Аналитика и комментарии

13 июня 2018

ПМЭФ-2018: мир приветствует нового лидера

На ПМЭФ-2014 обсуждалось, как России следует противостоять санкциям, которые тогда еще вводились преимущественно в «точечном режиме». На ПМЭФ-2015 и ПМЭФ-2016 – как выводить национальную экономику из кризиса и находить для нее «точки роста». И если ПМЭФ-2017 можно было рассматривать как первое посткризисное мероприятие такого уровня, то Петербургский международный экономический форум, очевидно, стал форумом победителей. О кризисе на нем практически не вспоминали, о санкциях – преимущественно в том контексте, что теперь они касаются не только России, но и многих других стран, которые до этого даже не подозревали о такой возможности. И одной из главных особенностей ПМЭФ-2018 стало наглядное изменение отношения к России со стороны как мирового бизнеса, так и различных государств. 

«Оттепель», пришедшая извне, и суверенитет, сохраненный внутри

Все без исключения СМИ – как российские, так и иностранные – в качестве одной из сенсаций ПМЭФ-2018 отметили участие в форуме президента Франции Эммануэля Макрона, премьер-министра Японии Синдзэ Абэ и директора-распорядителя Международного валютного фонда Кристины Лагард. Казалось бы, что после очередного обострения отношений с коллективным Западом, вызванного «делом Скрипалей», на площадке ПМЭФ не будут присутствовать руководители стран и организаций, занимавших до недавнего времени жесткую позицию по отношению к России. И звучали голоса, что вряд ли на ПМЭФ приедет руководитель второй по величине и уровню влияния страны ЕС – Франции, тем более что совсем недавно Эммануэль Макрон посетил с официальным визитом США, где выразил свою полную поддержку внешнеполитическому курсу американской администрации, в том числе и по отношению к России. 

Но президент Франции, вопреки слухам и опасениям, не просто приехал на ПМЭФ: наблюдатели отметили, что Эммануэль Макрон держался подчеркнуто вежливо и благожелательно, а в его заявлениях звучали не только комплиментарные, но и извинительные нотки в адрес России. Так, президент Франции признал, что НАТО совершило ошибку, обманув доверие России после распада СССР, и что именно наша страна является одним из новых мировых лидеров – во всяком случае когда речь, например, идет об урегулировании ситуации на Ближнем Востоке. 

Также Макрон выразил желание, чтобы экономическое сотрудничество между возглавляемой им страной и Россией развивалось более успешно, и озвучил надежду на то, что Франция в недалеком будущем сможет стать «инвестором номер один» в российскую экономику. Президент РФ Владимир Путин в ответ на это указал, что на сегодняшний день эту позицию занимает Китай и Франции придется очень постараться, чтобы потеснить с этого пьедестала азиатскую страну. Это будет сложно хотя бы потому, что пока объемы французских инвестиций невелики и одна финская компания в прошлом году внесла в развитие своего производства в России более чем треть от совокупных вложений французского бизнеса (6 млрд евро против 15 млрд евро).

Было очевидным, что зарубежных гостей волновали прежде всего геополитические вопросы, и это неудивительно, если учесть, что ПМЭФ проходил на фоне расторжения США иранской ядерной сделки и угроз со стороны США ввести санкции против тех, кто не подчинится их решению. Поэтому актуальными оказались как проблемы эффективности ныне существующих международных институтов (например, ВТО), так и вопросы экономической и политической безопасности многих стран. И, конечно же, одной из самых актуальных тем, важность которой подчеркнул Владимир Путин, было сохранение и укрепление суверенитета, – ибо, как подчеркнул в своем выступлении на пленарной сессии президент, именно суверенитет позволяет государствам принимать решения, отвечающие их политическим и экономическим интересам. «Для нас безусловной ценностью является сохранение государственного суверенитета и национальной идентичности, при этом мы нацелены на то, чтобы войти в число наиболее быстро экономически развивающихся стран», – уточнил глава российского государства.

