События

01 февраля 2019

Закат либерализма

Главные итоги Всемирного экономического форума в Давосе

Всемирный экономический форум (ВЭФ), завершившийся на швейцарском высокогорном курорте Давос, как и мировая экономика, переживает острый кризис. Раньше в уютном отеле «Бельведер», где за закрытыми дверями миллиардеры давали советы миллионерам, как в условиях глобализации быстро сколотить состояния, людей было столько, что некуда яблоку упасть. Но сейчас эти рекомендации устарели. Неслучайно большинство мировых лидеров и влиятельных бизнесменов дружно проигнорировали главный съезд архитекторов либеральной экономики: сейчас каждый за себя и по-своему пытается навести порядок в национальной квартире.

Форум для бывших

Как всегда, ВЭФ продемонстрировал особый статус в деловом мире: красивая природа Альп и красивый ценник за элитный сервис, звезды мировой политики и гуру экономики, дорогие лимузины и вертолеты, море журналистов, уникальные вечеринки с участием отборных моделей и звезд шоу-бизнеса, икра и шампанское. И на десерт – сладкое послевкусие причастности к закрытому клубу сторонников глобализации экономики.

Но в этот раз что-то пошло не так. 49-й Всемирный форум оказался самым слабым по составу участников. В 2019 году в Давос по разным причинам не приехали приглашенные лидеры стран, формирующие глобальную повестку: Дональд Трамп, Си Цзиньпин, Тереза Мэй, Эмманюэль Макрон. Их отсутствие только подчеркнуло экономическую, социальную и геополитическую напряженность в современном мире. От полного провала организаторов спасли Ангела Меркель, Джузеппе Конте, Синдзо Абэ и новый президент Бразилии Жаир Болсонаро, принявшие приглашения.

Правда, этого было недостаточно. Ведущие деловые СМИ обратили внимание на интересный факт: впервые в истории саммит проигнорировали ведущие американские политики. Как едко заметил аналитик Фарид Закария: «Давос без Америки отражает мир без Америки». Многие эксперты назвали Давос-19 «форумом бывших». Вместо госсекретаря США Майка Помпео, выступившего только по видеосвязи, выступал Альберт Гор. Вместо британского премьера Терезы Мэй – Тони Блэр. Вместо тех, кому предстоит проблемы решать, говорили те, кто создавал предпосылки.

Разумеется, не этого ждали около 3 тыс. участников из 110 стран мира, представляющих 1700 компаний, привыкших получать информацию из первых рук. Похоже, саммит в швейцарских Альпах перестал быть местом, где рулят судьбами мира, а стал похож на обычную конференцию с участием известных политиков, экспертов и бизнесменов.

Просчет с повесткой

Но и это еще не все. Создатель и бессменный президент ВЭФ Клаус Шваб явно промахнулся с повесткой. Предложенная почетным профессором европейских университетов главная тема «Глобализация 4.0: формирование глобальной архитектуры в эпоху четвертой промышленной революции» давно потеряла злободневность. Роскошный рекламный щит «Свободная торговля – это великолепно!», размещенный на гостинице «Бельведер», выглядел неуместно. Либерализм в мировой экономике давно не в моде. Она вступила в непредсказуемый период дезинтеграции: полным ходом идут торговые войны, к власти в ряде ведущих стран пришли протекционисты и националисты, устоявшиеся связи и альянсы рушатся, государства с развитой экономикой со скандалами выходят из торговых ассоциаций. Отнюдь не случайно форум проигнорировали главный антиглобалист Трамп и изоляционистка Мэй. Даже активисты-антиглобалисты, атакующие в последние годы форум, в минувшем январе остались дома – их услышали сильные мира сего.

Агентство Reuters, сравнивая два последних форума, пришло к неутешительным выводам: если Давос-18 был полон оптимизма, то на Давосе-19 царили мрачные настроения и ожидания рецессии всех экономик мира. Наблюдая за саммитом, экономист Валентин Катасонов вспомнил фразу, произнесенную в мае 2000 года Джорджем Соросом: «Музыка уже кончилась, а эти еще танцуют». Так знаменитый финансист-спекулянт прокомментировал первое обвальное падение на фондовой площадке NASDAQ и оптимизм, сохранявшийся тогда у многих биржевых игроков. Вот и сегодня «музыка глобализации» закончилась, а некоторые политики под нее еще «танцуют».

Кризис идей

Показательно, что участники форума обсуждали темы, которые противоречат повестке: Brexit, деглобализацию и фрагментацию единого экономического пространства. «Мир подошел к концу суперцикла активной глобализации, который длился 30 лет», – заявил на деловом завтраке Сбербанка «Бизнес в эпоху деглобализации» глава Минэкономики России Максим Орешкин, возглавивший российскую делегацию на форуме. По его словам, этот процесс стал позитивным с точки зрения «добавленной стоимости к экономике мира», однако она была неравноправно распределена как внутри государств, так и между ними. Это приводит к смене политического ландшафта и протестам, таким как движение «желтых жилетов» во Франции. «Технологическое неравенство между странами только усиливает этот процесс. И пока эта проблема не будет решена, мы будем видеть нарастание деглобализации, национализма», – отметил министр.

