Аналитика и комментарии

22 июля 2016

идем по нарастающей!

Санкт-Петербургский международный экономический форум из мероприятия, которое еще несколько лет назад можно было назвать «первым среди равных», превратился в совершенно уникальную площадку для проведения самых интересных дискуссий и решения самых острых проблем. Поэтому нет ничего удивительного в том, что к нему на протяжении всех трех дней проведения приковано внимание как крупного международного бизнеса, так и государственных деятелей различных стран, политиков, экономистов и мировых СМИ. Действительно, где еще можно получить информацию и экспертные оценки состояния российской и мировой экономики, геополитической ситуации в мире?

Триллион рублей как голубь с лавровой веточкой

Так уж повелось, что успех Петербургского международного экономического форума наблюдатели оценивают не только по принципу статусности его участников и не только по тому, представители какого количества стран прибыли в Северную Венецию для участия в ПМЭФ, но и, если можно так сформулировать, «по деньгам». То есть по тому, на какую общую сумму были заключены контракты в ходе Форума. И здесь действительно налицо перемены: по итогам ПМЭФ-2015 было подписано 205 соглашений, меморандумов, контрактов, рамочных протоколов о сотрудничестве, заявлений о намерениях на общую сумму 293,4 млрд рублей. По итогам ПМЭФ-2016 аналогичный показатель составил один триллион рублей.

Эксперты, впрочем, обращают внимание не только на сухие цифры, но и на нечто, по их мнению, более важное. Количество заключенных контрактов, их масштаб, то, что подавляющее большинство из них являются долгосрочными, свидетельствуют об одном и том же: острая фаза санкционного противостояния осталась позади. Несмотря на то, что буквально через несколько дней Совет ЕС оставил в силе ограничительные меры, введенные против нашей страны летом 2014 года, европейский бизнес не утратил интереса ни к российскому рынку, ни к имеющимся и потенциальным российским партнерам. И лучше всего об этом, как отмечают аналитики, свидетельствовал факт участия в работе Форума председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера и премьер-министра Италии Маттео Ренци. 

Главу итальянского правительства западные СМИ даже окрестили «ледоколом, который должен разбить лед непонимания» между Россией и Евросоюзом. Стоит отметить, что в прошлом году эту роль отводили премьер-министру Греции Алексису Ципрасу, но он не смог ее сыграть в силу объективных причин – слабости экономических и политических позиций Греции в Европейском союзе. От Италии и ее премьера в этом смысле и российский, и европейский бизнес ожидали большего – как, впрочем, и от главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, призвавшего «не закрывать двери друг перед другом» и не возводить разделительных стен между Россией и Европой. «Хорошо известно, что сейчас необходимо восстановить уровень доверия друг к другу. Нужно оставлять двери открытыми. В прошлом наши народы многое разделяло, и эти различия до сих пор бросают тень на процессы, происходящие сейчас. Но мы не должны становиться заложниками прошлого: цена разобщенности может оказаться слишком высокой. При этом я уверен, что на Россию в этом мире возложена особая миссия и особые обязательства», – такое заявление в рамках своего выступления на ПМЭФ-2016 сделал глава ЕК. 

В качестве ответа ему прозвучали слова президента РФ Владимира Путина: «Как бы ни складывались наши отношения в последнее время и какими бы ни были наши противоречия с ЕС, мы отдаем себе отчет в том, что ЕС является нашим ключевым экономическим и торговым партнером, и мы заинтересованы в углублении и активизации контактов с ним. Россия не была инициатором введения ограничительных мер против ЕС, и мы готовы сделать шаг навстречу Европейскому союзу. Но любые шаги и любые смягчения санкционного режима должны быть обоюдными».

