Аналитика и комментарии

27 августа 2017

санкционная война – ни года без битвы

Тема санкций за последние три с половиной года стала для России более чем привычной, но в последние несколько месяцев о них все чаще говорили в контексте смягчения или отмены. Эти надежды рухнули в первых числах августа, когда после подписания президентом Д. Трампом вступил в силу закон, предусматривающий ужесточение санкционной политики США по отношению к нашей стране. И практически сразу же возник целый ряд вопросов: как новые санкции повлияют на реализацию проекта «Северный поток-2» и на решение проблем с Ближним Востоком? Сохранится ли трансатлантическое единство между США и ЕС с учетом того, что руководство Европейского союза уже в достаточно резкой форме выразило свое недовольство происходящим? И главное, какими могут быть экономические последствия для нашей страны в результате введения новых, более жестких санкций – при условии, конечно, что прописанный в законе режим ограничений будет выполняться и США, и Европейским союзом?

ПОХОД ПО НАРАСТАЮЩЕЙ

Первые санкции были введены в середине марта 2014 года, после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям со стороны коллективного Запада, провела референдум в Крыму и, приняв во внимание его результаты, включила ранее принадлежавший Украине полуостров в свой состав. США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада практически сразу же после этого ввели в действие первый пакет санкций, который предусматривал такие меры, как замораживание активов, введение визовых ограничений для лиц, включенных в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включенными в черные списки. Помимо указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах. Как отметили тогда и отмечали впоследствии многие эксперты, «крымские» санкции имели характер предупредительного выстрела. Они были призваны нанести нашей стране не столько экономический, сколь­ко репутационный ущерб.

Более жестким и болезненным для России стал следующий виток санкций, непосредственно связанный с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 года. Причиной гибели гражданского самолета, по мнению руководства ряда государств, стали действия повстанцев, поддерживаемых Россией. В результате 12 сентября 2014 года был принят ужесточенный пакет секторальных санкций против России (указ № 13662 в редакции от 12.09.14). Офис по контролю за иностранными активами Минфина США (Treasury’s Office of Foreign Assets Control, OFAC) ввел четыре ограничивающие взаимодействие с российскими контрагентами директивы, касающиеся разных секторов. 

Директива № 1 направлена на банковский сектор и запрещает финансирование в любом виде (в том числе реструктуризацию долга, покупку облигаций новых выпусков, размещение ценных бумаг на американском фондовом рынке) сроком более 30 дней. Данная директива затрагивает следующие организации (в том числе дочерние структуры): Банк Москвы, Внешэкономбанк, ВТБ, Газпромбанк, Сбербанк, Россельхозбанк. 

Директива № 2 касается ограничений финансирования нефтяного сектора. Запрет налагается на предоставление кредитов, покупку облигаций, размещение ценных бумаг на американском фондовом рынке сроком более 90 дней следующих компаний (в том числе дочерних структур): Транснефть, НОВАТЭК, Газпромнефть, Роснефть. 

Директива № 3 затрагивает оборонно-промышленный комплекс и запрещает предоставление кредитов или покупку облигаций новых выпусков сроком обращения более 30 дней структур «Ростеха» (включая некоторые дочерние предприятия). Основная часть оборонно-промышленных компаний, попавших под санкции, была внесена в указ от 16 июля 2014 года. 

В марте 2015 года под санкции попал Фонд национальной энергетической безопасности. В то же время была введена директива № 4, которая касается технологических ограничений для нефтяного сектора РФ. Согласно указу, американским компаниям запрещен экспорт в любом виде (реэкспорт, прямой или косвенный экспорт) товаров и услуг (за исключением финансовых), технологий для разведки и добычи на глубоководных проектах, для разработки шельфов арктических морей, а также для реализации сланцевых проектов. Под санкции в соответствии с этой директивой попали следующие компании: Газпромнефть, Газпром, ЛУКОЙЛ, Роснефть, Сургутнефтегаз.

