Аналитика и комментарии

07 июля 2017

ПМЭФ-2017: когда кризис уже позади…

В кризисные периоды любая страна, что вполне естественно, больше времени уделяет решению своих внутренних проблем и меньше — вопросам интеграции в мировое пространство. Поэтому нет ничего удиви­тельного в том, что в рамках ПМЭФ-2014, ПМЭФ-2015 и ПМЭФ-2016 внимание собравшихся было приковано к вопросам, какой будет денежно-кредитная и — шире — финансовая политика страны в сложный для нее период; как можно уменьшить эффект санкций, введенных против России; как наладить политику импортозамещения в различных отраслях национальной экономики. ПМЭФ-2017 стал наглядным свидетельством того, что кризис действительно преодолен: о нем перестали вспоминать на каждом шагу, и на первый план вышли совсем другие темы для обсуждения.

О достигнутом и том, чего еще предстоит достичь

Впрочем, было бы неверным сказать, что вопросы, перечисленные выше, вообще не поднимались — конечно, и к их обсуждению возвращались спикеры, участвовавшие в различных сессиях и панельных дискуссиях. Но все же самым важным было другое, и об этом сказал в своем выступлении в рамках второго дня ПМЭФ президент РФ Владимир Путин.

«Россия вступила в новую фазу подъема, и теперь Минэкономразвития нашей страны уже не будет нащупывать новое «дно», а будет «ощупывать» новые фазы этого роста», — констатировал глава российского государства. В подтверждение этого тезиса он привел несколько цифр: ВВП России растет третий квартал подряд, в апреле прирост составил уже 1,4 %. При этом президент России особо обратил внимание на то, что существенно увеличились объемы продаж автомобилей и объемы выдачи ипотечных кредитов. «Во всем мире на динамику этих показателей обращают особое внимание, они рассматриваются как индикаторы того, что экономический рост в стране приобретает устойчивый характер», — подчеркнул в своей речи Владимир Путин.

Поскольку президент России выступал на ПМЭФ, уместно звучали и слова о росте инвестиций в стране: сейчас они, как отметил глава РФ, превышают рост ВВП. «По итогам первого квартала 2017 года приток прямых иностранных инвестиций в экономику России составил 7 млрд долларов, что является лучшим показателем за последние три года. Это еще одно свидетельство того, о чем я уже говорил. Экономика вступает в новую фазу роста, формируется основа для ее будущего развития», — подчеркнул президент, призвав при этом поддерживать такую тенденцию с тем, чтобы на рубеже 2020 года Россия смогла выйти на опережающие темпы экономического роста, которые превышали бы общемировые темпы.

В рамках обеспечения финансовых условий для продолжения и активизации экономического роста в стране глава государства озвучил несколько предложений, среди которых было предложение внедрить в РФ «инфраструктурную ипотеку», в том числе задействовать механизмы госгарантий для вложений в связь, энергетику и транспорт. «Речь идет о ситуации, когда инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит», — пояснил Владимир Путин.

Итак, новым для России, безусловно, является то, что она после затянувшегося кризиса наконец-то вступает в период если не бурного, то поступательного роста. Однако, как пояснил президент, это не означает, что пришло время почивать на лаврах. Перед нашей страной стоят масштабные задачи, нуждающиеся в успешном решении, и одна из них — переход на цифровую экономику. При этом глава российского государства особо акцентировал внимание на том, что цифровая экономика — это не некая отдельная отрасль экономики, это основа, на которой могут быть созданы несколько самостоятельных отраслей, которые, в свою очередь, в будущем станут локомотивом для национальной экономики в целом. Цель тем более амбициозная, если учесть, что в «локомотивах» сейчас наблюдается явный дефицит не только в России, но и в большинстве стран мира.

В то же время президент обратил внимание на то, что переход на цифровую экономику для России будет нелегким. По данным Высшей школы экономики, на 10 тыс. россиян приходится всего два многофункциональных робота. В Китае это соотношение составляет 36, в Южной Корее — 436. Понятно, что это всего лишь один из аспектов, свидетельствующий о нашем отставании «в цифре», но он является весьма показательным. С учетом того, что пропасть в этом вопросе между Россией и более технологически развитыми странами существует и перепрыгивать через нее придется быстро, правительство по поручению президента подготовило программу цифровой экономики. В этой программе предусматривается как внедрение цифровых технологий во все сферы жизни, так и то, что государство поможет межотраслевым компаниям, занимающимся передовыми технологиями, такими как интернет вещей, обработка больших данных и пр. 

