конце этого года. Но уже сейчас мы вплотную работаем над долгосрочными планами и стратегией посткризисного развития, ставим перед собой амбициозную задачу – за предстоящее десятилетие ввести Россию в пятерку крупнейших экономик мира, а по ВВП на душу населения подняться с нынешних 19,7 к более чем 35 тыс. долларов на человека. Для достижения этих целей необходимо как минимум в два раза повысить производительность труда, а в несырьевых, высокотехнологичных сферах это еще большая планка, где-то в 3-4 раза», – конкретизировал Владимир Путин.

Как и каждый амбициозный план, этот проект потребует от государства солидных финансовых вливаний в экономику. Премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил депутатам, что для реализации наказа президента потребуется изыскать не менее 8 трлн рублей. Это довольно сложная задача для России, которая, хотя и прошла через острый период кризиса, еще не добилась восстановления устойчивого экономического роста. Поэтому нет ничего удивительного в том, что оценки экспертов по поводу озвученного плана российских властей неоднозначны. 

В первую очередь эксперты указывают на то, что обозначенный прорыв невозможен без резкого ускорения темпов экономического роста по сравнению с их нынешним уровнем. По словам главного экономиста Альфа-Банка Натальи Орловой, прогноз по росту экономики на этот год остается в банке на уровне всего 1% в год. Главный экономист компании «БКС Глобал Маркетс» Владимир Тихомиров подчеркивает, что для решения задачи, поставленной президентом перед правительством, нужны совсем иные показатели: российская экономика должна расти примерно на 5% в год. Стоит сразу отметить, что такие темпы роста наблюдались только очень короткий период – в 2004-2007 годах, а после кризиса 2008 года они больше «не вернулись».

«Среднемировой рост экономики сейчас составляет 3,9%, то есть мы должны подняться выше этой планки, чтобы войти в пятерку. Это значит, что увеличение должно быть как минимум на 4% в год, что весьма маловероятно», – говорит директор аналитического департамента компании «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.

«Вывести страну на показатели роста в ВВП на 4% в год, что требует глава государства, сейчас достаточно сложно. По итогам 2018 года прогнозы по темпу роста от ведущих международных аналитических центров находятся в интервале 1,5-2%. Восстановительный рост исчерпан, экономике нужны новые драйверы. Для их реализации нужно встраиваться в международные производственные цепочки. И если путь для интеграции с Западом сейчас закрыт, то с Китаем такие возможности есть», – указывает директор по развитию ООО «Цзюлунфу Торговля», председатель Комитета по финансовым услугам Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Дмитрий Толпыго.

Главный аналитик Промсвязьбанка Екатерина Крылова дает понять, что тоже не очень верит в реализуемость президентского наказа, но в то же время считает правильным то, что государственная власть ставит перед собой и перед страной такую высокую планку. 

«Амбициозные задачи – это всегда путь к улучшению, к развитию, поэтому даже если попасть именно в топ-5 не удастся, то, по крайней мере, получены ориентиры, которые позволят российской экономике расти, будут созданы условия для развития промышленности, поддержания инвестиционной активности, роста потребления и т.д.», – считает главный аналитик Промсвязьбанка.

Где взять силы для рывка?

Очевидно, что экономика не может расти всеми своими секторами с одинаковыми темпами. Очевидно и то, что в этом вопросе не стоит «изобретать велосипед»: можно воспользоваться опытом тех стран, которые в свое время удивили мир рекордными и, главное, продолжительными по времени темпами экономического роста. Некоторые из таких примеров как раз и приводят опрошенные NBJ эксперты.

«Для того чтобы задача, поставленная президентом, стала реальностью, нужны глобальные структурные реформы, начиная с экономики и заканчивая судебной системой. Также необходим форсированный рост инвестиций. Китай преодолел кризис 2008 года за счет масштабных инвестиций в инфраструктуру. Сейчас Россия планирует инициировать подобную политику, однако важно, чтобы деньги были вложены эффективно и гарантировали максимальный мультипликативный эффект для экономики. Также я считаю, что необходимо масштабное привлечение частных сбережений. В 2000-е годы экономика России росла быстрыми темпами в том числе благодаря западным инвестициям. Сейчас Россия может расти благодаря китайским инвестициям, которые уже начинают поступать в нашу экономику, – подчеркнул директор по развитию ООО «Цзюлунфу Торговля», председатель Комитета по финансовым услугам РАСПП Дмитрий Толпыго.