По мнению главы «Роснано» Анатолия Чубайса, деглобализация стала следствием мирового кризиса либерализма: «Деглобализация – это удар по миллионам людей, который радикально изменит их жизнь. Все зло глобализации уже увидели, добро не очень заметили, а зло деглобализации еще предстоит увидеть». Экс-премьер-министр Англии Тони Блэр озвучил другую точку зрения: «Жители разных стран чувствуют себя жертвами глобализации, а не получателями ее выгоды. И эти проблемы возникли вследствие миграции и культурных изменений. Мы должны разобраться с ними, предоставить ответ, иначе политики из крайне левых и из крайне правых лагерей будут использовать этот гнев, при этом не предоставляя никакого ответа».

Тучи пессимизма были заметны практически на всех пленарных сессиях. И не только из-за того, что экономический рост в мире замедлился еще в четвертом квартале прошлого года и экономисты вынуждены были ухудшить прогнозы на весь 2019 год. Например, по оценке главы МВФ Кристин Лагард, мировая экономика вырастет в 2019 году на 3,5%, а в 2020-м – на 3,6%, что ниже предыдущего прогноза на 0,2 и 0,1 п.п. соответственно.

За кулисами активнее всего обсуждали промышленное замедление в Германии и проблемы экономик Франции и Италии. «Рецессии в мире плохо предсказуемы: всегда рецессия приходит позже, чем вы прогнозируете, и раньше, чем вы ожидаете», – отметил глава Сбербанка Герман Греф.

Многие участники форума говорили о том, что глобальная экономика начинает разваливаться на зоны, рассказал Орешкин. Этими зонами выступают США, Европа, Китай, Япония и страны Юго-Восточной Азии. «Форум в этом году прошел с более негативным настроением. Проблемы, которые сейчас обрушились на все страны одна за другой, – и социальные, и торговые – накапливались десятилетиями. Есть некоторая растерянность глобальных лидеров, представителей разных стран, потому что они понимают, что массив проблем накоплен большой, выхода из него простого нет. Всем странам сейчас надо сосредоточиться на решении своих внутренних проблем», – отметил глава Минэкономразвития. По его прогнозу, в мире продолжится политика, когда одни государства будут винить в своих проблемах другие государства. Это касается как минимум торговых взаимоотношений. Что, соответственно, скажется на росте экономики.

Ниже плинтуса

С нескрываемой тревогой российские эксперты смотрели на саммите и на перспективу российско-американских взаимоотношений. Сейчас в Москве надеются хотя бы сохранить текущий низкий уровень. О потеплении никто и не думает. Как считает президент – председатель правления ВТБ Андрей Костин, напряженные отношения с США продлятся еще не менее 10 лет. Напомним, что два года назад глава госбанка говорил «о снятии санкций в ближайшие два года». Что называется, почувствуйте разницу. Для российской банковской системы это означает одно – не стоит даже мечтать о дешевом зарубежном фондировании.

Очевидно, что антироссийское лобби, которое будет настаивать на сохранении режима санкций и дальнейшем давлении на экономику нашей страны, в этом году заметно укрепилось. Его активность пока сдерживает только один фактор – шатдаун. И как только контролирующие конгресс демократы найдут с Трампом компромисс по строительству стены на границе с Мексикой и разблокируют работу федеральных учреждений, то можно не сомневаться – давление на Россию вырастет с новой силой.

Очевидно, что конкуренция между Москвой и Вашингтоном в сфере глобальной энергетики переросла в конфронтацию. Всего за пять последних лет США из крупнейшего покупателя нефти и газа благодаря «сланцевой революции» превратились в крупнейшего продавца. И американским корпорациям потребовались новые рынки сбыта топлива. Именно поэтому накануне саммита посол США в ФРГ Ричард Гренелл разослал письма с откровенными угрозами немецким компаниям – участникам строительства газопровода «Северный поток – 2».

Пока канцлер ФРГ держит удар: на Международном экономическом форуме в Давосе Ангела Меркель заявила, что Берлин продолжит закупки российского газа. Ее можно понять. В минувшем декабре закрылась последняя шахта по добыче каменного угля на территории Германии. Ранее в стране был поставлен жирный крест на атомной энергетике. Так что вся надежда на экологически чистый газ.

Добавим, что в Давосе помимо энергоресурсов Москва искала общий язык с инвесторами в других сферах. Как сообщил Максим Орешкин, представители российского Белого дома провели серию закрытых встреч о приватизации крупных госактивов. О чем шла речь, министр не пояснил. Но, по мнению аналитиков, с большой вероятностью переговоры шли не только о «Совкомфлоте», но и о части санируемых ЦБ банков.

Эти действия на форуме Кремля предсказуемы. На дворе кризис не только экономики, но и доверия между политиками и бизнесменами. Самое время осваивать новые ниши рынка и искать новых партнеров.

Сергей Артемов

Поделиться:
 

Возврат к списку