Также, как подчеркнул президент, необходимо увеличивать число специалистов, добиться «всеобщей цифровизации и цифровой грамотности» и при этом не поддаваться на геополитические распри. Последнее замечание, скорее всего, касалось периодически возникающих волн истерии по поводу так называемых «российских хакеров». 

На фоне обсуждения вопросов о том, чего Россия достигла, чего ей только предстоит достичь и каким путем, вопрос о санкциях, введенных более трех лет назад против России странами G7 и еще рядом примкнувших к ним государств, звучал уже не так остро, как раньше. Но все же президент счел нужным уделить внимание и ему, поскольку санкции ограничивают возможности нашей страны, хотя и не так сильно, как того хотелось их инициаторам. Санкции не изменили позицию России, и наше отношение к ним не изменилось, подчеркнул президент. «Мы открыты к совместной работе, реализации взаимовыгодных проектов, к сотрудничеству в решении важнейших стратегических вопросов глобального развития. Только совместными усилиями можно преодолеть нынешние дисбалансы и обеспечить устойчивый рост мировой экономики», — резюмировал Владимир Путин.

Вечный спор о рубле, инфляции и экономическом росте

Чиновники и независимые эксперты — и это, наверное, вполне объяснимо — были более сдержанными в своих оценках, чем президент: во всяком случае, мало кто из них на ПМЭФ с уверенностью говорил о том, что российская экономика окончательно вступила в полосу роста. Скорее, в экспертном сообществе господствует сдержанный оптимизм, который можно описать следующими словами: «худшее позади». А что впереди — это во многом зависит от того, какой будет экономическая и финансовая политика страны, в том числе и от того, останется ли стабильным и предсказуемым курс национальной валюты и удастся ли сохранить инфляцию на нынешнем, то есть рекордно низком для России уровне (по последним прогнозам, она по итогам этого года не превысит 4 %, если, конечно, не произойдет ничего экстраординарного). 

«Несмотря на то, что нам удалось снизить инфляцию до заявленного нами уровня, мы не считаем, что добились своей цели, — заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина в рамках своего выступления на сессии «Макроэкономическая политика — от стабилизации к росту», состоявшейся в первый рабочий день Форума. — Надо понимать, что для нас задача изначально не формулировалась так — добиться, чтобы в какой-то отдельно взятый месяц года инфляция упала ниже 5 %. Цель гораздо масштабнее — инфляция должна остаться на низком уровне в долгосрочной временной перспективе. Да, говорят, что низкая инфляция — это заслуга, прежде всего, роста цен на нефть. Мы признаем, что этот фактор сыграл положительную роль, и именно поэтому не спешим изменять нашу кредитно-денежную политику в сторону ее стабилизации».

Глава Банка России призвала обратить внимание на примеры тех стран, которые давно таргетируют инфляцию, — Норвегию, Канаду и т.д. «Мы видим, что эти страны научились держать инфляционные ожидания и ситуацию с инфляцией в целом под контролем, и они не меняют свою ДКП даже в тех случаях, когда цены на их главные экспортные товары снижаются кратно. Так что у нас есть примеры. Еще один важный момент: мы никогда не считали, что сама по себе низкая инфляция создает условия для экономического роста. Она — один из факторов, который положительно влияет на экономическую ситуацию, на формирование экономических трендов в стране. Денежно-кредитная политика не способна пробить потолок потенциального роста, это могут сделать только структурные реформы. Но воспрепятствовать наступлению рецессии денежно-кредитная политика, конечно, может — при условии, что она является продуманной и эффективной», — подчеркнула Эльвира Набиуллина.