«России, раз уж она поставила перед собой такие амбициозные цели, необходимо поступать так, как это делают крупнейшие страны. В мире идет глобализация, и будущее – за теми странами, которые смогут получить максимальную выгоду от глобализации. Времена самоизоляции и «изобретения собственного велосипеда» прошли. Поэтому России нужно активно запустить процессы глобализации в экономике. Только один простой пример, что такое «игра в глобализацию»: в Африке есть спрос на продукцию машиностроения и вообще на товары с высокой добавленной стоимостью, но там нехватка денег. Поэтому нужно кредитовать африканские и другие слаборазвитые страны рублевыми кредитами под госгарантии с привязкой, что эти деньги пойдут на покупку только российской продукции машиностроения. Вот это и есть глобализация, когда производится экономическая экспансия в другие страны мира», – считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. 

Член Центрального дома ученых РАН, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ» Валерий Милованов указывает на то, что Россия, с одной стороны, должна извлекать уроки из печального опыта СССР, а с другой, не забывать о том, что есть государства, которые меньше всего хотят видеть ее в составе топ-5. 

«Прорывная риторика 2018 года напоминает призывы к перестройке и ускорению всех сторон жизни советского общества конца 1980-х годов. Дело закончилось неудачей в связи с отсутствием теоретического базиса преобразований. Ждали ракетно-ядерную, а получили морально-психологическую войну. Противник обыграл нас в интеллекте, который лежит в основе любого соревнования, тем более глобального, за лидерство на планете. В результате страна проиграла холодную войну, «перестройка» обернулась вассальной зависимостью от Запада и властью доллара. Современная политика и военная доктрина США нацелены на сохранение глобального лидерства своей страны. По тем или иным направлениям для нашего государства регулярно продуцируются санкции. Насаждается трансгуманизм. Россия постоянно обороняется, как правило, предпринимая зеркальные ответные шаги», – предупреждает эксперт. 

По ППС нам «дышат в спину»

Любой расчет ВВП включает в себя большое количество показателей, с учетом которых рассчитывается итоговая стоимость произведенных той или иной страной товаров и услуг. Важным является ППС – паритет покупательной способности населения. По последним расчетам, произведенным Международным валютным фондом (от 24 октября 2017), ВВП России по ППС к концу 2017 года впервые в истории должен был превысить отметку в 4 трлн долларов США. Если этот прогноз сбылся – а МВФ с тех пор не дезавуировал его, – то это означает следующее: Россия теперь является шестой по размеру экономикой мира и вплотную приближается к Германии, у которой ВВП по ППС составляет 4,15 трлн долларов. 

На сегодняшний день расклад является таким: первые пять мест по ППС устойчиво занимают Китай, США, Индия, Япония и Германия. При этом, как можно убедиться, идущая следом Россия совсем немного отстает от Германии. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин считает, что «нам в затылок дышат» прежде всего Бразилия и еще более агрессивно развивающаяся Индонезия. «Они, на мой взгляд, и будут главными конкурентами нашей страны в борьбе за место в «пятерке», – предупреждает Алексей Кудрин. 

«ВВП по паритету покупательной способности – это, наверное, единственный показатель, по которому Россия может войти в пятерку ведущих стран мира в обозримой перспективе. Сейчас РФ занимает в этом рейтинге шестое место. Если правительству удастся купировать ситуацию с разгоном цен на топливном рынке и удерживать инфляцию на уровне 3-4% в течение нескольких лет, а также сохранить существующий налоговый режим и увеличить объем инвестиций, то улучшить свои позиции России будет вполне по силам», – считает Дмитрий Толпыго (РАСПП).

«По состоянию на 2017 год Россия входила в топ-10 стран по размеру ВВП с учетом ППС, занимая пятое место, уступая Китаю, США, Индии и Японии. Если пересчитать с учетом ППС размер ВВП России на текущий год, то страна окажется на шестом месте между Германией и Индонезией. Если брать прогноз МВФ, который предполагает темпы роста российского ВВП на уровне 1,5% в год, то к 2024 году Россия спустится на седьмое место, уступив Индонезии. Для выполнения задачи войти в топ-5 через пять лет России необходимы темпы роста на уровне более 2,5% в год», – отмечает, со своей стороны, Екатерина Крылова (Промсвязьбанк).

