Аналитика и комментарии

13 февраля 2017

норматив, вводимый постепенно

Новый год для российских банков начался с обязанности выполнять новый норматив – Н25, призванный ограничить риски, приходящиеся на лицо или группу лиц, связанных с финансово-кредитной организацией. Центральный банк РФ дает понять, что не намерен сразу же применять к банкам жесткие санкции за нарушение этого норматива, но в то же время регулятор будет отслеживать, чтобы поднадзорные субъекты соблюдали его в своей деятельности. О том, чем это чревато для участников банковского сектора и почему понадобилось введение этого норматива, в интервью NBJ рассказала заместитель директора группы банковских рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Ирина НОСОВА. 

NBJ: Ирина, с 1 января 2017 года ЦБ РФ ввел в число обязательных нормативов Н25 – норматив ограничения риска на связанных с банком лиц. Чем обусловлена необходимость его введения?

И. НОСОВА: Введение этого норматива обусловлено необходимостью ограничения концентрации риска российских банков на операциях со связанными с ними структурами. Зачастую банки, особенно кэптивные, используются акционерами для выдачи кредитов внутри группы. Фактически это может дестабилизировать состояние банка, в случае если связанные заемщики испытывают финансовые сложности или не ведут реальной финансово-хозяйственной деятельности. Вместе с тем кредитование связанных с банком финансово устойчивых компаний, напротив, будет благоприятно отражаться на качестве его кредитного портфеля.

NBJ: В чем, по вашему мнению, ключевые отличия Н25 от уже ставшего привычным для участников банковского рынка норматива Н6 (максимального размера риска на одного заемщика и группу связанных заемщиков)?

И. НОСОВА: В том, что Н6 ограничивает риск на одного заемщика или же нескольких связанных друг с другом заемщиков, которые могут быть как связанными с банком, так и нет. Норматив Н25 используется только для ограничения рисков по операциям со связанными с банком сторонами. При этом, согласно Инструкции Центрального банка РФ от 03.12.2012 №139-И, норматив Н6 не рассчитывается банками по группе связанных заемщиков в том случае, если перечень лиц, задолженность которых используется при расчете как норматива Н6, так и Н25, полностью совпадает.

NBJ: В июле 2016 года председатель Банка России Эльвира Набиуллина ­заявила, что Н25 будет вводиться поступательно. Что это означает на практике? Банкам будет предоставлен определенный период, в течение которого к ним не будут применяться регуляторные санкции за нарушение этого норматива?

И. НОСОВА: Поступательно означает, что регулятор не намерен шокировать банки введением очередного ограничения, что подтверждается в том числе неоднократным переносом сроков внедрения (изначально планировалось ввести его с 01.01.2015), а также предоставлением банкам возможности сократить объемы кредитования связанных сторон в течение 2017 года для последующего соблюдения норматива в 2018 году (с 01.01.2017) при расчете Н25 задолженность перед банком связанных с ним лиц, ведущих реальную деятельность и имеющих кредитный рейтинг, включается с коэффициентом 20%, а с 01.01.2018 – с ­коэффициентом 50%).

NBJ: Сколько ориентировочно банков, по вашей оценке, находятся или могут оказаться в группе риска после введения Н25?

И. НОСОВА: Точно оценить количество таких банков достаточно сложно, поскольку до сих пор среди российских банков популярен «творческий» подход к составлению финансовой отчетности, особенно среди тех кредитных организаций, которые находятся на грани нарушения обязательных требований регулятора. Одним из наиболее распространенных способов искусственного снижения значения этого норматива может остаться кредитование связанных с банком структур через ряд посреднических, в том числе технических компаний (включая ­офшорные). 

NBJ: Участники рынка говорят о сложном механизме расчета этого норматива и высказывают опасения, что нарушения могут стать не следствием злого умысла с их стороны, а следствием сложности формулы расчета. Насколько, по вашему мнению, обоснованными являются эти опасения?

И. НОСОВА: Формулы расчета большинства обязательных нормативов Банка России достаточно сложны, однако, на мой взгляд, основное опасение у банков должно вызывать не это обстоятельство, а предоставление четкого обоснования в отношении неотнесения того или иного заемщика к связанным с банком ­сторонам.   

беседовала Анастасия Скогорева
Поделиться:
 

Возврат к списку