Следующий виток санкционной войны пришелся на начало осени 2016 года. 1 сентября под секторальные санкции попали «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ), некоторые структуры Газпромбанка (в том числе холдинг «Газпром-Медиа»), а также дочерние структуры Банка Москвы. Под санкциями оказались и компании «Мостотрест» и «СГМ-мост» – соответственно, субподрядчик и генподрядчик строительства Керченского моста.

Последние по времени принятия санкции были формально введены в действие 2 августа 2017 года – в день, когда 45-й президент США Дональд Трамп подписал соответствующий законопроект, практически единогласно одобренный Конгрессом и Сенатом США. Указанные в этом законе меры, как отмечают эксперты, коснутся не только бизнес-сферы России, но и сделок Европы с Россией в рамках реализации одного из крупнейших за последние несколько лет инфраструктурного проекта – «Северного потока-2». В свою очередь, это может привести к еще большему охлаждению отношений между Россией и Европой, конечно, при условии, что ЕС согласится ради сохранения трансатлантического единства присоединиться к тем ограничительным мерам, на применении которых настаивают Соединенные Штаты Америки. 

ЧЕГО НАМ ЖДАТЬ ОТ НОВЫХ САНКЦИЙ?

Мнения экспертов по данному вопросу разделились. Есть те, кто считает, что последствия очередных ограничительных мер могут оказаться для нашей страны весьма печальными. В то же время есть и те, кто призывает не столько подсчитывать возможные убытки, сколько думать над тем, как России адекватно отреагировать на враждебные действия США.

«Сам по себе вопрос о том, как Россия должна реагировать на санкции, предусмотренные недавно принятым Конгрессом и Сенатом США законопроектом, представляется мне несостоятельным. Не думаю, что СССР сильно волновал вопрос, чем был мотивирован Третий Рейх, вводивший против нашей страны санкции в середине 30-х годов, – тогда все знали, что Германия – наш враг, война с ней неизбежна, и надо готовиться к ней, а не переживать по поводу ее очередных недружественных жестов. То же самое сейчас уместно делать, когда речь идет о США. Это первый момент, а второй момент – следует отдавать себе отчет в том, что старые санкции никуда не денутся, а новые неизбежны до тех пор, пока Россия не даст на них четкий и конкретный ответ», – считает кандидат исторических наук, доцент факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Фененко.

«Если судить по логике правительства России, согласно которой западные санкции оказали очень благоприятное воздействие на сельское хозяйство нашей страны, то новым санкциям надо только радоваться. Кстати, лично я с этой логикой не согласен – экспорт зерна и некоторых других продуктов аграрного сектора из России вырос не благодаря санкциям, а из-за девальвации (точнее обрушения) рубля. Качество наших товаров и их цены на мировом рынке никак не выросли, а на внутреннем рынке российские граждане были вынуждены платить за сыр или фрукты с овощами существенно больше. И сейчас всю экономику России (включая сельское хозяйство) сдерживают не какие-то там санкции, а низкая покупательная способность собственного населения, а также отсутствие дешевых долгосрочных кредитов для производителей (что тоже с санкциями не связано – длинных дешевых денег в России не наблюдалось с 1991 года)», – считает заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета Николай Платошкин.

«За три года Россия уже адаптировалась к подобного рода внешним воздействиям и, надо полагать, имеет инструментарий, чтобы адекватно реагировать на подобного рода вызовы», – рассказал генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. При этом политолог отмечает, что санкции противоречат нормам ВТО и, судя по всему, российское руководство примет усилия, чтобы призвать к порядку США, апеллируя в том числе к Совбезу ООН, без одобрения которого были введены санкции.

«Ситуация вокруг санкций все больше рути­низируется, их резонансность для населения снижается. Новые санкции воспринимаются в логике попыток усиления давления США и европейских стран на нашу страну, а такое давление большинством россиян категорически отвергается. Очевидно, этим и объясняется специфика оценки последствий санкций для страны. Население не ждет от руководства страны активных действий по преодолению санкционной политики западных стран», – считает руководитель практики политического анализа и консультирования ВЦИОМ Михаил Мамонов.