Когда мир полон вызовов и «разломов», вызванных идущими в нем глобальными переменами, особую важность, как пояснил Владимир Путин, приобретает неформальный диалог. «Вся система международных отношений проходит испытание на прочность, – констатировал в своем выступлении президент России. – В своем развитии мы планируем опираться на наш человеческий потенциал, готовы адаптировать лучший мировой опыт, и мы намерены действовать, исходя из своих национальных интересов. Это естественно, но свои национальные интересы можно продвигать по-разному – игнорируя интересы других стран или учитывая их. На крупных государствах в этом отношении лежит большая ответственность, и, конечно же, нам небезразлично то, как развивается геополитическая ситуация в мире».

Глава российского государства также обратил внимание слушателей на то, что до недавнего времени в основе мировой экономики лежали два принципа: свобода предпринимательства, торговли и движения капиталов, а также приверженность соглашениям. «Однако же сегодня мы наблюдаем даже не эрозию, а подрыв этих основ, правилом становится нарушение правил. Я хочу обратить внимание на показательный факт: еще недавно каждая встреча «большой двадцатки» заканчивалась заявлением о невведении новых барьеров в торговле. Теперь не удается договориться даже о таком символическом заявлении. И, наконец, если прежде в ходу были классические формы протекционизма, то сегодня речь идет о его новой версии, об использовании надуманных предлогов для подавления конкурентов или вымогательства уступок с их стороны. Санкции начинают применяться даже по отношению к тем, кто был уверен, что их-то подобные проблемы обойдут стороной», – резюмировал Владимир Путин.

Нет политического лидерства без экономической мощи

Этот тезис красной нитью проходил через многие тематические сессии, в том числе и одну из первых из них, которая состоялась 24 мая и называлась «Российская экономика на траектории роста: вызовы и решения». Вопросы, которые рассматривались в рамках нее, действительно относились к числу самых актуальных: как добиться того, чтобы национальная экономика стала демонстрировать более убедительный рост, чем 1-2% в год; какие есть в распоряжении правительства источники финансирования новой экономической программы, анонсированной президентом РФ после инаугурации (напомним, что речь идет о 8 трлн рублей, которые должны быть вложены в развитие экономики в течение шестилетней президентской каденции); насколько наша банковская система готова к тому, чтобы стать активным участником экономического роста, и многие другие.

Наиболее подробно ответил на начальный вопрос первый заместитель председателя правительства, министр финансов РФ Антон Силуанов. «Что касается России, то мы видим, что у нас экономика растет не так быстро, как в мире, и тому есть ряд причин. Прежде всего, давайте определимся, что такое рост. Это в первую очередь желание вкладывать средства, совершать инвестиции, развивать бизнес, и государство должно создать условия для того, чтобы это было не только возможным, но и желательным с точки зрения инвесторов. Безусловно, когда речь идет об инвестициях, нельзя уповать только на бюджетные деньги, необходимо привлекать частные капиталы. А тут уже необходима «настройка», то есть конкретные действия со стороны государства», – подчеркнул первый вице-премьер. И добавил: «Мы стараемся упростить условия взаимодействия с предпринимателями, стараемся сделать так, чтобы наша налоговая система была стабильной и предсказуемой, чтобы можно было вывести из тени «серую» часть нашей экономики. Мы планируем создать специальный ресурс для вложений в инфраструктуру: начиная с 2019 года, мы будем организовывать фонд, благодаря которому будут массированно увеличиваться государственные вложения в этот сегмент. Конечно, есть и другие шаги, например, совершенствование валютного законодательства, гарантии для бизнеса, вкладывающего средства в развитие экономики, и т.д. Хочу еще раз подчеркнуть, что частные вложения – главный источник развития экономики. И они должны быть длинными».

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина в своем выступлении обратила внимание слушателей на то, что ключевой вопрос следует формулировать так: смогут ли дополнительные государственные расходы увеличить темпы экономического роста в нашей стране? «Любой фискальный стимул без проведения структурных реформ может привести не к увеличению 
темпов роста экономики, а к ее перегреву, ускорению инфляции и другим неблагоприятным последствиям. Поэтому нас интересуют как источники формирования этих средств, так и то, как они будут использоваться. Что касается источников, то есть такой путь, как расходование нефтяных сверхдоходов. Второй источник – повышение уровня заимствований. По первому источнику у нас есть жесткое бюджетное правило, по второму важно, чтобы повышение уровня заимствований было прогнозируемым. Плюс к этому важно понять, о каких заимствованиях идет речь – внешних или внутренних», – пояснила глава Банка России.

