Аналитика и комментарии

31 января 2018

IX Гайдаровский форум – 2018

Уже стало традицией в начале года в Москве, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) проводить Гайдаровский форум, на котором собираются гуру мировой экономики, лучшие преподаватели престижнейших вузов мира, представители властных структур, общественные и политические деятели, бизнесмены из разных стран. Тема нынешней ассамблеи, прошедшей с 16 по 18 января, – «Россия и мир: цели и ценности».

«ЕСТЬ ВЕЩИ ПОВАЖНЕЕ ЭКОНОМИКИ»

Примечательно, что в этом году, в отличие от предыдущих, организаторы решили несколько отойти от традиционной исключительно экономической тематики. Накануне форума,

15 января, в пресс-центре ТАСС состоялась конференция, где была представлена программа мероприятия. На ней ректор РАНХиГС Владимир Мау отметил, что в 2018 году экономика не будет центральной темой форума. Он добавил, что при организации Гайдаровского форума было принято решение уйти от традиционной панели и сконцентрироваться на серии мероприятий, построенных на докладах и открытых диалогах.

«Смысл в том, что мы хотим обсудить в значительной мере неэкономическую повестку. Часто название «Гайдаровский форум» вводит в заблуждение по двум основаниям. Из имени Гайдара следует, что он либеральный и экономический. Но форум экспертный, а не экономический. Если посмотреть программу, он не сводится к экономике», – сказал накануне форума Владимир Мау.

«Больше того, в этом году мы всячески подчеркиваем в тематике, что мы хотим сказать, что есть вещи поважнее экономики, beyond economics. В моем понимании, с экономикой сейчас все более-менее понятно. Другие вопросы гораздо более важны с точки зрения экономической динамики, экономического роста», – отметил он.

Ректор РАНХиГС обратил внимание на важность российско-французского диалога во время форума, для которого были выделены две экспертные дискуссии на тему «Трианонский диалог». Среди наиболее важных мероприятий он также назвал дискуссии о цифровом обществе, тему здоровья общества и панельные дискуссии, посвященные столетию революции.

«ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ»

И все же, несмотря на значительное расширение тематического круга Гайдаровского форума, немалое число дискуссий и панелей было связано с развитием мировой и российской экономики. Так, центральным событием первого дня форума стала пленарная дискуссия «Цели и ценности» с участием премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, в ходе которой участники обсудили ключевые вызовы и риски для глобальной экономики на ближайшие годы.

«Мы сегодня обсуждаем проблемы, возникающие в связи с теми взрывными технологическими изменениями, которые все больше выходят за рамки экономики, – начал свое выступление Дмитрий Медведев. – Более того, они порождают достаточно острые и подчас очень неожиданные проблемы этического характера. Поэтому совсем не случайно, что мы здесь говорим о целях и ценностях, о том, как изменяется содержание этих понятий. По сути, речь идет о контурах будущего для наших стран и всего мира».

По словам премьер-министра, характер новых технологий таков, что выдвигает человека в центр практически любого экономического процесса.

Во-первых, потому что технологии создают новые возможности в экономике. И производство, и потребление становятся все более индивидуализированными. Во-вторых, новый технологический уклад многократно повышает цену и ценность интеллектуального капитала. Интеллект – это особый ресурс. И то, что он становится одним из ведущих в современной экономике, существенно меняет рыночный ландшафт. Интеллекта никогда не бывает слишком много, так как он генерирует и новые сферы деятельности, и иные возможности развития. Избыток интеллектуальных ресурсов вообще не приводит к какому-либо падению цен на них, в отличие от других, материальных ресурсов.

Открываются новые конкурентные сферы, которые раньше трудно было себе даже представить. Дмитрий Медведев привел пример возникновения конкуренции частных (электронных) валют: «Теоретики предсказывали это еще в середине прошлого века. Тем не менее это новый вызов и для бизнеса, и для правительств, и для самих экспертов.

