Аналитика и комментарии

29 мая 2017

три новых кита банковской системы

Апрель 2017 года стал очень благоприятным для российской банковской системы. Она получила сразу три новых законопроекта, принятых Госдумой в третьем, окончательном чтении, которые окажут серьезное влияние на работу всего российского банковского сектора. Будет ли это влияние позитивным, смогут ли вновь принятые законодательные акты помочь разрешить накопившиеся в секторе проблемы? На эти вопросы пока сложно ответить, но опрошенные NBJ эксперты надеются на лучшее. 

Управление «токсичными» активами

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о внесении в законодательство изменений, предусматривающих создание дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций. Законопроект предусматривает создание Фонда консолидации банковского сектора, формируемого за счет средств Банка России, и компании, которая будет управлять инвестициями в капиталы санируемых кредитных организаций с целью их оздоровления. Документ вводит новый механизм санирования, который предусматривает прямое участие регулятора в капитале санируемых банков через управляющую ­компанию.

Директор группы банковских рейтингов АКРА Александр Проклов весьма позитивно оценивает появление данного законопроекта, поскольку, на его взгляд, российскому банковскому сектору давно не хватает инструмента управления «токсичными» активами и в целом санируемыми банками. «Прежняя практика санации проблемных банков нормально функционирующими банками за счет АСВ себя не вполне оправдала, – считает Александр Проклов. – К тому же число банков – претендентов на санацию продолжит расти, а круг игроков, способных взять санацию на себя, весьма ограничен. Здоровая часть российской банковской системы в целом недостаточно капитализирована и недостаточно прозрачна для того, чтобы абсорбировать значительные и часто неявные риски санации проблемных банков. Поэтому положительными сторонами создания Фонда консолидации являются, во-первых, появление единого инструмента санации для всей банковской системы, а во-вторых, принятие регулятором рисков санации на себя».

Эксперт АКРА добавляет, что, конечно, возникают вопросы о будущем банков, прошедших санацию по новому закону, а также о том, как будет осуществляться управление активами санируемых банков со стороны новой создаваемой под эгидой ЦБ РФ компании. Однако это уже вопросы реализации законопроекта, а не его содержания.

По мнению руководителя управления банковских рейтингов НРА Егора Иванова, Банк России был недоволен тем, как происходили и происходят санации банков, поскольку зачастую санаторы решали свои проблемы за счет санируемых организаций. «Помимо прочего, санируемые банки имеют ряд преференций в части пруденциального регулирования, они могут нарушать ряд обязательных нормативов, чем и пользуются санаторы, переводя на их балансы проблемные или рискованные активы, – подчеркивает Егор Иванов. – Центральный банк сейчас предлагает изменить процесс оздоровления, выделяя непосредственно в капитал санируемых банков денежные средства, что позволит сразу восстановить их капитальную устойчивость и нормативы. Также перевод процедуры санации под контроль Банка России не позволит использовать ее для решения своих проблем банкам-санаторам. Неоднозначным остается только вопрос возвратности выделяемых средств. По логике финалом санации должна стать продажа прошедшего процедуру оздоровления банка, однако как минимум в текущих реалиях сделать это будет крайне сложно».

Особое мнение: «российская модель количественных смягчений»

Доцент кафедры экономической теории факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова Валентина Кузнецова считает, что создание дополнительных механизмов финансового оздоровления банков – вопрос очень обширный. Внимательно и достаточно полно оценить последствия данного закона, по ее мнению, крайне сложно, поскольку еще не обнародована поддерживающая его нормативная база. Поэтому пока можно давать только общие ­комментарии.

«Основная цель данного законопроекта − совершенствование действующего в России законодательства о несостоятельности (банкротстве) коммерческих банков», – уверена Валентина Кузнецова. Предполагается, что вступление этого законопроекта в силу позволит Банку России решить еще несколько задач. Во-первых, снизить расход средств, выделяемых Банком России на санацию и финансовое оздоровление проблемных банков и других кредитных организаций. Во-вторых, повысить эффективность надзора и финансового контроля за использованием средств, направляемых на финансовое оздоровление. В-третьих, исключить зависимость результативности финансового оздоровления неплатежеспособных банков от финансового состояния и бизнес-стратегии банков-санаторов. Наконец, минимизировать потенциальную потребность либо в дополнительных расходах бюджета на рекапитализацию банков, либо в чрезвычайной денежной эмиссии Банка России в случае нового финансового стресса. Решение данных задач напрямую зависит от того, какими будут детализирующие положения закона нормативные документы.

В принятом проекте прописано, что оздоровление проблемных финансово-кредитных учреждений Банк России будет осуществлять через создаваемую в рамках его организационной структуры управляющую компанию Фондом консолидации банковского сектора (УК ФКБС). 