По мнению Эльвиры Набиуллиной, есть еще один момент, на который нужно уже сейчас обращать пристальное внимание, а именно сможем ли мы получить мультиплицирующий эффект. Иными словами, помогут ли государственные вложения активизировать приток в экономику частных инвестиций или произойдет эффект замещения, когда государственные вложения вытеснят частные. «От того, какими будут ответы на эти вопросы, будет во многом зависеть и то, каким будет эффект на инфляцию, на другие макроэкономические показатели», – предупредила глава финансового мегарегулятора.

Очень интересным, хотя и, как обычно, несколько скептическим, было выступление в рамках той же сессии нового главы Счетной палаты (СП) РФ Алексея Кудрина. «Президент сказал, что нам надо за 6 лет поднять долю инновационных компаний до 50% от общего количества фирм, зарегистрированных и работающих в России. Должен сказать, что сейчас этот показатель не превышает 8%. Что же должно сделать правительство, чтобы произошел такой рывок? Очевидно, что речь априори должна идти об очень смелых шагах: количество предпринимателей, готовых заняться инновационным бизнесом, должно увеличиться в два-три раза, а это невозможно, если все останется так, как есть сейчас», – подчеркнул глава СП. 

По его мнению, для того чтобы экономика совершила рывок из того стагнационного состояния, в котором она сейчас пребывает, надо прежде всего удвоить несырьевой экспорт как минимум к 2024 году. «Мы все уже убедились в том, что сырьевой экспорт не выводит нашу экономику на высокие темпы роста. Надо увеличить, причем радикально, количество компаний, выходящих со своей продукцией на внешние рынки. Причина та же: компании, ориентированные на внутренний рынок, не дают роста экономики на высокие темпы роста. Третий момент – административная нагрузка: по нашим расчетам, ее необходимо снизить как минимум в два раза. Вот такого масштаба изменения нам сегодня нужны. И первое, с чего надо начинать, это реформа государственного управления. Надо менять само понимание этого термина и еще одного – эффективность государственных расходов. Это очень серьезная задача, которая должна решаться в ходе стратегического аудита», – резюмировал Алексей Кудрин.

Как должно функционировать государство?

Это тоже был один из вопросов, которому на ПМЭФ уделялось повышенное внимание, потому что все понимают, что в России экономика в значительной мере является государственной. При этом доля участия государства в ней за период с 2014 года по настоящий момент существенно возросла, что становится очевидным, например, при взгляде на новую структуру банковского сектора. Соответственно, от того, насколько эффективно будет функционировать государственный аппарат как на центральном, так и на региональных уровнях, во многом зависит то, будут ли достигнуты те амбициозные цели, которые анонсировал президент Владимир Путин. В частности, удастся ли за сравнительно короткий временной период вывести Россию в число наиболее экономически развитых и сильных стран.

Первый заместитель председателя правительства, министр финансов Антон Силуанов выразил уверенность в том, что новое правительство и вся государственная система будут работать более эффективно в случае перехода от реализации госпрограмм к «проектному подходу». «Фактически речь идет о стандартном проектном управлении, и мне оно представляется более эффективным, чем формулирование федеральных программ, поскольку в проектах цели «не размазаны», они конкретны, под них предусматривается четкий объем ресурсов и не менее точно прописан контроль над их исполнением. В чем еще были проблемы ранее? В том, что в последнее время мы приводили бюджет к тем реалиям, которые мы имели, то есть занимались бюджетной консолидацией. Каждый год нам приходилось сокращать расходы, исходя из потребности балансировать бюджет. Сейчас этот период пройден, у нас больше нет такой необходимости, есть достаточно стабильные источники, необходимые для реализации приоритетных проектов», – подчеркнул в своем выступлении в рамках состоявшейся 25 мая сессии «Как реализовать стратегические задачи?» первый вице-премьер.