«Более жесткие санкции США, принятые в одностороннем порядке, конечно же, неприятны, однако вряд ли они способны оказать значимое, а уж тем более фатальное влияние на нашу экономику. Причина простая – шок от первого санкционного удара прошел, хотя и он был в большей степени эмоциональным, чем реальным. Банковская система нашей страны адаптировалась к новым условиям. Происходят позитивные сдвиги в экономике (и наши руководители, и эксперты МВФ прогнозируют рост российской экономики по итогам 2017 года), что дает опору для устойчивого развития национальных финансовой и банковской систем», – подчеркивает главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев. 

«Я думаю, что Россия нормально отреагирует на эти санкции. Несмотря на принятые меры, США никак не смогут повлиять ни на экономику России, ни на экономику ее союзников Китая и Ирана. Ведь смыслом этих санкций было даже не столько наказать Россию за какие-то ее действия, сколько повлиять на основную составляющую интеграционных союзов БРИКС, ЕАЭС и ШОС», – считает директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов. Эксперт отмечает, что в то же время для Европы ничем хорошим новый виток санкционного противостояния не обернется. «В конечном итоге, как мне кажется, происходящее сейчас сильно усугубит внутриполитический кризис в самом ЕС и приведет к распаду этого интеграционного союза на группы по интересам», – прогнозирует Алексей Мартынов.

СОВСЕМ НЕ БОЛЬНО, ИЛИ ВЛИЯНИЕ ИММУНИТЕТА?

И все-таки какого-то влияния в случае введения новых санкций в действие следует ожидать, говорят эксперты. Другое дело, что не надо преувеличивать трагизм ситуации: за три прошедших года России удалось выработать определенный иммунитет. 

«На стабильность национальной валюты санкции не оказывают практически никакого влияния. Национальная валюта зависит от состояния собственной экономики, а в ней дела хоть и далеки от идеала, но отнюдь не провального свойства. Санкции затрагивают приток иностранного капитала, но для развития экономики необходим инвестиционный капитал. Отток краткосрочного капитала с большой долей вероятности произойдет, но «горячие деньги», приходя в страну за повышенной прибылью, только вносят турбулентность в функционирование денежного рынка. Уход таких денег, скорее, можно рассматривать как позитив, нежели как негатив», – указывает Михаил Беляев (ИФРУ).

«Естественно, что санкции, которые США ввели против России, окажут определенное влияние на ее экономику. Это влияние может быть достаточно ощутимым, но при этом очевидно, что оно не будет катастрофическим, – разделяет точку зрения Михаила Беляева декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. – Я бы обратил внимание на другое или, точнее, высказал бы надежду на то, что подписание этого законопроекта окажет отрезвляющее воздействие на политическую и экономическую элиту нашей страны. Она, наконец, осознает, что вера в «цивилизованный мир», который ведет себя все менее прилично, в некие волшебные перемены настроения в западных элитах, фактически в «конька-горбунка» – это не более чем вредная иллюзия. Санкции – это не временное явление, они введены навсегда, и не потому что Россия что-то делает не так. Санкции – это отражение той борьбы в мировой политике и экономике, которая сейчас идет и в которой США проигрывают». 

«Естественно, американцы не хотят этого, и, стремясь отодвинуть неприятный для себя финал, они пускают в ход различные инструменты в областях, где сохраняют преимущество. Отсюда информационные войны, в том числе и санкции. Пустив в ход эти вооружения, они теряют в среднесрочной перспективе, становятся все менее надежным экономическим партнером. И вот тут как раз важно понимать еще один момент – это будет идти по нарастающей. Санкции будут использоваться не только против России, но и против всех, в ком США будут видеть конкурентов», – поясняет свою точку зрения Сергей Караганов.

«Несмотря на очевидный эффект действия санкций на экономику РФ со знаком минус, цифры говорят о том, что в последнее время их влияние несколько ослабло. Это свидетельствует о том, что Россия смогла адаптироваться к санкциям, – считает российский экономист Дмитрий Некрасов. – На первом этапе в 2014 году, когда был отток капитала порядка 150-160 млрд долларов, введение санкций очень сильно повлияло на российскую экономику. В среднесрочном плане влияние санкций еще есть, но говорить о каких-то ужасных вещах не приходится. Понятно, что это сдерживает экономический рост, но в целом и отток капитала сильно сократился, и многие компании научились обходить все эти санкции».