Наверное, рассказ о «геополитической» части ПМЭФ-2016 был бы неполным без упоминания о том, что в рамках Форума перед его участниками выступил и генеральный секретарь Организации Объединенных Наций (ООН) Пан Ги Мун. «Мы собрались в очень важное время, когда многие люди, наверное, испытывают разочарование при мысли о том, в каком опасном мире мы живем. Но в то же время мы уверены в том, что можно обеспечить устойчивое развитие мира. И я знаю, что ПМЭФ как раз является тем местом, где можно обсудить как вызовы, стоящие перед человечеством, так и пути и методы решения этих проблем», – подчеркнул в своем выступлении генсек ООН. Он также отметил, что именно наша страна является глобальным игроком, важнейшим участником всех происходящих в мире процессов. «Россия может сыграть огромную роль в создании «зеленой экономики». Подобная диверсификация была бы выгодной для нее, поскольку ее экономика остается зависимой от цен на сырьевые товары. В рамках этого Форума предусмотрена сессия «Жизнь после нефти». Я уверен, что российские ученые и инженеры в состоянии помочь всем найти ответ на этот вызов», – заявил Пан Ги Мун.

Адаптация к вызовам, дисбаланс бюджета и «накачка мышц»

Уже привычной и неотъемлемой частью Петербургского международного экономического форума является обсуждение ситуации в российской экономике – причем как на макроуровне, так и по отдельным отраслям. И нет ничего удивительного в том, что сессии, посвященные этим вопросам, приковывают к себе всеобщее внимание. Ни для кого не является секретом, что последние два года были для национальной экономики очень сложными: ей пришлось за этот период пережить и девальвацию рубля, и массированный отток капитала из страны, и разрыв связей с привычными торговыми партнерами, и резкое снижение цен на нефть и другие сырьевые товары, которые традиционно составляли существенную часть национального экспорта. Поэтому всех волновали вопросы: удалось ли российской экономике справиться со всеми вышеперечисленными и целым рядом неназванных вызовов? Есть ли основания полагать, что она в обозримом будущем вернется если не на траекторию роста, то на траекторию более или менее стабильного развития, без новых бурь и потрясений?

Государственные чиновники были настроены сдержанно-оптимистично и в то же время указывали на то, что проблем еще достаточно и оснований для того, чтобы почивать на лаврах, нет. Говоря о состоянии российской экономики, президент РФ выразил надежду, что правительство и ЦБ РФ продолжат работу по стабилизации экономической ситуации в России. «Нам удалось многое: сохранить стабильность экономической ситуации, резервы, в два раза снизить уровень инфляции. Но нельзя останавливаться на достигнутом: нам необходимо добиваться повышения производительности труда, так настраивать законодательство, технические стандарты и т.д., чтобы компании были заинтересованы внедрять энергосберегающие технологии. Также необходимо снижать зависимость экономики России от динамики цен на сырьевые товары на мировых товарных рынках», – заявил президент РФ.  

Глава Министерства экономического развития Алексей Улюкаев, со своей стороны, обратил внимание участников Форума на то, что на данный момент в мировой экономике сложилась достаточно сложная ситуация и, поскольку Россия является ее неотъемлемой частью, то это не может не сказываться на ситуации в ней. «Мы в России сталкиваемся с негативными последствиями этого явления, но считаем, что нижняя точка спада уже пройдена. Мы ожидаем, что по итогам текущего года рецессия полностью прекратится и мы вернемся на траекторию роста. Очень важно использовать при этом те преимущества, которые дает мировая торговля, и с этой точки зрения мы считаем положительным то, что «Большая двадцатка» призывает к отказу от использования протекционистских мер. В то же время на практике мы видим, как предпринимаются шаги, направленные на искусственное снижение конкурентоспособности экономик различных стран, в том числе и российской», – подчеркнул Алексей Улюкаев. При этом глава МЭР обратил внимание на то, что серьезным вызовом для России остается дефицит бюджета, и необходимо предпринимать точные и выверенные меры для его сокращения и в идеале для возвращения в краткосрочной перспективе к бюджетному профициту.

Стоит отметить, что тема дефицита государственного бюджета волновала не только Алексея Улюкаева, но и его коллег по финансово-экономическому блоку в правительстве: главу Минфина РФ Антона Силуанова и председателя Банка России Эльвиру Набиуллину. Глава Центрального банка акцентировала внимание участников форума на том, что именно бюджетная политика является на сегодняшний день темой, которая заслуживает особенно тщательного рассмотрения. 