Президент, председатель правления Сбербанка России Герман Греф, со своей стороны, поделился своим мнением по существу затронутого вопроса и своим опытом реализации проектного подхода на «поле» одной из крупнейших российских финансово-кредитных организаций. «В госуправлении всегда очень тяжело находить консенсус: есть большое количество людей, стремящихся к  решению проблемы, и есть не меньшее число тех, кто в этом не заинтересован. Соответственно, тут критически важно иметь четкий порядок принятия решения. Если посмотреть на наше место в текущем рейтинге госуправления, то данные неутешительные – мы находимся всего на 104-м месте в мире. Ситуация осложняется и бурным развитием диджитальной эпохи: нам придется не только реформировать систему госуправления, но и попутно отвечать на новые, постоянно нарастающие вызовы», – предупредил он. И добавил: «Для того чтобы создать гибкую систему управления, необходимо в первую очередь очень ясно сформулировать наши цели. Мы должны начать мыслить не процессами, а результатами. К сожалению, на сегодняшний день вся система нашего государственного управления заточена именно на процессы, сегодня чиновнику выгоднее не принимать решения вообще, чем делать это, возможно, беря на себя ответственность за совершенные при этом ошибки. И, конечно, надо менять time-to-market – время на выработку решения, на вывод нового государственного продукта и/или сервиса на рынок. И еще один момент – должна быть готовность отойти от первоначального плана. Не страшно совершить ошибку, страшно оставить ее без исправления».

Заместитель министра экономического развития Савва Шишов рассказал о том, какие предложения его ведомство подготовило для правительства с точки зрения разработки проектного подхода. «Мы определили пять «ударов» или, точнее, пять направлений, по которым следует осуществлять совершенствование процесса государственного управления. Первый «удар», или, точнее, первое направление удара – все, что связано с регуляторикой: у нас сейчас очень жесткая система, связанная с какими-либо изменениями и/или нововведениями. Процесс изменений занимают два-три года от их разработки и согласования до реализации. Возникает резонный вопрос, являются ли такие изменения актуальными через два-три года?

Второй «удар» – это госуслуги. Сейчас они оказываются на качественно ином уровне, чем раньше. Да, в МФЦ комфортно, граждане довольны, но что за этой витриной? Бумаги, с которыми курьеры ездят из одного ведомства в другое. Если мы сможем обеспечить цифровые услуги юридически значимыми данными, то мы сможем отказаться от огромного расхода ресурсов, в том числе и трудовых.
Третий «удар» – контроль и надзор. Прорывным шагом, на наш взгляд, должна стать качественная работа с данными. Контролеры не должны ходить повсеместно, они должны ходить туда, где высоки риски. И как должна оцениваеться работа контролеров? Не по количеству их визитов, а по результатам их деятельности.

Четвертый «удар» – создание единой национальной системы управления данными. Без нее, без создания понятных и четких механизмов использования данных и государственными структурами, и коммерческими организациями тоже ничего не получится.

И пятый «удар» – кадры. Это самая больная тема: без качественных кадров мы ничего сделать не сможем, даже в условиях цифровизации экономики. Можно сколько угодно об этом разговаривать, но действовать надо на практике, необходимо создавать команды на местах, что мы и делаем».

Как должна функционировать банковская система?

Раз речь идет о том, что России жизненно необходимо в нынешних сложных условиях нарастить не только оборонную, но и экономическую мощь, то тут, конечно же, нельзя обойтись без здорового и эффективно работающего банковского сектора. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина в своем выступлении подчеркнула, что как раз произведенная регулятором (и продолжающаяся сейчас) очистка банковского «поля» позволила создать такой сектор. «Я хочу отметить важную перемену – в результате «очистки» системы капитал банков стал более чистым. Ни для кого не является секретом то, что во многих случаях мы обнаруживали, что банки не имели реальный капитал. Мы провели в этом вопросе значительную часть работы как регулятор рынка. В то же время я должна сказать, что процесс оздоровления системы еще не доведен до конца и будет продолжен еще какое-то время. Но уже сейчас можно утверждать, что с точки зрения капитала и ликвидности банковская система готова эффективно финансировать экономику», – заявила председатель Банка России.