«Отток денег из России на Запад не прекращался никогда, начиная с 1991 года. Менялись лишь объемы, да и то в соответствии с флуктуациями мировых цен на нефть. Это говорит либо о том, что деньги в России в основном зарабатываются нечестным путем, либо о том, что те, кто их заработал, не доверяют правительству России. В новом законопроекте содержится требование Конгресса США, чтобы госсекретарь и директор национальной разведки США в течение 180 дней с момента принятия закона представили в Конгресс доклад обо всех олигархах России (включая жен, детей, родителей, родных братьев и сестер) и их имуществе как в России, так и за границей. Так что если российские деньги сейчас и начнут уходить из США и ЕС, то, к сожалению, не в Россию, а в офшоры. Кстати, если кто-то думает, что американцы не смогут при желании обнаружить их там, то сильно ошибается», – обращает внимание на не самое часто упоминаемое последствие новых санкций Николай Платошкин (МосГУ).

«СЕВЕРНЫЙ ПОТОК-2» ПОД УГРОЗОЙ? 

Обсуждая тему введения новых санкций против России, многие эксперты, политологи и экономисты – причем как российские, так и иностранные – отмечают, что американцы, помимо глобальной цели, поставили перед собой и локальную. Их глобальной целью является наказание России за проведение независимой внешней и внутренней политики. Локальной целью является инфраструктурный проект «Северный поток-2», который позволит сделать снабжение стран ЕС российским газом более стабильным, предсказуемым и, что немаловажно, экономически выгодным. 

До недавнего времени казалось, что вопрос о строительстве «Северного потока-2» решен окончательно и бесповоротно. После принятия Конгрессом и Сенатом соответствующего законопроекта на повестке дня оказался вопрос, будет ли СП-2 построен или все-таки страны Европы в данной ситуации «свернут» его по аналогии с тем, как они фактически сделали с проектом «Южный поток». Ситуация выглядит неоднозначно: с одной стороны, ЕС стремится подтвердить свой союз с США, а с другой стороны, есть понимание того, что отказ от СП-2 еще больше сблизит Россию с Турцией в газовом вопросе и ускорит реализацию проекта «Турецкий поток».

Алексей Мартынов (МИНГ) считает: «Северному потоку-2» быть. «Это не просто выгода для стран ЕС, это экономическая целесообразность, связанная не только с Украиной, но и возможностями ЕС покупать наиболее дешевое и качественное топливо. Естественно, проще всего покупать его у России. Поэтому, скорее всего, ЕС в данном вопросе будет действовать окольными путями, но отказываться от сотрудничества с Россией полностью в рамках реализации данного проекта он не будет».

«Европейские страны заинтересованы в проекте «Северный поток-2», гарантирующем энергопоставки. Скорее всего, они будут продвигать реализацию проекта, однако если потребуется использование западных технологий, то действительно могут возникнуть определенные препятствия. В то же время мы не раз убеждались в том, что если бизнесу действительно интересен тот или иной проект, то находятся способы решить проблему, хотя сил – организационных и даже финансовых – приходится прикладывать несколько больше», – указал Михаил Беляев (ИФРУ).

«Северный поток-2» является единственным конкретным проектом, прямо упомянутым в новом законе (секция 257, пункт 9). Президенту США дается поручение продолжать оказывать противодействие этому проекту. Могут (но не должны) быть введены санкции против любых компаний, которые строят или оказывают сервисные услуги любым российским экспортным нефте- и газопроводам. Потенциально новые санкции в этом смысле могут ударить по финским, шведским, немецким и французским компаниям, которые поставляют оборудование для «Северного потока-2». Но юмор всего происходящего состоит в том, что санкциям могут быть подвергнуты и фирмы, которые, например, модернизируют газотранспортную систему Украины – ведь через нее Россия тоже экспортирует газ», – указывает Николай Платошкин (МосГУ).