«Если говорить о финансовой системе, то мы видим, что ситуация здесь стабилизировалась достаточно быстро: если прошлый год она начинала с убытков, то теперь демонстрирует прибыль, сохранение возможностей для кредитования, сохранение капитала банковской системы. Но для того чтобы позитивные тенденции сохранились, необходимо адаптировать бюджетную политику к новым вызовам – прежде всего к новым ценам на нефть. Эта политика должна быть предсказуемой, чтобы не вызывать у участников рынка вопросов, чтобы не было периодов неконтролируемого роста госдолга, или масштабного эмиссионного финансирования, или резкого изменения налогообложения», – подчеркнула в своем выступлении на ПМЭФ глава Банка России Эльвира Набиуллина. Она также отметила, что проблема дефицита бюджета во многом становится и проблемой сохранения высоких процентных ставок. «Мы провели очень простые подсчеты: если дефицит бюджета вырастет на 1%, то и процентные ставки приходится устанавливать на 1% выше. То есть в таких условиях смягчение денежно-кредитной политики становится невозможным. Соответственно, необходимо сбалансировать бюджет», – резюмировала председатель Банка России. 

Министр финансов РФ Антон Силуанов, со своей стороны, согласился с мнением коллеги. «Справедливо говорится о том, что многие отрасли нашей экономики адаптировались к новым вызовам и банковская система адаптировалась к ним, а вот бюджет – действительно пока нет. У нас еще наблюдается большой дисбаланс между доходами и расходами, и поэтому нашей тактической основной задачей на следующий трехлетний период является сведение этого дисбаланса к минимуму». 

Говоря об  экономике в целом, глава финансового ведомства также выразил уверенность в том, что и для сбалансирования бюджета, и для решения других жизненно важных для страны задач необходимо структурное реформирование национальной экономики. «В начале 2000-х годов мы были заряжены на проведение структурных реформ, и нам не мешало то, что среднегодовая цена на нефть тогда не поднималась выше 30%. Сейчас, как вы видим, эта цена выше, но дела с реформами у нас обстоят не слишком хорошо. Проблема, на мой взгляд, в том, что мы выросли из «нефтяного каркаса», но «не накачали мышцы», не создали институты, которые были бы более производительными, чем их предшественники», – заявил Антон Силуанов. «Это приводит к тому, что мы еще готовы соревноваться с Китаем, США и другими странами по объему инвестиций, но мы не можем соревноваться с ними по уровню эффективности этих инвестиций. И как раз одна из наших важнейших задач – сделать так, чтобы наша экономика могла «накачать мышцы». Если этого не произойдет, то мы останемся жить, если так можно выразиться, в прошлом: будем поддерживать экономику не через правильные каналы, а «по старинке», продавая сырьевые ресурсы, допечатывая в случае необходимости деньги, выходя на внутренний рынок заимствований и т.д. Мы видим, что эти каналы, конечно, работают, но не так эффективно, как этого хотелось бы».

А что у нас «по банкам»?

Петербургский международный экономический форум обычно являет собой сочетание ожидаемого и неожиданного. Ряд заявлений и выступлений – в том числе и те, отрывки из которых приводились выше, были вполне ожидаемыми. Вряд ли для участников этого масштабного события стало сюрпризом и то, что одной из самых интересных сессий оказалась банковская – это естественно, если принять во внимание то, какую роль банки в принципе играют в экономической жизни страны и какие события и перемены переживает эта система в последние два-три года. 