По мнению Валентины Кузнецовой, здесь существует несколько аспектов, которые требуют детального рассмотрения и конкретизации. «Первый аспект – финансирование деятельности УК ФКБС. Установлено, что основной источник финансирования деятельности управляющей компании – это ФКБС, который образуется за счет вложений Банка России. Однако пока не ясно, что будут представлять собой данные вложения. Скорее всего, источником финансирования деятельности станет денежная эмиссия под долгосрочные кредиты УК ФКБС. Условия выделения, уровень их риска и перспективы возврата, включая временной горизонт вложений, – крайне неопределенные параметры», – полагает доцент МГУ.

Второй аспект, на который следует обратить внимание, это полномочия УК ФКБС. «Закон наделяет управляющую компанию широким спектром полномочий. Например, правом приобретать акции (доли в уставном капитале) проблемных банков, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, в том числе по цене выше их номинала. Правда, при этом не ясно, в каких случаях это станет возможным, так как в законе не зафиксированы однозначные критерии. Это означает, что УК ФКБС будет рекапитализировать проблемные банки, то есть осуществлять bail-out за счет средств Центрального банка РФ. В краткосрочном периоде следствием подобной рекапитализации банков за счет средств ЦБ РФ может быть всплеск темпов инфляции. Формально такой подход снижает риски для федерального бюджета, трансформируя их в риски Банка России», – уверена Валентина Кузнецова.

Кроме того, управляющая компания ФКБС будет обладать полномочиями предоставлять санируемой кредитной организации субординированные кредиты (депозиты, кредиты, облигационные займы). «Выбор инструмента поддержки санируемой организации и период времени, на который он предоставляется, крайне важны для макроэкономики, – подчеркивает Валентина Кузнецова. – Например, что конкретно подразумевается под формулировкой «облигационные займы», не совсем понятно. Если это субординированный заем Министерства финансов РФ, тогда это приведет к увеличению долговой нагрузки на федеральный бюджет. Если это кредит Центрального банка РФ, тогда срочность возможных долговых обязательств Банка России должна быть более одного года, однако это противоречит нормам № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Точно так же возникает вопрос, каков статус понятия «субординированные депозиты»? Детали пока не известны, хотя выбор конкретного инструмента будет иметь серьезные макроэкономи­­ческие послед­ствия», – уверяет Валентина Кузнецова.

Помимо этого, УК ФКБС будет предоставлять кредитным организациям, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, кредиты, размещать на их счетах депозиты, выдавать банковские гарантии по обязательствам санируемой организации. По мнению Валентины Кузнецовой, последние два пункта как минимум ставят вопросы об условиях выделения всех вышеперечисленных инструментов и публичной отчетности, об использовании выделяемых ресурсов, а также возможных механизмах риск-менеджмента в Банке России. 

Наконец, УК ФКБС будет обладать полномочиями на продажу акций (долей в уставном капитале) кредитных организаций, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, в том числе по цене ниже стоимости их приобретения за счет средств фонда. В данном случае Валентина Кузнецова выражает сомнения относительно того, в каких случаях применение данной меры будет считаться оправданным и как будут компенсироваться убытки УК ФКБС, то есть Банка России. 

Пристального внимания, по мнению доцента МГУ, требует и вопрос принятия решений. «Речь идет о том, что конкретные действия УК ФКБС сможет осуществлять только на основании решений совета директоров Банка России. Учитывая установленный в законодательстве состав совета директоров Банка России, можно предположить, что при обсуждении возможных мер УК ФКБС будут доминировать интересы кабинета министров, а не мнение регулятора», – подчеркивает Валентина Кузнецова.

«Важный аспект данного законопроекта – ответственность прежних собственников и менеджеров санируемых банков, – уверена эксперт МГУ. – В отличие от рекомендаций Совета по финансовой стабильности и Банка международных расчетов по настройке механизма bail-in и норматива условного пассивного счета (TLAC), закон прячет ответственность собственников и менеджеров санируемых банков за неплатежеспособность кредитной организации в план оздоровления. Нет законодательно установленной ответственности виновных в неверных управленческих решениях в санируемых кредитных организациях, и сохраняется возможность субъективных и дискретных решений».

Конечно, возникает вопрос, как будут решаться проблемы плохих долгов санируемых банков. «Данный аспект вообще вынесен за рамки закона, в котором лишь упоминается, что план оздоровления банка может предусматривать устранение иных проблем, не связанных с формированием резервов на возможные потери по ссудам и приравненным к ним активам», – говорит Валентина Кузнецова. По ее мнению, такой подход, с одной стороны, понятен, так как Банк России не несет ответственности за финансовое состояние клиентов проблемных банков, а с другой − от того, как будет реструктурироваться убыточная задолженность клиентов санируемого банка и какие будут реализовываться планы восстановления их платежеспособности, зависит скорость и результативность реабилитации проблемных банков.

«В целом можно заключить, что при всех неопределенностях положений данного закона его принятие в третьем чтении закладывает основы для кардинальной смены характера монетарной политики Банка России – для отхода от умеренно жесткой ДКП и постепенного ее смягчения. Условно это можно назвать российской моделью количественных смягчений», – делает вывод эксперт МГУ.