«С моей точки зрения, настоящих санкций против России еще не было, – поясняет свою позицию по данному вопросу советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов. – Те санкции, которые уже введены, носят чисто демонстрационный характер. Более того, до тех пор, пока нет реальной альтернативы российскому газу, ничего страшного не будет. Сильная зависимость ЕС от российского газа (около одной трети газового баланса Европы) является гарантом того, что действенные санкции введены не будут. Чтобы США могли доставлять газ в необходимых Европе объемах, придется проложить трубопровод через Тихий океан. Это дело не близкого будущего». По оценкам эксперта, это может занять от пяти до семи лет, к тому же и Сергей Хестанов, и другие специалисты справедливо указывают на то, что цена такого газа может быть намного выше, чем его аналога, поставляемого в страны ЕС Газпромом.

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА США, ИЛИ КТО ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЯ?

Обсуждая обстоятельства нанесения нового санкционного удара по России, а также возможные последствия этого удара, эксперты отмечают и еще один интересный момент – явное нежелание, с которым президент США завизировал данный закон. Глава Белого дома даже выступил с заявлением, в котором осудил инициативу продвигавшего законопроект Конгресса США. Однако отказ от подписания документа мог бы обернуться для Трампа импичментом. Американские парламентарии были настроены добиваться принятия новых санкций любой ценой, даже ценой отстранения от власти действующего президента и проведения вне­очередных президентских выборов.

«Президент США от республиканцев традиционно больше занят внутренними проблемами страны, чем внешними. В полной мере это относится и к Дональду Трампу. У него много внутренних проблем, и он нацелен именно на их решение. В США приоритет всегда за внутренними проблемами, действия руководства страны во внешней сфере простых американцев волнуют значительно меньше», – поясняет Михаил Беляев (ИФРУ).

«Вряд ли действующий президент мог отказаться от подписания законопроекта о санкциях. Не в его интересах сейчас идти на конфронтацию с Конгрессом, тем более что внешняя сфера не на слуху у электората, а определенная часть американцев вообще за более жесткий диалог с внешним миром. Президент США должен выглядеть «крепким парнем». Четыре года – короткий срок: Трамп только что избрался, но еще год, и ему надо будет думать о новой предвыборной кампании. Если не о своих личных позициях в этой кампании, то о перспективах партии, которую он представляет», – дополняет эксперт.

В свою очередь, директор Института политических исследований Сергей Марков считает, что закон о санкциях был направлен не столько против России, сколько против Трампа. «Конгресс или, скорее, стоящий за ним политический истеблишмент США хочет сковать Трампа, чтобы тот не мог проводить свою политику и люди бы от него отвернулись. Когда у Трампа не останется верных ему избирателей, его просто-напросто свергнут путем импичмента. Сейчас борьба будет только набирать обороты, – поясняет свою точку зрения Сергей Марков. – Наиболее яростная борьба разгорится после выборов в Конгресс, которые пройдут в ноябре этого года. В декабре либо январе-феврале будет решающая схватка. Ее исход будет зависеть от того, какой реальной поддержкой со стороны населения будет пользоваться Трамп к этому моменту».

«Трамп относительно недавно пришел в политику. Поэтому его пытаются отстранить от власти различные силы, в том числе те, которые уже давно заняты в этой области. Поэтому он был вынужден подписать данный закон. Трудно предсказать, что ждет США в ближайшей перспективе, если Трампа вынудят уйти: это не означает, что у них будет гражданская война, но внутренние проблемы могут сильно повлиять на их политику», – уверен Алексей Мартынов (МИНГ).

КОГДА НЕ ОТСИДЕТЬСЯ В ТЕНИ, НАБЛЮДАЯ ЗА СХВАТКОЙ

О том, что этот прогноз вполне может сбыться, говорят и другие эксперты, указывая при этом на то, что все более тревожно и менее защищенно чувствует себя главный союзник и торговый партнер США в лице Европейского союза. По мнению политолога Натальи Елисеевой, Евросоюз, вероятно, не станет идти против США на фоне введения нового пакета американских санкций против России. Однако ЕС осознает, что действия, которые предпринимаются сейчас, неизбежно будут иметь последствия, и многие из них могут оказаться очень неприятными для ЕС. 