Министр финансов РФ Антон Силуанов, выступавший в рамках той же сессии, обратил внимание на то, что, независимо от того, переживает ли страна период кризиса или период роста, она всегда нуждается в сбалансированной бюджетной политике. «Государство — это главный инструмент, и его надо очень четко настроить для обеспечения устойчивого экономического роста в стране, — заявил глава Минфина. — С учетом этого надо понимать, что мы рискуем наступить на те же грабли, по которым уже ходили. Я имею в виду призывы увеличить расходы бюджета на поддержку, безусловно, очень важных отраслей, будь то безопасность, оборона или образование. Но простое увеличение вливаний финансовых ресурсов не приведет к радикальному улучшению ситуации в этих отраслях — зато наверняка приведет к разбалансировке бюджетной политики страны. Чем это для нее может обернуться, мы все видели».

«Самое главное для нас в качестве долгосрочного тренда — выстроить сбалансированную бюджетную политику. Сейчас, к сожалению, мы живем в долг, проедая те резервы, которые были сформированы в докризисный период, когда министерством финансов руководил Алексей Кудрин. Понятно, что постоянно так продолжаться не может», — предупредил Антон Силуанов.

Министр экономического развития России Максим Орешкин, в свою очередь, привлек внимание слушателей к тому факту, что в нашей стране, к сожалению, есть структурные ограничения, способные снизить ее возможности в продуцировании устойчивого экономического роста. «Именно на устранение их мы нацеливаемся при выработке наших программ. Первый элемент, о котором мы всегда говорим — необходимо создание понятного предсказуемого государства для того, чтобы возникла понятная предсказуемая среда для притока инвестиций. Это касается и налоговых вопросов, и тарифов, и использования новых инструментов финансирования, и цифровой экономики», — подчеркнул министр. Следует понимать, что для обеспечения устойчивого экономического роста необходимо также развитие экспортных возможностей, соответственно, и расширение рынков сбыта для продукции российских компаний. «Также традиционно актуальными у нас остаются вопросы человеческого капитала, внедрения новых управленческих стандартов. Необходимо и усиление конкуренции, поскольку это также является элементом обеспечения стабильности национальной экономики», — резюмировал глава МЭР.

Традиционно не слишком оптимистично, хотя в чем-то обнадеживающе прозвучало выступление председателя совета Фонда «Центр стратегических разработок» Алексея Кудрина. «Мы попали в ловушку низких ежегодных темпов экономического роста, — констатировал он. — Для того, чтобы выйти на 3-3,5 % роста ВВП, необходимы серьезные шаги — в первую очередь необходимо работать над повышением производительности труда». 

Алексей Кудрин, на протяжении долгих лет руководивший главным финансовым ведомством страны и до сих пор считающийся одним из наиболее компетентных экспертов в сфере управления государственными финансами, обратил внимание слушателей на то, что инвестиции в Россию, которые максимально возможны, будут давать меньше 2 % ВВП. «Как тогда подняться нашей экономике? Ответ один: только поднимая производительность труда. Для этого необходим целый спектр шагов, и главное — тут принципиально важен технологический фактор. При этом мы должны понимать, что по этому фактору мы отстаем, а нам надо не просто догнать лидеров мира по промышленной революции, но и обогнать их», — сказал А. Кудрин.

«Конечно же, большое внимание следует уделить образованию. ЦСР предлагает существенно увеличить вложения в образование, причем необходимо передавать следующим поколениям не только определенный набор знаний, но и навыки, например, критического мышления. То есть свою задачу мы должны видеть в том, чтобы умные, талантливые молодые люди становились успешными бизнесменами — от этого, в конечном счете, выиграет вся экономика и наша страна в целом. Еще один очень важный момент — инфляция. Если мы удержим уровень не выше 4 % годовых, то увидим существенное увеличение притока инвестиций. Снижение инфляции в долгосрочной перспективе действительно создает условия для оживления инвестиционной активности. Надо понимать, что ЦБ в этом случае неизбежно будет снижать процентные ставки, что создаст условия для повышения доступности кредитных ресурсов для наших компаний», — считает председатель совета Фонда «Центр стратегических разработок».

Пожалуй, наиболее эмоциональным в рамках этой сессии оказалось выступление главного исполнительного директора Группы Всемирного банка Кристаллины Георгиевой. Она выразила восхищение тем, что России удалось сохранить макроэкономическую и социальную стабильность в период самых суровых испытаний — когда мировые цены на нефть упали более чем в два раза по сравнению с их докризисными уровнями. Для любой страны, экономика которой сильно завязана на экспорте энергоресурсов, это могло бы обернуться самыми печальными последствиями, причем не только с точки зрения перспектив ее дальнейшего экономического развития. 