Новая банковская система

Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который предусматривает переход к новой банковской системе и разделение кредитных организаций на владельцев универсальных и базовых лицензий. Этот вопрос обсуждался достаточно долго, и NBJ на своих страницах уже поднимал данную тему. Поэтому сейчас мы ограничимся лишь некоторыми базовыми тезисами.

Данный закон, безусловно, создаст для банковской отрасли новую систему координат. «Он позволит упростить регулирование деятельности небольших банковских организаций и снизить риски, связанные с выводом активов за рубеж и отмыванием капитала, – рассказывает Александр Проклов (АКРА). – Ограничение корпоративного кредитования для таких банков малыми и средними предприятиями, а также установление максимального размера кредитного риска на уровне 20% от капитала позволят существенно сократить риски концентрации в принципе. Вместе с тем закон даст дополнительный импульс процессам консолидации банковской системы, поскольку банки с базовой лицензией могут столкнуться со снижением прибыльности из-за потери некоторых направлений бизнеса и в целом могут оказаться не столь интересны акционерам».

Что касается банков с универсальной лицензией, то в АКРА считают сугубо положительным фактором дальнейшее ужесточение правил регулирования для них в соответствии с требованиями базельских стандартов. «Вероятно, некоторые крупные и крупнейшие банки выиграют от этого закона благодаря экспансии в регионы, где они займут ниши выбывающих из банковской системы малых и средних банков», – предположил эксперт АКРА.

Егор Иванов (НРА) уверен, что принятие законопроекта, с одной стороны, позволит существенно снизить регулятивное давление на небольшие кредитные организации, а с другой стороны, создаст определенные репутационные риски для них и снизит их конкурентные позиции по сравнению с обладателями универсальной лицензии.

Член правления Банка Финсервис, директор по развитию розничного бизнеса Юрий Дьячков считает, что принятие закона пойдет на пользу банковской системе. «Банковский бизнес станет более прозрачным, окончательно уйдут в прошлое сомнительные схемы, их использование станет невозможным. Те банки, которые предпочтут работу по базовой лицензии, смогут активнее развиваться благодаря смягчению нормативных требований, более простым формам отчетности и некоторому ослаблению контроля», – поясняет специалист.

Все бюджетники и пенсионеры получат «Мир»

На пленарном заседании 21 апреля Госдума также приняла в третьем, окончательном чтении закон о поэтапном переходе бюджетников и пенсионеров на платежные карты «Мир». Закон обязывает банки до 1 июля 2017 года обеспечить прием карт «Мир» во всех своих банкоматах. С этой даты при обращении бюджетников за открытием нового счета, предусматривающего использование платежных карт для получения денежных выплат, банки будут обязаны выдавать карту «Мир». Действующие бюджетники должны быть переведены на карту «Мир» до 1 июля 2018 года. Пенсионеры смогут получить карты «Мир» взамен карт, не являющихся национальными платежными инструментами, которыми они сейчас пользуются, по истечении срока их действия, но не позже 1 июля 2020 года.

Требования об обязательном переходе на карты «Мир» не будут касаться так называемых разовых перечислений: налоговых вычетов по НДФЛ, выплат в наличной форме, единовременных выплат и др.

«С точки зрения рисков, связанных с переходом на карты «Мир», мы не ожидаем существенных проблем для банковского сектора, – говорит Александр Проклов (АКРА). – Насколько известно, почти все POS-терминалы и банкоматы уже адаптированы под работу с этой картой, поэтому каких-то значимых дополнительных расходов банки уже не понесут. Ключевые возможные риски здесь не столько сугубо банковские, сколько процессинговые, поскольку платежная система должна доказать свою устойчивость в долгосрочной перспективе. В принципе, именно устойчивость работы системы является важным фактором операционного риска для банков, работающих с бюджетниками и пенсионерами. Поскольку это социально чувствительная часть банковской клиентуры, бесперебойное функционирование очень важно для предотвращения репутационных рисков банка – эмитента карты».

По мнению Юрия Дьячкова (Банк Финсервис), появление карты «Мир» обеспечивает независимость российской платежной системы, что в свете происходящих в мире событий очень важно. «Перевод бюджетников на платежные карты «Мир», с нашей точки зрения, – явление положительное, – говорит эксперт. – Он будет способствовать дальнейшему развитию проекта и, несомненно, пойдет на пользу стране. Как определенный минус можно расценить отсутствие у людей выбора, однако большинство современных организаций и сегодня решают этот вопрос исходя из собственных интересов, без участия держателей карт».

«Несколько смущают сроки, отведенные для открытия новых карточных счетов. Банки, которые еще не успели завершить эмиссионные проекты в НСПК, оказываются из-за этого в непростом положении», – отмечает Юрий Дьячков. С другой стороны, по мнению эксперта, в большинстве финансово-кредитных организаций давно уже имеется необходимое программное и техническое обеспечение, его просто надо немного доработать.   

текст Оксана Дяченко
Поделиться:
 

Возврат к списку