Мы видим, что существуют разные подходы к криптовалютам – от запретительных до абсолютно либеральных. И всех сегодня волнует вопрос: где предел этой «криптовалютной гонке»? Может быть, это вообще тупиковая ветвь киберреволюции? Ведь нельзя полностью исключить, что не повторится сценарий начала 1990-х годов, когда появилось множество компаний на базе развивающегося интернета, а в начале 2000-х эти компании в значительной степени исчезли. Но сама технология – я имею в виду как раз интернет – не только сохранилась, но и играет в нашей жизни сейчас ключевую роль. Точно так же через несколько лет могут исчезнуть и криптовалюты, а технология, на базе которой они развиваются (я имею в виду блокчейн), станет частью повседневной реальности. Такой сценарий тоже не исключен».

Дмитрий Медведев отметил, что в традиционных для человечества сферах начинает активно действовать новый игрок – искусственный интеллект: «Некоторые эксперты говорят о его постоянно расширяющейся экспансии. А во многом это вызов не экономического, а нравственного порядка. Взять хотя бы существующую уже сегодня беспрецедентную прозрачность частной жизни, которую несет с собой цифровая трансформация... Но вопрос в том, насколько будет защищена вся эта информация от возможных злоупотреблений».

Председатель правления JP Morgan Chase International, председатель Банка Израиля (1991–2000) Якоб Френкель говорил о необходимости дистанцироваться от негативных прогнозов, уточнив, что мировая экономика в настоящее время пребывает в наилучшем состоянии за последнее десятилетие. В качестве отрицательных факторов он назвал риски протекционизма и фрагментации общемирового экономического пространства. Господин Френкель предложил наделить Всемирный банк, МВФ и другие международные организации большими контрольными и сдерживающими полномочиями.

Главный исполнительный директор Всемирного банка Кристалина Георгиева, помимо развития инфраструктуры и улучшения деловой среды, отметила приоритетное значение инвестиций в человеческий капитал. Среди вызовов Кристалина Георгиева выделила недостаточную устойчивость финансово-кредитных систем в ряде стран мира.

 

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУПРАВЛЕНИЯ И БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

Открытый диалог «Эффективность бюджетных расходов как зеркало эффективности государственного управления» состоялся в первый день IX Гайдаровского форума.

В рамках дискуссии эксперты высказали свою точку зрения на возможность сокращения бюджетных трат и дали рекомендации по улучшению системы госуправления. Главная мысль всех выступлений – необходимо ужесточить контроль за использованием бюджетных средств. Одна из проблем государственного управления – его многоступенчатость. Только на федеральном уровне расходы бюджета администрируют 53 министерства и ведомства.

Ключевые доклады представили председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова и министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов.

Татьяна Голикова отметила, что в 2017 г. субъектам Федерации передали 113 федеральных полномочий. В свою очередь, в регионах сформировалась тенденция «трансляции» полномочий на муниципальный уровень. «Такой объем делегирования на муниципальный уровень приводит к потере прозрачности при осуществлении переданных полномочий, особенно в части регулирования бюджетных средств. За 2012–2016 годы в виде субвенций регионам передано более 1,5 трлн руб. при ежегодном выделении средств на делегирование полномочий в сумме порядка 330 млрд руб. Контрольные мероприятия, которые мы проводили за этот период, показали, что объем субвенций из федерального бюджета недостаточен и в ряде случаев влечет за собой дополнительные расходы субъектов на то, что должно обеспечиваться федеральным бюджетом», – уточнила глава Счетной палаты.

Одним из главных заявлений Татьяны Голиковой стало предложение об объединении трех негосударственных фондов – Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Пенсионного фонда России – в единый государственный внебюджетный фонд. На данный момент на работу более 160 тыс. человек во внебюджетных фондах тратится 143,8 млрд руб. из Фонда оплаты труда. Создание единой информационной системы позволило бы сократить расходы.

Антон Силуанов в своем докладе отметил, что очень важно выстроить систему управления, для работы которой требовалось бы меньше ресурсов. В качестве одной из важных задач спикер выделил «создание четкого механизма принятия управленческих решений и доведения их до конца».

