Аналитика и комментарии

11 декабря 2012

решение успеха

НБЖ: Оксана Александровна, некоторое время назад мы с вами говорили о будущем платежных систем. Напомню, статья называлась «Банковский сотрудник XXI века» (НБЖ, май 2012). Правильно ли я понимаю, что это будущее уже наступило?

0. КАЛАШНИКОВА: Да, мы говорили о развитии кредитных организаций в сторону максимального ухода от человеческого фактора, о создании автоматизированного офиса, предоставляющего весь спектр банковских услуг.

Запрос на такую технологию очевиден: банки заинтересованы в региональной   экспансии.   Емкость   рынка в мегаполисах и крупных городах не безгранична,   а   конкуренция   крайне высока. Развитие сетей на местах - это возможность для центральных банков  получить  существенное  конкурентное преимущество, а для банков субъектов РФ - выйти за пределы  материнского  региона.  Но это одна сторона вопроса. Другая же заключается в том, что создание и поддержка полноценной региональной сети - дело крайне дорогостоящее. Ведь каждый филиал - это специально оборудованное, защищенное помещение, это штат высококвалифицированных     сотрудников... Кстати, в малых населенных   пунктах   нужно   еще найти  специалистов,  обладающих нужными знаниями и опытом. И именно поэтому банки весьма неохотно входят даже в населенные пункты с численностью населения менее ста тысяч человек.

Автоматизация банковских услуг способна разрешить сложившееся противоречие. Соответственно, рассуждая о будущем, я опиралась, во-первых, на реальные запросы рынка. А во-вторых, сейчас это уже не секрет, на собственные разработки нашей компании.

Сегодня SAGA Technologies готова предложить своим клиентам решение - комплекс «Автоматизированный банковский офис самообслуживания».

НБЖ: Как выглядит новая система?

0. КАЛАШНИКОВА: Программно-аппаратный комплекс состоит из нескольких современных терминалов cash in/ cash out, дополнительно оснащенных системой видеосвязи, телефонной трубкой, сканером паспортов, принтером формата А4, кард-диспенсером для выдачи обезличенных банковских карт.

Число устройств, составляющих автоматизированный офис, варьируется в широком диапазоне в зависимости от желания заказчика и ожидаемого числа клиентов. Где-то будет достаточно одного терминала, где-то, не исключено, потребуется сеть из 10 устройств.

Смонтирован комплекс может быть в любом помещении - будь то отдельно стоящий павильон, ряд кабинок или выгородка в торговом центре. Это может быть кабинет в здании местной администрации или комната в библиотеке. Все, что нужно для инсталляции автоматизированного офиса, - розетка 220 вольт и подключение к сети Интернет.

Важно, что помещение не требует специальной подготовки с точки зрения безопасности - офис состоит из устройств, которые защищены сами по себе, они являются антивандальными и взломостойкими.

НБЖ: Одним из вариантов вхождения банка в населенный пункт является создание мини-офиса, состоящего из терминала и банкомата. Этого достаточно для приема микроплатежей, погашения кредитов, выдачи наличности с банковских карт. Подразумевается, что функционал автоматизированного офиса будет значительно шире?

0. КАЛАШНИКОВА: Конечно. Все-таки мини-офис это не отделение банка, а только точка присутствия. Он оказывает ряд услуг, доступных через терминалы и банкоматы, но при этом многие услуги через него не доступны, например заключение договоров, требующих идентификации личности сотрудником - уполномоченным банка.

В предлагаемом нами решении фактическое общение и переговоры с клиентом ведет по видеосвязи специалист call-центра, находящийся в центральном офисе, а личность клиента удостоверяет уполномоченный сотрудник на месте. Требования ЦБ, таким образом, соблюдены. При необходимости служащий call-центра может организовать клиенту аудио и/ или видеосвязь с сотрудником банка, специализирующимся в какой-то конкретной области. Это возможно, например, в случае интереса клиента к сложным структурным продуктам банка, брокерскому обслуживанию на фондовом рынке и т.д.

При этом интегрированный в терминал сканер паспортов отправляет в офис копию паспорта клиента, а специализированный принтер распечатает договор. В случае заключения кредитного договора клиент здесь же, через терминал, получает наличные средства и обезличенную карту, которая является его идентификатором для дальнейшей работы с автоматизированным офисом, в частности для погашения кредита. При заключении депозитного договора происходит, соответственно, обратное - клиент вносит деньги через устройство.

Конечно, банки встают перед необходимостью создания call-центров. Но, во-первых, затраты на них не идут ни в какое сравнение даже со стоимостью открытия одного обычного регионального офиса. Во-вторых, не будем забывать о кадровой проблеме в малых населенных пунктах, которая таким образом полностью решается. И в-третьих, мы имеем ситуацию, когда сотрудники, принимающие решения, сконцентрированы в одном месте. Все-таки специалисты банка должны пользоваться высоким уровнем доверия, что практически недостижимо на местах в случае быстрого роста региональной сети.

У нас же на местах работают только уполномоченные представители и многофункциональное оборудование.

НБЖ: Вы проводили расчеты, в каких городах, с какой численностью населения автоматизированный офис будет рентабелен?

0. КАЛАШНИКОВА: В первую очередь речь идет о городах с населением от 20 до ста тысяч человек, возможно, меньше. Это настоящая революция в банковской сфере: вхождение в такие населенные пункты, где ранее вообще никогда не было банковского присутствия. Это совершенно новая клиентская база, масштабы которой по стране огромны.
Кроме того, автоматизированный офис обладает высокой степенью мобильности. Если услуги банка по каким-либо причинам не пользуются должным спросом в данном конкретном населенном пункте, то не составляет труда перевезти несколько единиц оборудования на новое место. Это же просто техника.

Кстати, автоматизированный офис предоставляет возможность практической проверки востребованности услуг банка в той или иной местности, по ее итогам можно принимать решения о более широкой экспансии.

НБЖ: На какой стадии сейчас находится проект? Это концепция или решение? Какие наработки вы использовали в реализации проекта?

0. КАЛАШНИКОВА: Это воплощенный в «железе» продукт. Собственно, все узлы автоматизированного офиса ранее уже поставлялись на рынок нашей компанией. Существуют и функционируют терминалы с кард-диспенсерами, эксплуатируются устройства со сканерами, принтерами формата А4, есть терминалы, оснащенные видеокамерами и т.д.

Наша задача состояла в том, чтобы интегрировать все наработки, создать одно многофункциональное устройство, разработать специализированное программное обеспечение, в конечном счете предоставить банкам сбалансированное решение. Конечно же речь идет о некоем усредненном решении, каждый конкретный банк имеет собственную АБС, свою договорную базу, свою структуру управления процессом общения с клиентом и т.д. Поэтому требуется доработка нашего стандартного продукта под нужды и интересы конкретного кредитного учреждения. Но это уже обычная системная интеграция, техническая проблема. И поверьте, адаптировать программно-аппаратный комплекс собственного производства значительно проще, качественнее, быстрее, чем чужой. И в этом преимущество нашего решения.

Мы предлагаем банкам рассмотреть возможность сотрудничества в направлении создания собственной сети автоматизированных офисов. Ведь прогресс не остановить, и нет никаких сомнений, что за такими банковскими услугами будущее. Давайте создавать это будущее вместе.

беседовал Николай Мальцев
Поделиться:
 

Возврат к списку