События

19 февраля 2020

Необходимо создание спецподразделения полиции, занимающегося мелкими преступлениями в финансовой сфере – пресс-конференция в НСН

В пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» прошла пресс-конференция на тему: «Банки в танке. Кто защитит деньги вкладчиков?» Информационным поводом для нее послужила частная история телеведущего Павла Мавриди, который в прошлом году одномоментно лишился более полумиллиона рублей благодаря умелым действиям телефонных мошенников.

Однако участники пресс-конференции: Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян; Депутат Государственной Думы Виталий Милонов; Вице-президент Ассоциации российских банков, член совета директоров банка «Юнистрим» Олег Скворцов; Эксперт проекта ОНФ «За права заёмщиков» Александра Пожарская,  решили взглянуть на тему гораздо шире – ведь за 2019 год было выявлено более 2,5 миллионов жалоб на телефонное мошенничество, направленное на клиентов российских банков. Кроме того, мошенники постоянно изобретают новые способы завладеть личными данными и деньгами россиян. Число таких случаев растет, так с 2017 года число жалоб только по случаям телефонного мошенничества возросло более чем в 15 раз.

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян посоветовал никому ни при каких обстоятельствах не выдавать никакие пароли и призвал руководствоваться здравым смыслом  при общении с телефонными мошенниками и «социальными инженерами».

«Самый простой барьер на пути мошенников – здравый смысл. Первое правило наряду с этим – если вам позвонили и сослались на банк, попросите представиться и попросите перезвонить им сами. Обратная связь очень важна. Но это тоже не стопроцентная гарантия от хищения. Главное, чем нужно руководствоваться в такой ситуации – что нельзя называть свои пароли, коды и так далее. В противном случае это напоминает ситуацию, когда к вам на улице подходят люди, представляются сотрудниками ЖЭКа, предлагают поменять трубы, а вы даете им ключи от квартиры», – заявил он.

Депутат Государственной Думы Виталий Милонов предложил на уровне МВД выделить средства и силы для создания специального отдела полиции, занимающегося мелкими преступлениями финансовой направленности. Его поддержали все участники дискуссии.

«Вопрос повышения финансовой грамотности, безусловно, очень важен. Но гражданин России не обязан быть уважаемым экспертом. Для людей, разбирающихся в банковских услугах, телефонное мошенничество в этой области кажется наивным шагом. Мол, как так, сами взяли и отдали свои деньги? Но так происходит. Так было всегда. Ни один мошенник не называет себя мошенником. Их искусство психологического воздействия на человека потрясающее. Они работают за большие деньги. Я уверен, депутаты в кратчайшие сроки готовы рассмотреть инициативы, которые могли бы повысить защищенность наших граждан от мошенничества. Основная проблема в том, что эти преступления никому не интересны. У нас нет специализированной полиции. Управление К занимается крупными преступлениями. МВД должно выделить спецотдел, создать единый центр. Чтобы по всем финансовым преступлениям с карточкой не нужно было идти к участковому», – заявил депутат.

Вице-президент Ассоциации российских банков, член совета директоров банка «Юнистрим» Олег Скворцов поделился своим личным опытом взаимодействия с телефонными мошенниками и дал несколько полезных советов потенциальным жертвам.

Эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков» Александра Пожарская выступила с предложением, что потребители финансовых услуг пожилого возраста в целях безопасности могут оставить для себя только возможность снятия наличных в банкоматах и оплаты покупок на кассах. Добровольный отказ может быть получен еще на этапе оформления карты. Данный механизм, по словам Пожарской, необходимо установить в законодательстве. Он может работать как через банки, так и через Национальную систему платежных карт.

«Вторым вариантом защиты от мошенничества может стать увеличение задержки получаемых СМС-сообщений с кодами подтверждения перевода денег. Это технически реализуемо и можно сделать по заявлению абонента, поданному сотовому оператору. В настоящее время при замене СИМ-карты уже блокируется получение финансовых сообщений на некоторое время. Надо просто увеличить срок блокировки», – считает Пожарская.

По ее словам, предложенные решения позволят без значительных затрат защитить от финансовых преступлений наиболее уязвимую социальную группу – пожилых людей, которые обычно пользуются только дебетовыми картами для получения социальных выплат и не могут понять, что их обманывают. Проект ОНФ «За права заемщиков» запустил специальную акцию «Расскажи бабушке» по информированию пенсионеров о рисках финансового мошенничества.

«FinCERT Банка России опубликовал исследование, по данным которого, с пластиковых карт мошенники за 2019 год увели 6,5 миллиарда рублей. Возместить потребителям из этого объема банкам удалось лишь 15 процентов. Мошенники сейчас пользуются не только приемами социальной инженерии, то есть убеждением своих жертв по телефону, но и базами данных банковских клиентов. Правоохранители пока с этим не справляются. Для раскрытия данных преступлений нужно создавать специализированную структуру», – подчеркнула Пожарская, высказав общее мнение участников пресс-конференции.

Поделиться:
 

Возврат к списку