 

 

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Панельная дискуссия «Бизнес и государство: модели партнерства в цифровую эпоху» открыла основную программу второго дня Гайдаровского форума. Собравшимся экспертам было предложено обсудить технологические тренды, которые будут актуальны в ближайшие 2–3 года, и то, как в связи с этим могут измениться взаимоотношения государства и бизнеса.

Вице-президент по глобальным инновациям Cisco Гай Дидрих привел данные о том, что сегодня цифровые инструменты объединяют порядка 70 млрд людей и предметов, а к концу цифровой эры на рубеже 2020–2030 годов эта система объединит уже 500 млрд субъектов. «С этой точки зрения важным трендом и одновременно вызовом, сопутствующим технологическому прогрессу, будет оставаться проблематика кибербезопасности», – считает Гай Дидрих.

Президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф отметил, что к трендам также можно отнести растущую доступность технологий искусственного интеллекта не только для крупных корпораций, но и для средних и малых компаний. Вместе с тем крайне важной для бизнеса Герман Греф назвал задачу не потеряться в многообразии трендов, грамотно расставить приоритеты и сконцентрировать усилия.

Министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин считает, что в ближайшие год-два важными новшествами в российской экономике станут удаленная идентификация, сокращение числа этапов в сложных процессах при помощи автоматизации и искусственного интеллекта, а также внедрение платформенных решений, сокращающих дистанцию между производителем/поставщиком и потребителем товаров и услуг.

По мнению первого заместителя председателя Центрального банка Российской Федерации Ольги Скоробогатовой, ключевым трендом в финансовом секторе остается развитие инструментов удаленного доступа граждан к банковским услугам: «Если посмотреть на финансовый сектор, то, по последним данным, уже более 50% населения в мире не приходят в офисы, а предпочитают обслуживаться удаленно. У нас в России эта цифра пока не столь велика, но тенденция к ее росту очевидна. Банки этот тренд понимают, а наша задача как регулятора банковского рынка – создавать условия для того, чтобы наши поднадзорные субъекты могли отвечать на этот клиентскии ̆запрос».

Второй большой темой является сотрудничество бизнеса и государства. Программа «Цифровая экономика», инициированная правительством, впервые построена по принципу партнерства бизнеса и государства. Понятно, что в современной жизни это очень сложно реализовать, но нужно пытаться слышать друг друга, разрабатывать и реализовывать совместные решения.

Третий момент, который отметила в своем выступлении Ольга Скоробогатова, заключается в том, что с внедрением новых технологий вопросы кибербезопасности и управления рисками в сфере ИБ выходят на первый план: «Мы видим, что растут риски в связи с внедрением новых технологий, которые были недостаточно хорошо отлажены. Очевидно, что эти опасности должны минимизироваться на уровне как государства, так и компаний».

Свою роль ЦБ РФ видит в данном случае в мягком регулировании. «Мы не можем «прописать» все технологии, но мы должны определять и указывать зоны риска», – отметила эксперт.

«УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ И МИРЕ»

Так была сформулирована тема одной из панельных дискуссий второго дня Гайдаровского форума. Модератор дискуссии – проректор РАНХиГС, ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев – напомнил, что в прошлом году российская экономика вернулась к положительным темпам роста реального ВВП после двух лет спада. Развитие мировой экономики в 2017 году оценивается в 3,6–3,7%, что уже близко к уровням мирового роста в благополучные нулевые годы XXI века.

Говоря о прогрессе российской экономики, министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин заявил, что в 2017 году успешно завершились реформы макроэкономической политики. Эксперт отметил благоприятную ситуацию на российском валютном рынке и хорошие показатели инфляции. «Пока у нас нет окончательных подсчетов по тому, каким оказался рост ВВП, но я могу назвать некоторые цифры: импорт инвестиционных товаров – плюс 12%, авиаперевозки – плюс 20%, потребительский спрос – плюс 1,7%. Ситуация по этим «жестким данным» очень похожа на ту, которая сложилась в 2010–2011 годах. И мы, опираясь на них, можем констатировать, что российская экономика смогла адаптироваться к новым условиям.