По мнению генерального директора Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Екатерины Трофимовой, перемены эти таковы, что все участники банковского рынка должны понимать: возврата к прежнему не будет, даже если мировые цены на нефть восстановятся на докризисных уровнях и экономика нашей страны вновь выйдет на траекторию роста. «В ближайшие пять лет необходимы более системные, не эволюционные, а революционные изменения в банковской системе. Собственникам банков придется принимать решения, насколько они готовы поддерживать свои банковские структуры, поскольку возврат на капитал у нас будет находиться на уровне, близком к тому, на котором этот показатель находится в странах Западной Европы. Казалось бы, ничего плохого в этом нет, но необходимо учитывать, что риски ведения банковской деятельности в России совершенно иные, это во-первых, и, во-вторых, прибыль банковского сектора в целом формирует преимущественно узкий круг банков. Добиться мультипликаторов, на которых настаивают собственники, вспоминая предыдущие годы, невозможно, и это необходимо иметь в виду», – подчеркнула Екатерина Трофимова.

Генеральный директор Агентства по страхованию вкладов Юрий Исаев, как выяснилось, настроен еще более пессимистично. По его мнению, банковский сектор в России страдает не столько от неких внешних негативных экономических факторов, сколько от того, что очень многие проблемы в нем накапливались в течение десятилетий и не находили решения. «Я считаю глубоко ошибочным обсуждение нынешнего кризиса как кризиса двух-трехлетней давности. На самом деле нам нужно отдавать себе отчет в том, что все, с чем мы сталкиваемся сейчас, – это последствия кризиса 1998 года. Ничего серьезного с тех пор для расчистки сектора не было принято. Банки ретушировали отчетность, скрывали дыры в капитале – и, пока это было возможным, выживали. Сейчас в силу целого ряда факторов это вылезло наружу, и регулятор, по сути, делает ту работу, которую он должен был начать еще 18 лет назад», – высказал свое мнение Юрий Исаев. «Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на статистику АСВ: у нас одновременно находятся на ликвидации 264 финансово-кредитные организации. Это, возможно, не показатель того, что «ужас, что творится», но это показатель, который заставляет задуматься, сколько времени было упущено зря и какой мы хотим видеть нашу банковскую систему. Пока мы вынуждены с сожалением констатировать, что в нынешнем ее состоянии банковская система не может стать локомотивом для экономического роста в стране», – подчеркнул глава Агентства по страхованию вкладов.

Естественно, как непосредственным участникам банковской системы, так и экспертам, анализирующим сложившуюся в ней ситуацию, не добавляет оптимизма то, что происходящее вовне также далеко от идеала. Как отметил главный исполнительный директор Дойче Банка Павел Теплухин, мировая – и в первую очередь европейская – банковская система сталкивается сейчас с целым рядом вызовов, и, конечно же, российская система, как обычно, страдает в таких случаях от «эффекта рикошета». «Если говорить о европейских банках, то их главной проблемой является то, что до сих пор на Западе слова «банки» и «банкир» являются бранными. Это началось с 1998 года, и до сих пор встраивание банков в общество остается для западных стран проблемой. Это один момент. Второй момент – в идентификации: теперь на повестке дня не идея «знай своего клиента», а идея «знай клиента своего клиента». Это задача космической сложности, она является практически нереализуемой, но регуляторы различных стран стремятся опередить друг друга в ее решении», – пояснил Павел Теплухин.

«Третья важная проблема, которую я вижу в европейской банковской системе, – то, что регуляторы сейчас конкурируют друг с другом за то, чтобы придумать новые ограничения и требования для поднадзорных субъектов. И беда не только в том, что банки не справляются с этим на национальных уровнях, – беда еще и в том, что регуляторы действуют не синхронно и таким образом рискуют своими действиями обрушить мировую банковскую систему», – предупредил главный исполнительный директор Дойче Банка.

То, что волновало банкиров и что нашло свое отражение в разговорах в кулуарах Форума, можно было бы обсуждать и дальше. Участники рынка признавали: для них принципиально важно то, что именно на ПМЭФ можно обо всем говорить открыто, и то, что именно в рамках Форума эксперты максимально откровенно делятся друг с другом как своими оценками ситуации, так и прогнозами относительно ее дальнейшего развития. Не все гладко и безоблачно: и российская экономика в целом, и национальная банковская система еще страдают от последствий кризиса, но, как известно, дорогу осилит идущий.  

текст Анастасия Скогорева
Поделиться:
 

Возврат к списку