«ППС – это всегда тема для споров. Ни для кого не является тайной, что доля теневой экономики в России значительно выше, чем в США, поэтому сравнивать инфляцию и обменный курс доллар/рубль без учета теневой экономики можно только условно. Хотя для наглядности и анализа ППС все равно очень хороший показатель. Особенно интересно получается, когда сравнивают зарплату в России и США по ППС», – обращает внимание Александр Охрименко (Украинский аналитический центр).

Эксперты не отрицают того, что санкции, введенные в то или иное время против нашей страны, оказали сдерживающее влияние на ее развитие. В то же время они отмечают, что российской экономике в существенной мере удалось приспособиться к уже действующим ограничительным мерам и выработать свои ответы на санкции. При этом, как напоминают аналитики, мировой опыт показывает, что сами по себе санкции не являются непреодолимым препятствием для экономического развития той или иной страны. Наиболее ярким тому примером является все тот же Китай, который с недавних пор является признанным ли­дером мира по размеру экономики. 

Размер имеет значение?

Эксперты не обошли вниманием вопросы общего состояния государства. Есть предположения, что страна для того, чтобы войти в топ-5, непременно должна быть крупной по территории, обладающей если не всеми, то большинством известных видов полезных ископаемых. Россия соответствуют этим характеристикам в полной мере, но далеко не все эксперты считают, что эти факторы могут сыграть решающую роль. По мнению многих аналитиков, гарантом успеха является развитие бизнес-структур, и если этот уровень является достаточно высоким, а экономика страны является достаточно диверсифицированной, то все остальное «приложится». 

«Приведу очевидный пример: Япония – сравнительно небольшое островное государство, но это один из лидеров мировой экономики. Европейские страны, например Франция, Италия, Германия, Великобритания, также не являются очень крупными государствами, но они признанные экономические лидеры. Показателен пример Южной Кореи, которая также построила мощную экономическую модель. Сейчас определяющими являются технологическая и техническая база. Не случайно Китай инициирует грандиозную программу Made in China 2025 в рамках четвертой индустриальной революции», – комментирует Дмитрий Толпыго (РАСПП).

«Не все зависит от размеров и наличия полезных ископаемых. В противном случае менее крупные страны не могли бы опережать Россию по размеру экономики. Крупность экономики определяется, например, по размеру ВВП или по размеру ВВП с учетом ППС и т.д.», – отмечает Екатерина Крылова (Промсвязьбанк).

«Основой любой экономики страны является крупный бизнес. Именно он задает драйв среднему и малому бизнесу. Россия может похвастаться успешными крупными компаниями. Чего только стоит Газпром. Фактически его можно назвать локомотивом, который тянет всю экономику России. Но для будущего нужно, чтобы таких гипермонстров в России было несколько, в том числе в сфере питания, финансах и даже ИТ-технологиях. Вот за такими крупными компаниями будущее», – считает Александр Охрименко (Украинский аналитический центр).

По мнению Дмитрия Толпыго, действительно принципиально важно, чтобы бизнес-структуры в государстве были развиты на высоком уровне, и это намного важнее, чем размер его территории или его богатство полезными ископаемыми. «Давайте сразу отметим для себя, что задача, которую анонсировал наш президент, стоит перед правительством уже далеко не первый год. Это планка, к которой оно будет стремиться. Важнее реальный набор инструментов, с помощью которых оно планирует достичь цели. Дисбаланс возможен, если будут проведены масштабные государственные инвестиции в инфраструктуру, которая в дальнейшем не будет пользоваться спросом. Также правительство анонсировало рост расходов на образование и здравоохранение, но они не дают быструю отдачу в росте ВВП», – считает Дмитрий Толпыго (РАСПП). 

«Попадание в топ-5 лидеров экономики буквально означает вхождение в пятерку лошадей, тянущих вектор прогресса человечества», – считает Валерий Милованов (Общевойсковая академия ВС РФ). Было бы престижным оказаться в «клубе сильных», но эта цель не может быть достигнута только с помощью деклараций. Здесь действительно на повестке дня оказывается целый ряд очень серьезных вопросов: как должна быть перестроена работа финансовой системы, необходимы ли изменения в налого­обложении, как должны быть скорректированы механизмы господдержки, следует ли сохранить бюджетное правило и т.д. Но, как резюмируют эксперты, стремиться в топ-5 в любом случае надо, потому что в быстро меняющемся мире опоздание может растянуться на десятилетия.     

Поделиться:
 

Возврат к списку