События

16 сентября 2019

На Московском финансовом форуме обсудили финансовое просвещение потребителей в цифровую эпоху

Тема финансовой грамотности становится традиционной для Московского финансового форума — уникальной площадке для профессиональной дискуссии по вопросам финансово-экономической политики страны.

Второй год подряд руководство Минфина России, Банка России, топ-менеджеры крупнейших банков, представители организаций по защите прав потребителей и образовательного сообщества, эксперты по финансовой грамотности обсуждают актуальные вопросы  развития финансового просвещения. В этом году тема обсуждения была посвящена финансовому просвещению потребителей в цифровую эру.

Открывая сессию «Финансовое просвещение потребителя в цифровую эру: риски и возможности», заместитель Министра финансов Российской Федерации Сергей Сторчак отметил, что сегодня большинство пользователей цифровых услуг в финансовой сфере не чувствуют сопряженных с этим рисков.

«Многих, наверное, слишком пленит простота, с которой цифровые технологии вошли в обыденную жизнь, и легкость, с которой осуществляются транзакции, прежде всего связанные с решением каких-то бытовых вопросов. На самом деле ситуация немножко более тревожная», — сказал он. Сергей Сторчак подчеркнул, что информацию о возможных рисках, связанных с цифровыми технологиями, Минфин России включает в учебные пособия для школьников и иную литературу, которая распространяется в рамках Проекта повышения финансовой грамотности населения и развития финансового образования.

Теме цифровизации финансовых услуг и связанных с этим процессом возможностями и рисками будет посвящена VI Неделя сбережений. В этом году она начнется 31 октября. «Мы придаем этому мероприятию особое значение, потому что у него широчайший охват... не сотни тысяч, а миллионы людей приобщаются к финансовому образованию», — добавил Сергей Сторчак.

Заместитель Министра финансов также выделил роль Облигаций федерального займа для населения  (ОФЗ-н) в повышении уровня финансовой образованности. ОФЗ-н последнего выпуска, теперь можно приобрести у банков-агентов в режиме онлайн. Новый цифровой сервис делает более наглядной систему управления личными активами, позволяет почувствовать механику принятия финансовых решений.

Генеральный директор Аналитического центра Национального агентства финансовых исследований  (НАФИ) Гузелия Имаева в своем выступлении отметила, что цифровизация финансовых услуг  продолжает изменять ландшафт финансового рынка и каналы взаимодействия между финансовыми институтами и потребителям.

«Мы опросили топ-менеджмент крупнейших финансовых организаций в России и выяснили, что 22% организаций планируют в ближайшие 2-3 года сократить количество физических отделений своих банков и страховых компаний», - рассказала эксперт, добавив, что финансовые институты будут наращивать свое присутствие в  мобильных приложениях и интернет-банкинге.  Причем, по словам Гузелии Имаевой, Россия является одним из лидеров по развитию финансовых технологий в мире.

Всероссийские исследования НАФИ также показали, что 19% взрослого населения страны не посещают офисы финансовых организаций и решают все свои вопросы удаленно, а 31% бывают в отделениях кредитных организаций и страховых компаний реже одного раза в месяц. При этом 67% респондентов для финансовых операций используют интернет и мобильный банк, 11% - бесконтактную оплату, а 3 % - «умные часы» и браслеты.

Эксперт также привела данные опроса потребителей о рисках при использовании финансовых услуг.  34% респондентов уверены, что рисков нет, 33% - что есть, 15% - считают, что риски "цифры" такие же, как и при использовании традиционных финансовых услуг, а 18% затруднились ответить.

Руководитель регионального центра финансовой грамотности Томской области Елена Кузьмина, рассказала об опыте региона: «В Томской области методике преподавания финансовой грамотности обучили 1100 педагогов. Уроки по финграмотности проходят во всех 330 школах. Так же мы разрабатываем цифровые проекты финансового просвещения: электронные журналы, цифровую платформу взаимодействия всех участников проекта с РЦФГ и другие». Среди проблем она отметила недостаточно развитую цифровую инфраструктуру в сельской местности, что препятствует доступности финансовых онлайн-услуг.

Председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, поднял проблему качества кредитных продуктов, чрезмерной сложности финансовых услуг,  регулирования предельных ставок по кредитам: «Сейчас в России можно взять кредит в микрофинансовой организации в три клика под 730% годовых. Это так называемый «специальный продукт». Продукт для самых бедных – такие ставки допустимы для кредитов до 10 000 рублей», - посетовал эксперт.

В дискуссии также приняли участии: Александр Коланьков, советник руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России; Георгий Горшков, первый заместитель Президента - Председателя правления ПАО Почта Банк; Владимир Потапов, глава ВТБ Капитал Инвестиции, руководитель департамента брокерского обслуживания, старший вице-президент банка ВТБ.

Модератором сессии выступила Анна Зеленцова, советник директора Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», член Наблюдательного Совета ОЭСР по финансовому образованию.

Поделиться:
 

Возврат к списку