Значимую роль сыграли такие факторы, как снижение волатильности курса национальной валюты. Мы видим, что рубль перестал остро реагировать как на рост нефтяных цен, так и на их спад. Естественно, очень большое значение имеет таргетирование инфляции. Я думаю, что три года назад, когда инфляция составляла15%, никто не поверил бы, что через три года мы будем обсуждать причины отклонения инфляции от установленного таргета на 1,5%. И это все свидетельствует о том, что структурные реформы, проведенные за эти годы, оказались успешными и принесли результаты».

Председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина также отметила положительные изменения в экономической сфере: «Мы ожидали, что к концу 2017 года завершится период посткризисного падения, и теперь прогнозируем ежегодный рост на 1,5–2%, что обусловливается сложившейся структурой экономики. Избежать резкого падения нам позволила политика и плавающего курса, и инфляционного таргетирования. Естественно, что вернуться на траекторию роста нам удалось благодаря возобновившемуся развитию мировой экономики. Это, бесспорно, благо для России, которая характеризуется открытой экономикой. И поэтому многие задаются вопросом, есть ли риски для нас, порожденные мировой экономикой. Мы надеемся, что никаких резких скачков в этой сфере нас не ожидает, хотя осознаем то, что центральные банки в различных странах переходят от мягкой денежно-кредитной политики к жесткой. Второй фактор, на который следует обратить внимание, – рост цен на нефть, который может породить чувство эйфории. Есть также риск, связанный с нарастанием протекционистских настроений, но его реализация наверняка будет растянутой во времени».

По оценкам главы Центробанка, зависимость российской экономики от нефти, конечно, сохраняется, но, с другой стороны, отечественная экономика стала менее уязвимой к колебаниям цен на нефть, чем это было раньше. Это видно и по цифрам: доля экспортных сырьевых доходов уменьшилась с 50% до 40%, и при этом возросла доля экспортных несырьевых доходов. Это не значит, что решена задача диверсификации структуры экономики, для России это по-прежнему серьезный вызов. В качестве стабилизатора реального курса национальной валюты Эльвира Набиуллина назвала и политику бюджетного правила.

«Бюджетное правило – это в первую очередь возможность прогнозировать развитие ситуации в экономике», – заявил в свою очередь министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов.

«Мы все дополнительные доходы от нефти и газа не тратим, не разгоняем наши доходные обязательства, а сберегаем, а это чрезвычайно важно для прогнозирования наших макроэкономических показателей, и в первую очередь для курса рубля. Стабильность и предсказуемость курса национальной валюты принципиально важны и для экспортеров, и для импортеров, и для наших сограждан, – считает министр финансов. – Я хочу сказать, что и в текущем году бюджетное правило позволит нам «сгладить курс». Мы видим, что сейчас во время роста цен на нефть возникают условия к росту курса рубля. Между тем экспортеры говорят нам, что для них резкое укрепление курса рубля смерти подобно, и, естественно, мы предпримем меры для того, чтобы конкурентноспособность наших производителей на внешнем рынке сохранилась».

«По итогам 2017 года бюджетный дефицит у нас составил 1,5%. В этом году у нас он по плану составляет 1,3% ВВП, но мы не исключаем и того, что бюджету удастся продемонстрировать профицит при условии сохранения нынешней внешнеэкономической конъюнктуры», – подчеркнул Антон Силуанов.

«Наша политика направлена на то, чтобы поддерживать инфляцию на уровне 4% и сглаживать ее колебания как вверх, так и вниз. К сожалению, превалируют факторы, которые могут обеспечить движение этого показателя как раз вверх. И один из них – инфляционные ожидания, которые у нас не столько высоки, сколько «не заякорены», – добавила председатель Банка России.

текст Оксана Дяченко
Поделиться:
 

Возврат к списку