«Я думаю, что у ЕС нет возможности для отказа, нейтралитет в данном вопросе он уже держать не сможет. Если Европа не поддержат США, то против нее введут санкции сами США (они найдут причину, например, отношения в вопросах миграции и угрозы терроризма) или какие-либо несанкционные ограничения на торговлю и другие виды бизнеса. Если же ЕС обвинит и Россию, и США, что те и другие неправильно себя ведут, то США все равно накажут Европу за противодействие их интересам», – уверен Алексей Мартынов. 

Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов обращает внимание на заявление министра экономики Германии Бригитты Циприс о том, что новые санкции США в отношении России являются «еще одной проблемной точкой в и без того непростых отношениях» между США и Германией. Бригитта Циприс констатирует, что «США отошли от своей привычной политики по санкциям против России, которую они проводили в Европе». Иными словами, перестали интересоваться мнением своего верного союзника и, что еще важнее, перестали учитывать его экономические интересы. 

«Заявление МИД Германии можно назвать серьезным расколом. Все страны Европейского союза будут поддерживать Берлин в его политике и оценках, и Соединенным Штатам придется это принять. Конечно, у США есть определенное влияние, например, в Польше, есть зацепки на Балканах. Однако я не думаю, что это позволит Штатам создать серьезные проблемы Германии, потому что она контролирует структуры ЕС, фактически всю еврократию, Европейский центральный банк. И это позволяет Берлину быстро остудить любую проамериканскую маленькую администрацию страны – члена ЕС и дать ей понять, что без ЕС ни эта администрация, ни страна, которой она управляет, не проживет. США далеко, экономические связи с ними маленького государства – члена ЕС равны нулю, и слушаться нужно, в первую очередь, Брюсселя. Можете поддакивать американцам, но не надо мешать Брюсселю – такова в общем позиция, которую транслирует Германия», – поясняет Василий Колташов.

Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин считает, что европейцы с их надеждой на консультации с Вашингтоном по вопросу ужесточения санкций против Москвы выглядят на сегодняшний день очень печально. «Новый закон является великолепным оружием для экспансии американского нефтегазового бизнеса на рынки Европы, предпринимателей которой Вашингтон будет наказывать за сотрудничество в энергетической сфере с Россией, – констатирует Сергей Катырин. – Что же касается нас, то нам не следует торопиться с ответными шагами. Во-первых, все только начинается, и теперь Европа должна будет выяснять отношения со своим стратегическим партнером. Во-вторых, надо посмотреть, как будут развиваться события, и реагировать уже в соответствии со складывающейся ситуацией».

Декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов, со своей стороны, предупреждает от излишне оптимистичных надежд на то, что США и ЕС вступят в конфликт друг с другом и забудут на время схватки и про Россию, и про другие страны, навлекшие на себя гнев со стороны коллективного Запада. 

«США и ЕС в одной лодке, и проигрывают они вместе, и этот проигрыш начался не вчера, а когда они безосновательно решили, что они победили в Холодной войне и никто не сможет оспорить ее итоги. Они, как мы теперь видим, ошиблись. Теперь важно не ошибиться нам, не счесть, что то, что мы сейчас наблюдаем, – это уже преддверие конца. Это далеко не конец, санкции могут быть гораздо более жесткими, чем те, которые содержатся в нынешнем законопроекте, подписанном Дональдом Трампом. И почти наверняка они будут введены, мы должны быть к этому готовы. Утешением для нас может служить то, что и эти, и новые санкции будут вносить все больший раскол в западное единство, подрывать позиции Запада. Но они будут создавать новую нормальность, которая на самом деле является ненормальностью», – констатирует Сергей Караганов. И добавляет: «Фактически речь идет о формировании нового мира, в котором всем будет жить непросто, потому что в нем будет возможно все – в том числе и торговые, и экономические войны, аналогичные тем, которые происходили в 30–40-е годы прошлого века. Те войны привели в конечном счете ко Второй мировой войне, в нашем случае «горячая война» пока не так вероятна, как в 1914 или в 1939, но это не значит, что впереди нас ждут безоблачные времена. К ним нужно готовиться, выстраивая иную политику и на государственном, и на корпоративном уровне».    

Поделиться:
 

Возврат к списку