«То, что российская экономика пережила ценовой шок и сохранила стабильность, является результатом наличия у страны продуманной макроэкономической политики, — констатировала главный исполнительный директор Группы Всемирного банка. — Однако это не означает, что необходимо оставить все как есть. Надо сконцентрироваться на тех вопросах, которые требуют решения, — в том числе на повышении производительности труда, о чем много говорилось в рамках этой сессии. И, конечно, на повышении доли инновационной экономики в совокупном ВВП страны. Сейчас по различным оценкам эта доля в России не превышает 10 %, этого явно недостаточно, и тут как раз необходима продуманная государственная политика». Собственно говоря, ее слова прозвучали как предвестник того, о чем впоследствии, во второй день Форума, говорил в своем выступлении президент России, указывавший на необходимость создания в нашей стране цифровой экономики.    

Впервые Форум собрал на своей площадке рекордное количество участников — более 14 тыс. представителей бизнеса, глав международных организаций, официальных лиц, экспертов, ученых и журналистов более чем из 143 стран мира. Среди них главы 700 компаний из России и 400 иностранных компаний. Были широко представлены компании из США, Германии, Китая, Италии, Японии и других государств. 

В Форуме также приняли участие высокопоставленные зарубежные политики: Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш, Генеральный секретарь Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) Мохаммед Сануси Баркиндо, премьер-министр Габонской Республики Эммануэль Иссозе-Нгонде, премьер-министр Монголии Жаргалтулгын Эрдэнэбат, премьер-министр Содружества Доминики Рузвельт Скеррит, и.о. председателя правительства и министр иностранных дел Республики Сербии Ивица Дачич, вице-президент Республики Зимбабве Фелекезела Мпоко, второй вице-президент Республики Бурунди Джозеф Буторе, президент Республики Южная Осетия Анатолий Бибилов, президент Республики Сербской Милорад Додик и другие официальные лица. 

Среди российских официальных лиц в Форуме приняли участие 6 заместите­лей председателя правительства Российской Федерации, 19 министров, 30 руководителей федеральных служб и агентств.

В этом году на Петербургском форуме было подписано 475 инвестиционных соглашений, меморандумов и соглашений о намерениях (для сравнения: в 2015 году в рамках ПМЭФ было подписано 205 соглашений, в 2016-м — 356) на общую сумму 1817,9 млрд рублей (учтены соглашения, сумма которых не является коммерческой тайной).

Наиболее крупные из них:

  •  соглашение немецкого химического концерна Linde Group с российской группой «ТАИФ» о строительстве нового этиленового комплекса на базе ПАО «Нижнекамскнефтехим» на сумму 600 млрд рублей;
  •  соглашение между ГК «Росатом» и Корпорацией атомной энергии Индии о строительстве 5-го и 6-го энергоблоков на АЭС «Куданкулам» на сумму 239,4 млрд рублей (4,2 млрд долларов);
  •  соглашения о намерениях г. Санкт-Петербурга с Евразийским банком развития и Банком ВТБ (ПАО) об участии в реализации проекта строительства скоростной магистрали с мостом через реку Неву в створе улиц Фаянсовой и Зольной ­— Восточного скоростного диаметра на сумму 150 млрд рублей;
  •  соглашение между ГК «Росавтодор» и ООО «Юго-восточная магистраль» о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе ЦКАД Московской области на сумму 78,5 млрд рублей;
  •  соглашение между ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и Евразийским банком развития о сотрудничестве в области реализации и финансирования инвестиционной программы ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на сумму 60 млрд рублей;
  •  соглашение между Министерством промышленности и торговли, ООО «Тулачермет-Сталь» и Тульской областью об участии в инвестиционном проекте строительства литейно-прокатного комплекса на сумму 43,7 млрд рублей;
  •  соглашение между ВЭБ и ЗАО «Трансхолдинглизинг» о приобретении 770 вагонов для московского метрополитена на сумму 38,6 млрд рублей;
  •  соглашение между АО «МХК «ЕвроХим» и китайской корпорацией ChemChina о создании совместного производства промышленной продукции в России на сумму 28,5 млрд рублей.

 

Поделиться:
 

Возврат к списку