На фоне вполне здоровых и нормально функционирующих банков есть и те, которые были выведены с рынка как нежизнеспособные и/или недобросовестные. Кроме них, есть и кредитные организации, проходящие сейчас через процедуру санации. Как раз им и их дальнейшей судьбе была посвящена еще одна тематическая сессия, состоявшаяся в рамках ПМЭФ-2018 «Вторая жизнь банковских активов. Новые возможности для инвестирования». Заместитель председателя Банка России Василий Поздышев в своем выступлении подробно рассказал о преимуществах новой санационной модели по сравнению с той, которая действовала в России до недавнего времени. «Исторически у нас существовал только один механизм финансового оздоровления, который подра­зумевал привлечение частного инвестора к процессу оздоровления. Справедливости ради надо сказать, что называть его инвестором не совсем корректно, поскольку организация, выступающая в качестве санатора, ничего не вкладывала в санируемый объект, а получала льготный кредит на проведение санационных процедур. Как вы знаете, этот механизм был признан неэффективным главным образом потому, что инвесторы-санаторы пытались в большинстве случаев решать с помощью льготных кредитов проблемы собственные, а не санируемых организаций», – пояснил Василий Поздышев.

В прошлом году, напомнил зампред ЦБ РФ, у нас заработал новый механизм оздоровления. По нему ЦБ становится собственником как минимум на 75% проблемной организации и вводит временную администрацию, в задачу которой входит обеспечение непрерывности деятельности банков и очень быстрая инвентаризация активов банков. Также временная администрация обязана провести все необходимые процедуры в рамках докапитализации и все требуемые мероприятия для продажи этого уже докапитализированного банка рынку в лице одного или нескольких частных инвесторов. 
«Сегодня уже можно подвести некоторые итоги. Мы имели несколько крупных банков, страдающих от недостатка капитала и проблем с ликвидностью, причем в ряде случаев эти проблемы носили хронический характер. При этом некоторые из этих банков сами выступали в роли санаторов. К концу прошлого года мы имели общий объем проблемных финансовых активов на 7 трлн рублей. К началу 2018 года нам удалось выстроить на базе ФК «Открытие» крупную и здоровую докапитализированную группу, к которой уже в скором времени будет присоединен Бинбанк», – подчеркнул Василий Поздышев.

Отдельно зампред ЦБ остановился и на вопросе создания в России так называемого «плохого банка», в котором могли бы аккумулироваться с балансов коммерческих банков проблемные активы. «Мы полагаем, что в этом проекте, который будет реализовываться под эгидой Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС), есть большой потенциал. Должен сказать, что этот фонд, который планируется создать на базе двух банков, не будет сам являться банковской организацией. Он не будет привлекать пассивы, не будет заниматься кредитованием, его функции будут заключаться в том, чтобы «переупаковывать» проблемные активы и выставлять их на рынок для продажи. Мы планируем, что общий объем этого фонда составит около 2 трлн рублей и он будет работать в течение 3-5 лет», – пояснил Василий Поздышев.

Благодаря реализации этого проекта, как надеются эксперты, России удастся избежать появления и масштабирования такого явления, как «банки-зомби»». Поэтому неудивительно то, что идея создания «плохого банка» вызывает весьма оживленный интерес в экспертном сообществе. Глава Комитета по финансовым рынкам Госдумы РФ Анатолий Аксаков также высказал свое мнение по этому вопросу. «Как уже было ранее сказано, эту структуру планируется создать на базе двух организаций, которые, в свою очередь, оказались с недавних пор под управлением ФКБС. И что эта структура не будет банком. Проблема в том, что по ныне действующему законодательству тут есть риск возникновения юридической коллизии: если эта структура не банк, то у нее должна быть отозвана банковская лицензия. Если же это произойдет, то банки, на базе которых создается эта структура, должны будут в тот же момент прекратить свое существование. Я считаю, что эту коллизию также необходимо урегулировать, внеся соответствующие изменения в законодательство».

Конечно же, перечислить все вопросы, которые рассматривались в ходе ПМЭФ, и дать даже по короткой цитате из всех выступлений, прозвучавших за три дня работы форума, просто невозможно. Остается только констатировать тот факт, что ПМЭФ в очередной раз подтвердил свою репутацию одного из главных ежегодных экономических событий в России.    

текст Анастасия Скогорева
Поделиться:
 

Возврат к списку